ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Народ имеет то правительство, которое заслуживает. Эта формула

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Искусство >> Статистика российского (советского) кино о школе (вузе)

Статистика российского (советского) кино о школе (вузе)

Печать
Автор Александр Федоров, д-р. пед.н., проф   

Количественная и жанровая динамика кинопроизводства  советских и российских фильмов, связанных тематикой школы и вуза 

Предыдущая статья: Школа и вуз в российском кино (1992-2017)>>>

Следующая статья: Структурная модель содержания аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза>>>

В начало>>>  

Кадр из фильма 4:0 в пользу Танечки


Изучение научных трудов выявляет противоречие между относительно  подробной  разработанностью аспектов школьной и вузовской тематики в игровых фильмах [Аркус, 2010; Баранов, 1979; Громов, 1982; Кабо, 1974; 1978; Жарикова, 2015; Левшина, 1978; 1989; Парамонова, 1975; 1976; Пензин, 1973; 1986; Рабинович, 1969; Рыбак, 1980; Строева, 1962; Толстых, 1988; Усов, 1980; Шипулина, 2010 и др.] и недостаточным вниманием исследователей к статистической стороне данной темы.

        Отметим, что труды ученых советского периода, посвященные теме школы и вуза, нередко находились под очень сильным влиянием коммунистической идеологии (это весьма характерно, например, для работ К.К.  Парамоновой и Ю.М. Рабиновича), что, на наш взгляд, мешало всестороннему анализу – как культурологических, киноведческих, так и статистических аспектов заявленной темы.

          Что касается зарубежных ученых, то их в первую очередь интересовал политический анализ  советских и постсоветских медиатекстов [Dubois,  2007; Kenez, 1992; Lawton, 2004; Shaw & Youngblood, 2010; Shlapentokh, 1993; Strada, 1989; Strada &  Troper, 1997], а не анализ экранной школьно-студенческой тематики.

      Исследователи (как отечественные, так и западные) до сих пор не пытались выйти на статистический аспект сравнительного анализа развития школьно-студенческой темы в зеркале аудиовизуальных медиатекстов (в кино, на ТВ, в Интернете и др.), хотя, на наш взгляд, он весьма полезен – как в социологическом, так и в культурологическом планах.

          Стоит отметить, что отечественные исследователи – и в советское время, и в современный период  –  обращались в основном к эстетическому и идеологическому анализ игровых фильмов на тему школы и вуза, как правило, минуя киностатистику.

        Что касается трудов зарубежных ученых [Dubois,  2007; Kenez, 1992; Lawton, 2004; Shaw & Youngblood, 2010; Shlapentokh, 1993; Strada, 1989; Strada &  Troper, 1997 и др.], то они в своих трудах, касающихся советских и российских аудиовизуальных медиатекстов,  не обращались к анализу школьной и вузовской темы. Во всяком случае, в ходе предварительных изысканий по теме, заявленной в нашем исследовании, нам не удалось обнаружить сколь либо существенного анализа школьной и вузовской тематики в советских и постсоветских аудиовизуальных медиа ни в одной из работ западных ученых; хотя, разумеется, они исследовали образ школы и вуза в западных аудиовизуальных медиатекстах (в основном – на материале кино) [Ayers, 1994; Bauer, 1998; Burbach  and Figgins, 1993; Considine, 1985;  Dalton, 1999;. Edelman, 1990; Farber & Holm, 1994; Joseph and Burnaford, 1994; Keroes, 1999; Oliker, 1993; Schwartz, 1963; Trier, 2001 и др.].

          Не удалось нам найти и западных исследований, где бы затрагивался статистический аспект заявленной нами темы, хотя он представляется нам немаловажным.

Проследим количественную и жанровую динамику производства советских и российских фильмов, связанных с тематикой школы и вуза,   с 1919 по 2017 годы (в этот период в СССР и России в целом было поставлено около 350 игровых картин на эту тему).

Для этого мы условно разделили фильмы советского периода на тему школы и вуза на следующие группы:

1)    фильмы периода немого кино (1919-1930) – 12 лет;

2)    фильмы звукового периода кино сталинской эпохи и первых пост-сталинских лет (1931-1955) – 25 лет;

3)    фильмы периода «оттепели» (1956-1968) – 13 лет;

4)    фильмы периода «стагнации» (1969-1984) – 16 лет;

5)    фильмы периода «перестройки» (1985-1991) – 7 лет;

6)    фильмы российского периода (1992-2017) – 26 лет.

Разумеется, временные рамки каждого из этих периодов, по-нашему мнению, не могут быть определены абсолютно точно, так как существуют различные мнения относительно длительности отдельных периодов (к примеру, периода «оттепели»).

В таблице 1 приводятся подробные цифровые данные по советским и российским фильмам, связанным с тематикой школы и вуза, по которым можно проследить пики ее востребованности в кинематографе. 

