ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Искусство >> В сетях шпионажа

В сетях шпионажа

Печать
Автор Александр Федоров, д-р. пед.н., проф.   

В сетях шпионажа: стереотипы советских фильмов о шпионах 1930-х годов

 

Советские шпионские фильмы 1930-х были построены по двум стереотипным сюжетным схемам:

         - шпионы охотятся за советскими военными секретами, стремясь выкрасть у советских ученых, инженеров чертежи новейших самолетов и прочей техники, а также планы/карты месторождений полезных ископаемых («Частный случай», «Высокая награда», «Ошибка инженера Кочина», «Гайчи», «Гость»), вербуют или пытаются вербовать для этих целей неустойчивых советских граждан интеллигентного вида, но в итоге терпят полное поражение –  их ждет разоблачение и арест;

         - шпионы/диверсанты нелегально переходят  советскую границу, но их разоблачают и ловят отважные пограничники, которым активно помогает местное население («Застава у Чертова брода», «Граница на замке», «Дочь Родины», «Ущелье Аламасов», «Морской пост», «На границе», «На дальней заставе», «Пограничники»).

Людмила Шулика Шпион 
  Людмила Шулика "Шпион", 2006

       Шпионы эти могли маскироваться под простых трудящихся «народного вида» («Дочь Родины», «Граница на замке»), но, как правило, изначально имели омерзительные черты «гнилой интеллигенции»  («Высокая награда», «На границе», «Ошибка инженера Кочина»).

         Очень часто ловить и разоблачать вражеских шпионов в советских фильмах 1930-х годов помогали вездесущие дети младшего и пионерского возраста («Печать времени», «Высокая награда», «Гайчи», «Поезд едет в Москву»).   Чего стоит одна только фабула фильма «Печать времени» (1933), где шпион в купе с кулаком и священником хочет вызвать панику населения и помешать военным маневрам, да не тут-то было: его разоблачают пионеры. «Особая и двусмысленная прелесть фильма заключается в том, что эта экранизация кукольного спектакля: марионетки вместо людей – можно ли представить более ядовитую самопародию!» [Притуленко,1995. С.105].

         Если в начале 1930-х главными врагами в советских фильмах выступали большей частью кулаки, вредители из «бывших», басмачи, да затаившиеся белогвардейцы, то во второй половине 1930-х их по большей части вытеснили зарубежные шпионы. Это легко проследить и статистически: с 1930 по 1935 шпионы (в той или иной ипостаси) появлялись в 8-ми игровых фильмах, а с 1936 по 1939 уже в 20-ти (из них: 1936 год – 2; 1937 – 4; 1938 – 6; 1939 – 8). Конечно, далеко не всегда шпионы в этих фильмах становились доминирующими персонажами. Иногда положительные герои разоблачали и ликвидировали их как бы между делом, походя. Но суть от этого не менялась – экран активно внушал зрителям, что шпионы буквально наводнили страну и, следовательно, -  шпионом может быть каждый – прохожий, сосед, приятель, возлюбленный, родственник…  Главное – во время проявить бдительность, не расслабляться, сообщить «органам» о своих подозрениях, дать отпор, задержать и т.д. Как говаривал один из главных героев «Высокой награды», «людей надо проверять. Внимательно и зорко проверять, чтобы под маской не спрятался враг». При этом шпионы изображались «чуждыми не только по национальной, но и по классовой принадлежности. Они — представители буржуазной культуры [Снайдер, 1999]. 

В итоге на основании просмотренного и изученного материала студенты могут выделить обобщенную структуру стереотипов советских шпионских фильмов 1930-х годов.

 

Структура стереотипов советских  фильмов о шпионах

 1930-х годов

 

Исторический период, место действия: 1930-е годы, СССР, иногда  зарубежные страны, посольства.

Обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, служебная обстановка кабинетов.

Приемы изображения действительности:  условно реалистические по отношению к положительным; по отношению к персонажам отрицательным возможна определенная доза гротеска.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  (пограничники, сотрудники контрразведки, мирные граждане) и отрицательные (шпионы, диверсанты и их пособники). Они разделены идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим). Мужские персонажи (как положительные, так и отрицательные), как правило, обладают крепким телосложением. Однако возможны варианты – как положительные мужские персонажи (ученые, инженеры), так и отрицательные (шпионы, их пособники) могут иметь заурядные физические данные и интеллигентную внешность.

При внешне симпатичных данных женские персонажи могут быть положительными героинями без страха и упрека («Дочь Родины», «Высока награда»), так и отрицательными («Застава у Чертова брода», «Ошибка инженера Кочина»). Само собой, даже если шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть нейтрально или привлекательно, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...

Правда, часто уже с самого начала шпионы могут быть показаны   врагами с «заграничной» внешностью   и неприятными  тембрами голосов (например, персонажи А.Файта в «Высокой награде» или Э.Гарина в фильме «На границе»)...

Существенное  изменение в жизни персонажей: шпионы совершают преступление (кража/попытка кражи секретных документов, чертежей, нелегальный переход границы, диверсия, шантаж, убийство).

Возникшая проблема: нарушение советских законов.

Поиски решения проблемы: расследование преступления, слежка, преследование шпионов и диверсантов.

Решение проблемы: доблестные советские контрразведчики разоблачают/ловят/уничтожают вражеских шпионов и диверсантов.

 

         Любопытно, что стереотипы шпионских лент 1930-х были талантливо спародированы Геннадием Полокой еще в 1970 году – в фильме «Один из нас», действие которого разворачивается накануне войны с нацистами, и где собраны практически все штампы шпионской серии сталинских времен. Не менее изощренную постмодернистскую игру со стереотипами шпионских фильмов 1930-х затеяли авторы фильма «Шпион» (2012), поставленном по роману Б.Акунина. Но если в черно-белой пародии Г.Полоки внешний изобразительный ряд точно вписывался в стилистику кинематографа 1930-х, то в цветном «Шпионе» возникает своего рода утопический образ ампира сталинской довоенной Москвы, в реальности оставшейся лишь в замыслах, чертежах и макетах. Да и персонажи ленты по своей стереотипности приближены больше к комиксным, нежели к привычно кинематографическим.

 

© Александр Федоров(2012)

 

Литература

 

Притуленко В. Адресовано детям // Кино: политика и люди (30-е годы) / Отв. ред. Л.Х.Маматова. М.: Материк, 1995. С.100-109.

Снайдер М. Детектив или  шпионский триллер. «Ошибка инженера Кочина» и «Предатель» // Киноведческие записки. 1999. №  41.

 

Фильмография

Две встречи. СССР, 1932. Режиссер Яков Уринов. Сценаристы: Яков ПротазановОписание: Яков Протазанов, Яков Уринов. Оператор Борис Козлов. Художники: Иван Степанов, Александр Евмененко. Актеры: Георгий МузалевскийОписание: Георгий Музалевский, Федор БлажевичОписание: Федор Блажевич, Сергей МартинсонОписание: Сергей Мартинсон, Софья МагариллОписание: Софья Магарилл, Александр ТимонтаевОписание: Александр Тимонтаев, Михаил ТархановОписание: Михаил Тарханов, Иван ШтраухОписание: Иван Штраух, Андрей ФайтОписание: Андрей Файт, Александр Чистяков

Описание: Александр Чистяков

Враг у порога. СССР, 1932.  Режиссер Лазарь Анци-Половский. Сценарист Василий Катинов. Оператор А. Роговский. Художник Владимир Покровский. Актеры: Василий Чудаков, Алена ЕгороваОписание: Алена Егорова, Н. Николаев и др. 

Печать времени. СССР, 1932. Режиссер Георгий Кроль. Сценарист Мария Итина. Оператор Сергей ЗабозлаевОписание: Сергей Забозлаев. Актеры: Сергей Сплошнов, Леонид МакарьевОписание: Леонид Макарьев, Урсула Круг и др. 

Частный случай. СССР, 1933. Режиссер Илья Трауберг. Сценаристы: Илья Трауберг, Николай Чуковский. Оператор Вениамин Левитин. Художник Павел Зальцман. Актеры: Николай Мичурин, Николай Крючков, Александр Мельников, Сергей Поначевный, Евгения Пырялова, Александр Брянцев, Софья Магарилл, Олег Жаков и др. 

Застава у Чертова брода. СССР, 1936. Режиссеры: Мирон Билинский, Константин Исаев. Сценарист Константин Исаев. Оператор Яков Кулиш. Композитор Юлий Мейтус. Художник Владимир Каплуновский. Актеры: Марина Ладынина, Иван Коваль-Самборский, Юрий Лавров, Евгений Пономаренко, Петр Репнин, Лаврентий Масоха и др. 

Партийный билет. СССР, 1936. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Екатерина Виноградская. Операторы: Алексей Солодков, Анатолий Солодков. Композитор Валерий Желобинский. Художник: Василий Рахальс. Актеры: Ада Войцик, Андрей Абрикосов, Игорь Малеев, Анатолий Горюнов, Мария Яроцкая, Сергей Антимонов и др. 

Граница на замке. СССР, 1937. Режиссеры: Василий Журавлёв, Константин Когтев. Сценаристы: Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Никита Богословский. Художник Яков Фельдман.  Актеры: Константин Нассонов, Семен Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов (старший), Виктор Аркасов, Федор Селезнёв, Михаил Викторов, Виктор Шепель, Лев Прозоровский, Павел Массальский и др. 

Дочь Родины. СССР, 1937.  Режиссер Владимир Корш-Саблин. Сценарист Иоган Зельцер. Операторы: Борис Рябов, Евгений Шапиро. Описание: Евгений ШапироКомпозитор Исаак ДунаевскийОписание: Исаак Дунаевский. Художник Владимир Покровский. Актеры: Мария Блюменталь-ТамаринаОписание: Мария Блюменталь-Тамарина, Зинаида КарповаОписание: Зинаида Карпова, Роза СвердловаОписание: Роза Свердлова, Михаил БолдуманОписание: Михаил Болдуман, Геннадий МичуринОписание: Геннадий Мичурин, Иван Коваль-СамборскийОписание: Иван Коваль-Самборский, Александр Чистяков и др. 

Ущелье Аламасов. СССР, 1937. Режиссер Владимир Шнейдеров. Описание: Владимир ШнейдеровСценарист Михаил Розенфельд. Оператор Александр ШеленковОписание: Александр Шеленков. Композитор Зиновий Фельдман. Художник Иван Степанов. Актеры: Даниил СагалОписание: Даниил Сагал, Петр АржановОписание: Петр Аржанов, Николай МичуринОписание: Николай Мичурин, Иван Коваль-Самборский и др. 

Гайчи. СССР, 1938. Режиссер Владимир ШнейдеровОписание: Владимир Шнейдеров. Сценарист В. Москалевич. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Зиновий Фельдман. Художник: Кира Геннингсон. Актеры: Ердык Манджиев, Георгий Субботин, Виктор ТретьяковОписание: Виктор Третьяков, В. Толгаев, Юлия Цай и др. 

Морской пост. СССР, 1938. Режиссер Владимир Гончуков. Сценарист Лев Линьков. Оператор Г. Шабанов. Композитор Николай КрюковОписание: Николай Крюков. Художник Николай Валерианов. Актеры: Иван НовосельцевОписание: Иван Новосельцев, С. Юмашева, Николай ИвакинОписание: Николай Ивакин, И. Рожнятовский, Александр Луценко и др. 

На границе. СССР, 1938. Режиссер и сценарист Александр Иванов (по литературным материалам П.Павленко). Оператор Владимир Рапопорт. Композитор Венедикт Пушков. Художник Павел Зальцман. Актеры: Елена Тяпкина, Зоя Фёдорова, Николай Крючков, Степан Крылов, Николай Виноградов, Эраст Гарин и др. 

Поезд идет в Москву. СССР, 1938. Режиссеры: Альберт ГендельштейнОписание: Альберт Гендельштейн, Дмитрий Познанский. Сценаристы: Альберт ГендельштейнОписание: Альберт Гендельштейн, Владимир Крепс. Описание: Владимир КрепсОператор Михаил КирилловОписание: Михаил Кириллов. Композитор Валентин Кручинин. Художник Кира Геннингсон. Актеры: Владимир ТумаларьянцОписание: Владимир Тумаларьянц, Осип АбдуловОписание: Осип Абдулов, Алексей Грибов и др. 

Честь. СССР, 1938.  Режиссер Евгений ЧервяковОписание: Евгений Червяков. Сценаристы: Лев Никулин, Юрий Никулин. Оператор Михаил Гиндин. Композитор Юрий Шапорин. Описание: Юрий (Георгий) ШапоринХудожники: Виктор Иванов, Владимир Камский. Актеры: Освальд ГлазуновОписание: Освальд Глазунов (Глазниек), Е. Исаева, Василий Ванин и др. 

Высокая награда. СССР, 1939.  Режиссер Евгений Шнейдер. Сценарист  Игорь Савченко. Оператор  Александр Шеленков. Композитор Владимир Юровский. Художник Людмила Блатова. Актеры: Николай Свободин, Тамара Альцева, Владимир Тумаларьянц, Андрей Абрикосов, Виктор Селезнёв, Константин Нассонов, Михаил Трояновский, Александр Громов, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Андрей Файт и др. 

Гость. СССР, 1939. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценарист Лев Канторович. Оператор Георгий Филатов. Художник Павел Бетаки.  Актеры: Иван Кузнецов, Юлия Цай, Петр Аржанов, Николай Васильев, Зула Нахашкиев, Валентина Телегина и др. 

Мужество. СССР, 1939. Режиссеры: Михаил КалатозовОписание: Михаил Калатозов, Семен Деревянский. Сценарист Георгий Кубанский. Оператор Вениамин Левитин. Композитор Венедикт Пушков. Описание: Венедикт ПушковХудожник Ефим Хигер. Актеры: Олег ЖаковОписание: Олег Жаков, Дмитрий ДудниковОписание: Дмитрий Дудников, Константин СорокинОписание: Константин Сорокин, Алексей БондиОписание: Алексей Бонди, Александр Бениаминов и др. 

Ночь в сентябре. СССР, 1939. Режиссер Борис БарнетОписание: Борис Барнет. Сценарист Игорь Чекин. Оператор Наум Наумов-СтражОписание: Наум Наумов-Страж. Композитор Владимир Юровский. Художник Владимир Баллюзек. Актеры: Эммануил Абхаидзе, Николай КрючковОписание: Николай Крючков, Даниил СагалОписание: Даниил Сагал, Зоя Фёдорова и др. 

Ошибка инженера Кочина. СССР, 1939. Режиссер Александр Мачерет. Сценаристы: Юрий Олеша, Александр Мачерет (по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка»). Оператор Игорь Гелейн. Художник Артур Бергер. Актеры: Михаил Жаров, Сергей Никонов, Любовь Орлова, Николай Дорохин, Борис Петкер, Фаина Раневская, Борис Свобода, Петр Леонтьев, Виктор Ключарев, Леонид Кмит и др. 

Родина. СССР, 1939. Режиссеры: Николай ШенгелаяОписание: Николай Шенгелая, Диомиде Антадзе. Сценаристы: Георгий МдиваниОписание: Георгий Мдивани, Николай Шенгелая. Описание: Николай ШенгелаяОператор Константин КузнецовОписание: Константин Кузнецов. Композитор Андрей БаланчивадзеОписание: Андрей Баланчивадзе. Художник Иосиф ГабашвилиОписание: Иосиф Габашвили. Актеры: Нато ВачнадзеОписание: Нато (Наталья) Вачнадзе, Коте  ДаушвилиОписание: Коте (Константин) Даушвили, Серго Закариадзе  и др. 

На дальней заставе. СССР, 1940. Режиссер Евгений Брюнчугин. Сценарист А. Пунченок. Оператор Константин Венц. Композитор Даниил Покрасс. Художники: Петр Галаджев, Михаил Карякин. Актеры: Всеволод Блюменталь-Тамарин, Асли Бурханов, Александр Баранов и др. 

Пограничники. СССР, 1940. Режиссер Александр Маковский. Сценарист Алексей Ян. Оператор Владимир Лавров. Композитор Георгий Березовский. Актеры: Николай Ивакин, Иван Юдин, Алты Карлиев, И. Каравайченко и др. 

Один из нас. СССР, 1970. Режиссер Геннадий Полока. Сценаристы Алексей Нагорный, Гелий Рябов.  Операторы Самуил Рубашкин, Генри Абрамян. Композитор Эдуард Хагагортян. Актеры: Георгий Юматов, Игорь Дмитриев, Людмила Гурченко, Николай Гринько, Тамара Семина, Ирина Короткова, Иван Рыжов, Федор Никитин, Татьяна Конюхова, Владимир Грачев, Муза Крепкогорская, Николай Граббе, Алексей Смирнов и др.

Шпион. Россия, 2012. Режиссер: Алексей АндриановОписание: Алексей Андрианов. Сценаристы: Владимир ВалуцкийОписание: Владимир Валуцкий, Николай Куликов. Описание: Николай КуликовОператор: Денис Аларкон-РамиресОписание: Денис Аларкон-Рамирес. Композитор Юрий Потеенко. Художник: Виктор Петров. Актеры: Данила КозловскийОписание: Данила Козловский, Федор БондарчукОписание: Фёдор Бондарчук, Владимир ЕпифанцевОписание: Владимир Епифанцев, Виктор ВержбицкийОписание: Виктор Вержбицкий, Виктория ТолстогановаОписание: Виктория Толстоганова, Сергей ГазаровОписание: Сергей Газаров, Алексей ГорбуновОписание: Алексей Горбунов, Екатерина МельникОписание: Екатерина Мельник, Анна ЧиповскаяОписание: Анна Чиповская, Описание: Константин АдаевОписание: Алексей ГавриловОписание: Роман ИндыкОписание: Лаймутис СеджюсОписание: Сергей ШеховцовОписание: Дмитрий НазаровАндрей МерзликинОписание: Андрей Мерзликин, Александр КузнецовОписание: Александр Кузнецов, Алексей Панин и др.

 

Теги:   Кино


30.04.2012 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение