ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Общество >> Культурные миры современного родительства

Культурные миры современного родительства

Печать
Автор Анастасия Абрамова   



Про родительство - или с тревогой или с ужасом. Это доминирующая интонация, звучащая сегодня в СМИ. А между тем, одно из устойчивых общественных явлений последних двух десятилетий - это  объединение родителей в различные сообщества. Вовсе не для того, чтобы тихо угасая, обсуждать факты семейного насилия, жестокости по отношению к детям, социальное сиротство и прочие печальные вещи. Напротив. Здесь бурлит жизнь  - вместе с детьми.


Программы таких объединений  достаточно разнообразны по содержанию, а главное, различны по исходным мировоззренческим установкам, но фактом остается то, что они оказались способны поддерживать и развивать культуру семьи и родительства в современном обществе.

Попробуем дать краткую характеристику подобным объединениям. Мы сосредоточим внимание не на общих положениях (ценность семьи, стремление к детско-родительской общности, многодетности и пр.), а на принципиальных мировоззренческих различиях. Эти различия очень существенны и сориентированны, по сути,  на разные «культурные миры»: условно - мир Запада с запросами постиндустриального общества, мистический мир Востока, переосмысленный в категориях "Нью-Эйдж" (по сути, имеющими к реальной восточной традиции лишь отдаленное отношение), и мир самобытной российской культуры, ее традиции. Пользуясь терминологией П.Парфентьева, председателя МОО «За права семьи», эти три доминирующие направления могут быть определены и как "технологическое", "псевдомистическое" и "традиционное"" ("смыслоцентричное").

 

Курс на "Запад". («Запад» в данном контексте -  культурологическая категория, которая отражает наиболее существенные признаки постиндустриальной цивилизации стран западного мира, высокотехнологичного «западного образа жизни»). 

Голике Василий Александрович Автопортрет с женой и детьми  
   В.А. Голике "Автопортрет с женой и детьми", 1836

Отличительная черта: ставка на интеллектуализм и рационализм. Разум, предельно насыщенный знаниями, выступает в сориентированной «на Запад» модели культуры родительства своеобразным культурным образцом, необходимым для выживания и социальной устроенности в информационном обществе высоких технологий.

Авторитеты. Идеологами и вдохновителями культурно-педагогической среды здесь выступают популярные в США и Европе врачи, психологи, педагоги и просто инициативные последователи.  Их темы -  «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать» (названия бестселлеров американского  врача Глена Домана). Их лозунги - «Легче  научить читать годовалого младенца, чем шестилетнего,  л е г ч е  научить его математике, а также дать энциклопедические сведения, чем шестилетнему ребенку» . Исходная адресность – дети периода младшего дошкольного возраста - т.е. до 3х лет.

Вера в особые возможности мозга  и необходимость их развития с младенчества определяет  доминирующий способ общения между  матерью и малышом. Основные усилия  родителей сосредотачиваются  на узко понимаемом «раннем развитии»,  основное содержание которого отличает интеллектуальный штурм.

Предметная среда. В домашнем пространстве - обилие всевозможных таблиц, схем, развивающих игрушек, в которые, к слову сказать,  сами взрослые играют едва ли не с большим увлечением и делают, часто, от души, своими руками.  Различные карточки   «…разбросаны в доме то тут, то там и связаны с теми вещами, которые они обозначают: слово «кресло» оказывается на кресле, слово «шкаф» прикреплено к шкафу, когда Галя пьёт, я держу перед её глазами карточку со словом «чашка…» - так пишет об этом автор популярного среди родителей практического руководства по раннему развитию француженка Сесиль Лупан.

Для родительских ожиданий характерна высокая ставка на личный успех, понимаемый как профессиональная востребованность, активный карьерный рост, достижение социальной устроенности, материального благополучия и определенного общественного положения.

В этой нише родительских практик собирается сегодня множество семей с детьми, многие - сторонники "раннего интеллектуального развития" и великие изобретатели и труженники на этом поприще.

 

Курс на «Нью-эйдж». Уже много написано о том, что в широком смысле, движение «Нью-эйдж» представляет собой, по-сути,  мировоззренческую основу современной постхристианской цивилизации. Отчасти она воспроизводит некоторые элементы восточных и неоязыческих мистических представлений и практик (зачастую - внешне). Но в большей степени, она являет собой синкретическое соединение   религиозно-оккультных представлений, питающихся идеями буддизма, каббалистики, тантризма; в них можно выделить элементы гностицизма, оккультно истолкованного христианства.