Таблица 1. Число советских и российских фильмов, связанных с тематикой школы и вуза (с 1919 по 2017 годы) 

Временные периоды Жанры фильмов о школе и вузе Всего фильмов
  Драма  Комедия  Мелодрама Другие жанры  
  (число и %) (число и %) (число и %) (число и %)  
1919-1930 9 (90,0) 0 (0,0) 0 (0,0) 1 (10%) 10 (2,8)
1931-1955 28 (87,5) 4 (12,5) 0 (0,0) 0 (0,0) 32 (9,1)
1956-1968 31 (67,4) 8 (17,4) 6 (13,0) 1 (2,2) 46 (13,2)
1969-1985 79 (62,2) 31 (24,4) 14 (11,0) 3 (2,4) 127 (36,4)
1986-1991 37 (90,3) 1 (2,4) 1 (2,4) 2 (4,9) 41 (11,8)
1992-2017 36 (38,7) 38 (40,9) 15 (16,1) 4 (4,3) 93 (26,7)
ИТОГО: 220 (63,0) 82 (23,5) 36 (10,3) 11 (3,2) 349

 

 Если свести данные таблицы 1 в  диаграммы, то они будет выглядеть следующим образом:

Диаграмма 1. Число советских и российских  фильмов, связанных тематикой школы и вуза, распределенных по временным периодам и жанрам 

 

fedorov1.png

 

Диаграмма 2. Число советских и российских  фильмов, связанных тематикой школы и вуза, распределенных по временным периодам и жанрам (в процентах) 

fedorov2.png

Выводы. Как по таблице 1, так и по диаграммам 1 и 2 можно увидеть, что  период пик интереса к школьной/вузовской  теме на экране пришелся на так называемый период  «застоя» (1969-1985), когда на экраны страны вышло 127 лент (36,4 % от общего числа фильмов на эту тему). На втором месте идет российский период (1992-2017) – 93 лент (26,7%).

Ощутимое снижение числа фильмов о школе и вузе отмечалось в 1990-х годах, и связано это было с общим уменьшением фильмопроизводства в России.

Интересно также проследить, как изменялось соотношение числа игровых фильмов, связанных со школьной/вузовской тематикой, распределенных по жанрам. Как видно из таблицы 1 и диаграммы  2, в  жанровом отношении в период с 1919 по 2017 год в школьной/вузовской кинотематике доминировали: драмы  – 220 (63,0%), комедии – 82 (23,5%), мелодрамы – 36 (10,3%).

Данные диаграммы 2 показывают, что драматический жанр особенно преобладал (около 90% всех фильмов о школе и вузе) в период 1919-1955 годов и во времена «перестройки», тогда как пики производства кинокомедий пришлись на российский период: 41% всех фильмов на школьно-вузовскую тему (при этом значительная часть фильмов о вузе – а российский период 2000-х годов ощутимо лидирует именно по части вузовской тематики – решалось именно в жанре комедии) и период «застоя», когда такого рода ленты составляли четвертую часть.

         Доминанта драмы вполне объяснима – в советские времена не только школьно-вузовские сюжеты, но кинематограф в целом был ориентирован, прежде всего, именно на  драматический жанр.

          Сравнение данных таблицы 1 и диаграммы 2 с составленной нами фильмографией фильмов на школьно-вузовскую тему, обнаруживает, что комедий и мелодрам становилось больше именно в годы относительной общественной стабильности, в то время как драматические сюжеты доминировали в годы, когда в социуме преобладала конфронтация.

 

* Исследование   выполнено  за   счет  финансовых средств гранта Российского  научного  фонда   (РНФ, проект  № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и  вуз в  зеркале советских, российских и  западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А.В. Федоров.

 

Впервые опубликовано в журнале:

Федоров А.В. Количественная и жанровая динамика кинопроизводства советских и российских фильмов, связанных тематикой школы и вуза. European Researcher. Series A, 2017, 8(3): 122-153 

 

Литература

 

Аркус Л. Приключения белой вороны: эволюция «школьного фильма» в советском кино // Сеанс. 2010. 2 июня. http://seance.ru/blog/whitecrow/

Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. - 96 с.

Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность  / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 223-239.

Громов Е.С. Восхождение к герою (экран и молодежь). Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

Жарикова В.В. Хронотоп школы в отечественном кинематографе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55): в 2-х ч. Ч. II. C. 59-62.

Заявление ГД РФ "Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР". 2.04.2008.

Кабо Л.Р. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 1978.

Кабо Л.Р. Кино и дети. М.: Знание, 1974. 96 с.

Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.

Маченин А.А.  Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. C. 23-48.

Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе первой половины двадцатого столетия // Сибирский научный вестник. 2015. № 2. С. 124-128.

Нусинова Н. «Теперь ты наша». Ребенок в советском кино 20-30-х годов // Искусство кино. 2003. № 12. С. 81-87.

Парамонова К.К. Фильм для детей, его специфика и воспитательные функции. М.: ВГИК, 1975. 51 с.

Парамонова К.К. Фильм и дети.  М., 1976.

Пензин С.Н. Кино как средство воспитания.  Воронеж, 1973. 152 с.

Пензин С.Н. Уроки кино.  М., 1986. 66 с.

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году  в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов».

Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». 1935 г.

Притуленко В. Адресовано детям // Кино, политика и люди. 30-е годы. М.: Материк, 1995. 229 с.

Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.

Рабинович Ю.М. Роль кино в воспитании школьников. Курган, 1969. 26 с.

Рогинский А. Сталинизм: цифры и мифы. 2010. 14 авг. http://echo.msk.ru/programs/staliname/696621-echo/#element-text

Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.: БПСК, 1980. 57 с.

Соловейчик С.Л. Учитель – профессия и судьба // Советский экран. 1975. № 20.

Строева А.С. Дети, кино и телевидение. М.: Знание, 1962. 47 с.

Суспицына Т. Об учителе, муже и чине: (Ре)конструкция маскулинностей мужчин – работников средней школы // О муже(N)ственности / Сост. С. Ушакин.  М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 303-324.

Толстых А.В. До 16 и старше... М.: Киноцентр, 1988. 64 с.

Усов Ю.Н. Методика  использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980. 125 с.

Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ.  2010. № 8 (52). С. 4-16

Чащухин А.В. Конструирование образа учителя в сталинской пропаганде 1945–1953 гг. //  Человек. Общество. Управление. 2006. № 3. С. 132-135.

Ayers, W. (1994). A Teacher Ain’t Nothin’ But a Hero: Teachers and Teaching in Film. In Joseph, P., & Burnaford, G. (Eds.). Images of Schoolteachers in Twentieth-Century America. New York: St. Martin’s Press, pp. 147-156.

Bauer, D. (1998). Indecent Proposals: Teachers in the Movies. College English. 60 (3), pp.301-317.

Bell, A. (1996). Approaches to media discourse. London: Blackwell.

Burbach, H.J.  and Figgins, M.A. (1993).  A Thematic Profile of the Images of Teachers in Film // Teacher Education Quarterly. Vol. 20, No. 2,  pp. 65-75.

Considine, D. (1985). The Cinema of Adolescence. Jefferson and London, UK: McFarland & Company.

Crume, M. (1988). Images of Teachers in Novels and Films for the Adolescent, 1980-1987. PhD.  Dissertation, University of Florida.

Dalton, M. (1999). The Hollywood Curriculum: Teachers and Teaching in the Movies. New York: Peter Lang.

Dubois, R. (2007). Une histoire politique du cinema. Paris: Sulliver, 216 p.

Edelman, R. (1990). Teachers in the Movies. American Educator. N 7(3), pp. 26-31.

Farber, P., & Holm, G. (1994a). Adolescent Freedom and the Cinematic High School. In P. Farber, E. Provenzo, Jr., & G. Holm, (Eds.) Schooling in the Light of Popular Culture. Albany, NY: State University of New York Press.

Farber, P., & Holm, G. (1994b). A Brotherhood of Heroes: The Charismatic Educator in Recent American Movies. In P. Farber, E. Provenzo, Jr., & G. Holm, (Eds.) Schooling in the Light of Popular Culture. Albany, NY: State University of New York Press.

Joseph, P., & Burnaford, G. (1994). Contemplating Images of Schoolteachers in American Culture. In P. Joseph & G. Burnaford (Eds.) Images of Schoolteachers in Twentieth Century America. New York: St. Martin’s Press.

Kenez, P. (1992). Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 281 p.

Keroes, J. (1999). Tales Out of School: Gender, Longing, and the Teacher in Fiction and Films. Carbondale and Edwardsville, IL: Southern Illinois University Press.

Lawton, A. (2004). Imaging Russia 2000. Films and Facts. Washington, DC: New Academia Publishing, 348 p.

Oliker, M.A. (1993). On the Images of Education in Popular Film. Educational Horizons. Vol. 71, No. 2.

Schwartz, J. (1963). The Portrayal of Education in American Motion Pictures, 1931-1961. PhD. dissertation, University of Illinois, Champaign-Urbana.

Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence:  University Press of Kansas, 301 p.

Shlapentokh D. and V. (1993). Soviet Cinematography 1918-1991: Ideological Conflict and Social Reality. N.Y.: Aldine de Gruyter,

Strada, M. (1989). A Half Century of American Cinematic Imagery: Hollywood’s Portrayal of Russian Characters, 1933-1988. Coexistence. N 26, pp. 333-350.

Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe? Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.

Trier, J.D. (2001). The Cinematic Representation of the Personal and Professional Lives of Teachers. Teacher Education Quarterly, pp. 127-142.

 

 


16.01.2018 г.

Наверх
 

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение