Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Философия науки Наука – это особая сфера человеческой деятельности. Она
зародилась как способ рационального познания мира, но сегодня нас интересует не
столько чистое познание, сколько преобразовательная сила науки и её способность
подчинять человеку окружающий мир. Наука
стала самым эффективным инструментом в руке человека. Стоит разобраться, почему это произошло, каковы предпосылки,
условия и границы применения науки. Куда идёт развитие науки? Несёт ли оно
новое благо или создаёт дополнительные угрозы? Можно ли верить в науку или хотя
бы ей доверять? Об этом – настоящий раздел. Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
| АвторРоберт К. Мертон |  |
Это эссе было первоначально опубликовано в 1942 году под названием «Наука и технология в условиях демократического порядка». В нем представлены основные принципы, на которых базируется этос науки, то есть этические ценности, разделяемые всеми учеными. Благодаря применению этого этоса деятельность ученых столь продуктивна и столь отличается от болтовни и агитации идеологов и политиков. Примечания автора сделаны позднее. |
| Наверх | | АвторТруфанов С.Н. |  | Полагая, что работа над этой книгой продлится ещё не один год, автор посчитал возможным опубликовать уже готовую её первую часть отдельно. К данной публикации дано только временное предисловие, которое в окончательном варианте будет изменено. |
| Наверх | | | АвторАлексей Савватеев, Андрей Минаев |  | С профессором Российской Экономической Школы А.В. Савватеевым беседует студент этой школы - Андрей Минаев. Интервью предназначалось для NES Alumni Magazine
(внутреннего издания РЭШ), но не было принято редакцией. Текст является в определенной степени интроспекцией научного сознания, а также содержит ряд нетривиальных мыслей о семантическом пространстве России и том месте, которое в нём занимает наука. |
| Наверх | | АвторД.В. Пивоваров, д-р. философ. н., проф. |  | В статье
обсуждаются самые важные парадоксы, с которыми обычно сталкиваются футурологи,
пытающиеся прогнозировать общий ход будущих исторических событий и культур.
Автор присваивает этим парадоксам следующие названия: «антиномия ученого
незнания», «парадокс нового» и «парадокс эмерджентного эффекта». Обзор
названных парадоксов завершается выводом о том, что широкомасштабные и долгосрочные «научные
предвидения будущего», претендующие на истинность, по сути, невозможны. |
| Наверх | | АвторЛосева О.А., д.филос.н. |  | Обзор историософских концепций - начиная с Геродота и до наших дней. |
| Наверх | | АвторПавел Герасимов |  | Может ли учёный работать без идеологии? Отечественная наука берёт своё начало с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Какая идеология, какой нравственный и философский посыл , по его мнению, должен лежать в основании российской науки? |
| Наверх | | АвторЕвгений Ивахненко, д.ф.н., проф. |  | Автор рассматривает феномен эмиссии знания (по аналогии с денежной эмиссией) и установление эпистемологической зависимости всего мира от институтов образования и воспроизводства знаний США. Вероятно, это - наиболее фундаментальный уровень создающейся конструкции глобального мира, в результате чего закладывается эпистемологическое превосходство Запада над всем человечеством. |
| Наверх | | АвторД.В. Пивоваров, д-р философ.н., проф. |  | В статье даётся общий обзор конкурирующих эпистемических (от греч. epistēmē знание) тенденций - авторитарного монизма (сциентизма) и анархического плюрализма (асциентизма). Анализируется такая форма сциентизма как феномен обожествления учёного (на основе образа Исаака Ньютона). |
| Наверх | | АвторМ.В. Гуреев, к. филос. н., доцент |  | Если вспомнить историю становления научного знания, то налицо тот факт, что церкви, монастыри, богословские институты и т.п. заведения были одним из первоначальных и главных оплотов познания как такового и научного знания в частности. Во всяком случае, данная ситуация была характерна для территории Европы и зарождающегося русского государства. Несомненно, познавательные стратегии человечества были тесно связаны с Богопознанием, хотя в дальнейшем и наметился раскол познания на «чистую» науку и богословскую. |
| Наверх | |
|
|
|
|