Авторитеты. Их идеологи – теософы, антропософы начала XX века: Е.Блаватская, А.Безант, Р.Штейнер, Н. и Е. Рерихи, а также всевозможные последователи и создатели новых доктрин.

На фоне забвения отечественной религиозной традиции востребованность неомистических учений в культуре  родительства 90х годов XX века вполне резонно заполняла образовавшийся «духовный вакуум» после десятилетий господства в нашей стране атеистической философии. Формально эзотерические учения строятся на принципе приоритета в становлении  человека  духовного начала, что во многом объясняет тяготение к ним родителей, неравнодушных к поиску истины, испытывающих духовный голод. Они  привлекают тех из них, кто ищет  не схем и методик, но возможностей «духовного совершенствования» самих себя и своих детей. Однако понимание духовности здесь не тождественно христианскому. Осмысление ими тенденций эпохи мыслится в категориях «Новый век» (New-Age), «Эра Водолея», «шестая раса», «дети индиго» («новые» дети, которые «уже пришли!»).

Культурный образец – человек с развитой интуицией,  паранормальными способностями, способный к неуклонному "духовному самосовершенствованию", гармонично вписывающийся в окружающую среду: человек Нового века, человек «шестой расы», "человек-дельфин". «New-Age» представляется как кардинально новая страница в культурном развитии человечества. «Новый» человек должен стать «сверхчеловеком» во всем могуществе ранее скрытых, эзотерических способностей.

Практики. Вера в нереализованные, «резервные», или утраченные возможности человеческого мозга и естества обусловила  преломление этих идей в пространстве культуры родительства. Это вылилось в форме  популяризации всевозможных нетрадиционных оздоровительных практик, водных родов и систем специальных занятий с младенцами (усиленные аква-тренировки, сопряженные с дыхательными практиками, «бэби-йога» и пр.) Беременные обливаются ледяной водой, отцы с младенцами ныряют в проруби, бродят босиком по снегу, голодают, очищая организм.

Примечательно, что адресатами сугубых родительских усилий в этой парадигме стали именно младенцы, причем, начиная с внутриутробного состояния, которому придается особое значение. «Воспитание до рождения», «роды глазами ребенка», «мягкое рождение», «снижение психологической травмы рождения», «воссоединение с матерью после родов» - эти темы  отражают достижения перинатальной психологии на тот период, вкупе с  мистическими настроениями. Между тем, они  становятся ключевыми в ходе радикального поворота от пассивной роли родителей в вопросах вынашивания и рождения малыша - к ответственной и активной, переключают внимание от недомоганий матери - на деятельное сопереживание состоянию ребенка.

Именно в рамках такого подхода впервые произносятся понятия  «сознательное родительство», «гуманизация родовспоможения», популяризируется грудное вскармливание, оформляются черты  школы первых шагов отцовства и материнства.  Характерное для 90-х годов прошлого века «опьянение эзотерикой» со временем сохраняется, но перестаёт доминировать в родительских сообществах,  ряд  из  них  решительно дистанцируется от движения «сознательного родительства» по мировоззренческим причинам.  Но,  несмотря на то, что в культурную жизнь страны возвращаются традиционные представления о духовности и религиозности, всё же и в новом тысячелетии в рамках эзотерических взглядов на рождение и  воспитание человека, на будущее цивилизации останется еще целый ряд родительских сообществ по всей стране.

Курс на "Традицию". Определяющими   в понимании «традиционности»  здесь выступают не внешний  уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» российской культуры и  способы трансляции ее  ценностей современному миру детства.  Традиция как система передачи  и  наследования смысложизненных  доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство культуры родительства с позиций этого подхода. Культурными образцами здесь могут выступать: совестливая, нравственная, цельная духовная личность; духовными векторами – от активной жизненной позиции, общественного или гражданского служение - до подвижничества и святости.

Юрий Петрович Кугач В семье Первые шаги  
 
Юрий Кугач "В семье. Первые шаги", 1969

Родительские  сообщества, действующие в русле данной модели, могут быть представлены очень разными лицами и группами. Здесь - и множество  семей, ориентированных на преодоление разрыва между воспитанием, развитием и обучением  в контексте противодействия разрушительному влиянию масс-культуры и поиска «проверенных» традиционных подходов. И сообщества, консолидированные для противодействия опасным законодательным инициативам (борьба с ювенальными технологиями, абортами и пр.). И члены различных фольклорных объединений. И - прихожане различных церковных приходов. Этно-культурные и конфессиональные объединения христиан, мусульман, иудеев.  Здесь наблюдается  различное понимание соотношения и роли  таких составляющих культурного наследия,  как, например,  религиозное и светское, языческое и христианское.

Домашняя среда. В семейной культурно-педагогической практике, как правило, высок статус  образования, но  идет оно рука об руку с воспитанием. Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора,  народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников  востребованы тут, как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком  культуры своей Родины – поэтики ее  языка,  высоты идеалов. В русле данного направления отсутствует ограничение возрастной  адресности: родительское попечение равно сопровождает перинатальное развитие ребенка, младенчество, дошкольное детство, отрочество.

Ведущий принцип формирования  культурной среды дома – избирательность, фильтрация влияний  внешней среды. Причем, этот принцип может распространяться не только на масс-культуру, но и на некоторые фольклорные тексты (что особенно характерно для верующих семей). Совместное чтение, семейный просмотр и обсуждение кинофильмов, собирание библиотек и видеотек, музеи, концерты, театры, экскурсии, путешествия и  паломнические поездки, фольклорные студии и праздники народного или церковного календаря – могут быть названы, как приметы семейного досуга и общения.

Авторитеты. В этом  русле, по сути, заново актуализируется и творчески преломляется к современным условиям  богатое философско-этическое и культурно-педагогическое наследие отечественной культуры, осознается  необходимость её осмысления в условиях трансформации ценностных ориентаций.  В качестве основных ресурсов  преимущественно могут выступать:  семейно-бытовые, календарные, песенные, игровые, танцевальные фольклорные составляющие традиции,  святоотеческое наследие, опыт народной педагогики, идеи русских философов и деятелей культуры XIX-XX вв.,  опыт отечественных педагогов, которых не всегда корректно называют новаторами  – хотя им, по праву, принадлежит роль «первооткрывателей» традиций семейной педагогики и домашнего воспитания в России (такие, например, как супруги Никитины).

 

Итак, тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о многообразии «культурных миров» современного родительства; в аксиосферу семьи, наряду с  традиционными российскими ценностями, привносятся ценности других сообществ. Но наряду с этим, невозможно не отметить и необходимость сравнительного анализа вариативных моделей родительских практик в различных сообществах семей.

Обратившись к отечественной философской мысли нетрудно заметить, что тенденция к интеллектуализации детства наметилась ещё  в опытах начала ХХ века, что сразу же вызвало  обеспокоенность и горячий отклик выдающихся  философов,  психологов, педагогов. Достаточно вспомнить В.В. Зеньковского, который, поднимая проблему «педагогического интеллектуализма»,  назвал основной задачей воспитания  «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души».  Но при этом не связывал источник этой силы с интеллектом, с приобретением знаний:  «Творческие недра души…связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность».  А И.А.Ильин  выводит проблему стратегии образования из педагогической  в культурную плоскость и характеризует порождаемое апологией рационализма состояние общества,  как  «бессердечная культура»: «Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания сведена к подчиненному, почти подавленному состоянию…»  Он видит ведущую задачу воспитания «…не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а   в  зажигании   сердца. Обогащенная память и подвижная мысль - при мертвом и слепом сердце - создает ловкого, но черствого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное…» .

 «Бессердечность» культуры делает ее неразборчивой и в поиске Истины. Но поскольку,  по словам Ф.А.Степуна, там, «…где нет истины, там нет и лжи», и поэтому «там господствует абсолютное безразличие к этой разнице». Эта «путанная» духовная идентичность, культурная всеядность  характеризует другую тенденцию, сложившуюся в  ходе спонтанного развития  культуры родительства на рубеже эпох. На фоне распада собственной традиции родительства  она  выражается в высокой степени востребованности различных  неомистических учений, йоги и прочих практик.

Религиозный синкретизм, осознанное единение всех религий, конгломерат эзотерических знаний постулируются как путь к духовному просветлению в родительских школах и академиях подобного толка: «Культура питания, подключение к целительским потокам Рейки, Дао, Тантра приближают родителей к чудесному ребенку …» (М.Дадашева), «…Йога, которая ранее была достоянием только избранных, должна охватить всех людей. … Наша Академия, подготавливающая Учителей йоги, и задумана таким образом, чтобы возродить культуру народа, культурное наследие русской интеллигенции» (Г.Стакенко). Опасность подобного неадекватного представления об отечественном культурном наследии и стратегия развития культуры родительства на основе оккультно-магических практик и популяризируемой философии «Нью-Эйдж», на наш взгляд, представляет очевидную угрозу духовной безопасности России и впрямую связана с актуальной проблемой сохранения культурной идентичности. 

Очевидно, что в родительских сообществах, созданных на основе смысложизненных ценностей отечественной культуры и традиции, минимальны риски проникновения в пространство современной семьи  псевдонаучных и оккультных  деструктивных влияний - как  в сфере репродуктивного поведения супругов, так и в родительских оздоровительных и воспитательных практиках.

Отечественная  традиционная  культура создала уникальный комплекс практик, наполняющий смыслами и ценностями различные этапы и области освоения культуры родительства,  аналогов которому в современной культуре не создано. При этом, в современной культуре родительства в этот комплекс привносятся элементы актуальных образовательных и просветительных методик, а также антропологических представлений, признающих уникальность и неповторимость жизненного пути каждого человека. Благодаря этим представлениям   доминирование жесткой авторитарности в построения семейного коммуникативного пространства уступает место диалогичности и отзывчивости к психофизиологическим, возрастным, личностным особенностям членов семьи, происходит органичное сопряжение традиционных и инновационных подходов.

В целом же, первые два направления внутри родительского движения рубежа эпох (весьма условно обозначенные нами как установки на «Запад» и «Нью-эйдж») могут быть вписаны в единую тенденцию к глобализации. Первое – по геополитическому образцу  унификации образования и  языков культуры под напором современных информационных технологий.

·      Второе – по принципу  стирания этноментальной  и конфессиональной уникальности с целью  собирания человеческого сообщества в универсум "единой мировой религии" и планетарного господства людей нового, надэтничного типа. Третье же направление (установка на «Традицию») отражает тенденцию противодействия процессу нивелирования культурной самобытности  и унификации ценностей, обычаев и норм поведения. Она также демонстрирует жизнеспособность культурно-исторического наследия и возможность его творческого преломления в условиях сегодняшнего дня.

 

     Литература.

Доман Глен, Доман Дженет, Эйзен Сюзан.  Как дать ребенку энциклопедические знания.- Аквариум ЛТД, 1998.

Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме \\Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 1996.

Зеньковский В.В. Педагогика. – Клин, 2004.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.

Ильин И. А. О грядущей русской культуре // Родина и мы. Смоленск, 1995.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

Ильин И. А. Путь духовного обновления.// Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.

Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26–28 мая 1999г., Санкт-Петербург-Иваново 2000.

Лебойе Ф. За рождение без насилия. Париж: «Сеиль», 1988.

Ломоносова Е.К. Цивилизация смысла и «северное мужество». Интервью с Павлом Парфентьевым, председателем МОО «За права семьи».

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Парадигмы воспитания // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 9 / Под общ. ред. Вл. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

Лупан С. Поверь в свое дитя. Пер. с французского. - М., Эллис Лак, 1993.

Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. Советская Этнография, 1981, N 2.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2000.

Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск, 2001.

Могилевская Е. Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.-  Ростов-на-Дону, 2003.

Никандров Н.Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность. – М., 2003.

Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней. СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1991.

Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А.. Родителям XXI века- М., "Знание", 1998.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. -М., 2006.

Оден Мишель. Возрожденные роды /  http://lada-center.tomsk.ru/pages/65/?pt=20

Осипов А.И. О некоторых принципах образовательной концепции// Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие/ Составление и общая редакция – М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2004.

Петракова Т.И. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий/ Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Материалы из опыта работы. – М.: Самшит-издат, 2002.

Прасолова Е. Педагогическая культура и «космическое образование» // Высшее образование в России. – 2000. – № 4.

Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях. /Научный сборник. Московская городская учительская семинария. – М., 1997.

Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. - 1990. - № 12

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 6.

Смирнова И.В., Деркунская Ю.С., Короткова М.Н. Гармоничная беременность и естественные роды как основа психического и физического здоровья человека. Конференция «Естественые роды - роды XXI века» (Ярославль, январь 2009) / http://www.naturalbirth.ru/public/kostroma1.php

Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003..

Соколова Н.А. Движение Нью Эйдж и контроль деторождения в России. Ж. «Демографические исследования», №10, 2010.

Степун Ф. "Бесы" и большевистская революция//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М., 1991.

Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А.Лебедев. - М., 2001

Чарковский И.Б. Возможности эволюции человеческого мозга в водной среде. «Умные игры» /  http://www.intelgame.ru/doc/127.htm. Водные предки человека. http://www.waterbaby.ru/charkov1/waterbab0.htm

Чичерина Н.А. Воспитание до рождения.  Книга о пренатальном воспитании будущих и настоящих родителей. М.: Academia, 2002.

Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка первых лет жизни: Автореф. канд. психол. наук. МГУ. – М., 1996.

Щербакова С.Н. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сб. Научных статей. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998.

Теги:   Семья


04.11.2012 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение