ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Вклад человека в историю

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Всеволод Тарасевич. Ретроспектива

Всеволод Тарасевич. Ретроспектива

Печать
10.02.2018 г.

До 1 мая 2018 в Мультимедиа Арт Музее, Москва открыта выставка "Всеволод Тарасевич. Ретроспектива".

Всеволод Тарасевич. Поединок. Из серии «Московский университет». Москва, 1964.
Ретроспектива Всеволода Тарасевича представляет творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии: Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу.

Фонд Тарасевича, гаходящийся в музее с 2000 года, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд. Ретроспектива этого выдающегося фотографа дает возможность оценить разносторонность его таланта и демонстрирует эволюцию стиля Тарасевича на протяжении сорока с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более 300 фотографий, представленных на выставке, около половины экспонируются впервые.

Всеволод Тарасевич (1919 — 1998) начал фотографировать во время войны — с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое. Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города. «Во время войны многое показывать было нельзя... Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем «оттепели» 1960-х.

После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский союз», «Огонек», «Работница» и «Soviet Life». В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени. В 1950-е постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи фотографий Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет. В это же время Тарасевич ищет свой путь. По фотографиям, сделанным в Свердловске в 1958 году, видно, как он оттачивает мастерство композиции, геометрическую выстроенность кадра, перерабатывая наследие конструктивизма. Еще одна важная черта его съемок 1950-х — умение поймать в объектив непосредственную человеческую эмоцию. В 1957 году на выставке научных и технических достижений в Харькове толпа на фотографиях Тарасевича рассматривает модель спутника и выставленную как экспонат стиральную машину с одинаковым неподдельным недоумением и восхищением. Умение снимать событие в динамике, способность сопереживания героям и удивительный дар передавать атмосферу происходящего окажутся востребованными в эпоху «оттепели», времени искренности, раскрепощенности и нетерпимости к постановочной фальши.

Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха «физиков и лириков», время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период с 1958 по 1978 советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии. Тарасевич снимает Московский университет, Новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвино, Институт биологической физики РАН в Пущино, Научный центр РАН в Черноголовке… Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленные романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.

Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные съемки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.
 
В 1960-е — 1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, Самотлоре, Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны. Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960-х — 1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус «спецпоселения»: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации. Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 г.), съезда десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, также как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан. Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение — точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и Европу, и весь мир.

Работы Тарасевича созвучны эстетике кино 1960-х годов. Внутренняя динамика, присущая каждому кадру, непроизвольно разворачивается в восприятии зрителя как киноистория. Поэтому невозможно смотреть на фотографии автора бегло и мельком. Они гипнотизируют. Встреча с работами Тарасевича — это возможность не просто узнать факты нашей истории, но и ощутить счастье живого переживания времени.
 
 
Всеволод Тарасевич. Самотлор. Из серии «Репортаж с переднего края». Тюменская обл., 1968Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Всеволод Тарасевич. Дмитрий Шостакович. Двенадцатая симфония. 1961.
 

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение