ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Человек >> Человек в Прошлом >> Избранник Мироздания, или советский человек и смерть

Избранник Мироздания, или советский человек и смерть

Печать
АвторКирилл Дегтярев  

Игорь Радоман Похороны М.И. Калинина. Авторский вариант картины находящейся в собрании Дома-музея М.И. Калинина.

"Посмотри: он скучающе едет и скучающе смотрит.  А понимает ли он, что он — избранник! От одного этого с ума можно сойти. Избранник Мироздания! Вынули на секунду из небытия, и через секунду опять вечная тьма несуществования. На одну секундочку! Да ведь он вопить от радости должен, что живет! А ему скучно."

Это слова героини фильма "Влюблён по собственному желанию". Сказанные в контексте разговора на тему оптимистического восприятия мира. Прибавляют они оптимизма? Мягко говоря, очень своеобразное и неоднозначное обоснование. Радоваться ли, что "вынули из небытия", или, напротив, впасть в безнадёжную тоску от обречённости на "вечную тьму несуществования"? Ну и вообще, тут можно усмотреть много разных смыслов. В том числе и "стёб" над этим аутотренингом. 

Не готов делать какие-то окончательные выводы, но мы тут соприкасаемся с одним очень важным (может быть, даже самым важным) и загадочным аспектом советского периода нашей истории, который, для начала, хотелось бы просто отметить.

У нас была принята государственная идеология, основанная на атеизме и материализме. В рамках этой идеологии утверждалось, что после физической смерти человека не ждёт ничего, он исчезает. Таким образом, самый проклятый вопрос человека и человечества - его конечность, смертность, был решён самым пессимистичным из возможных способов. Причём это было решено "на официальном уровне", советский человек был, можно сказать, обязан в это верить.

Религии же, предлагающие более оптимистичный взгляд на эту проблему, были высмеяны как "поповские сказки, уводящие человека в мир иллюзий", предрассудки и пережитки и вытеснены на обочину советского мировоззрения. "Сознательный", умный, образованный советский человек не должен был верить в Бога и загробную жизнь.  Он должен был верить в эту самую "вечную тьму несуществования". И уже в этих рамках искать какие-то основания для оптимизма.

Зачем было устраивать этот кошмар, обрушивая его на человека и общество?

И как с таким мироощущением коммунизм-то строить (спрашиваю без какой-либо издёвки)?

И как объяснить, что он целых три поколения, 70 лет, всё-таки строился?

В этой "вере в небытие" можно усмотреть и что-то очень инфернально-зловещее - проявление какого-то "культа смерти". Такие попытки и делались антисоветскими мыслителями - например, И.Р. Шафаревичем в работе "Социализм как явление мировой истории", где он социалистическую идею связывал с фрейдистским "Танатосом" - волей к смерти.

Но, скорее всего, коммунистические идеологи 100-летней давности просто стали заложниками претендующей на универсальность "научности" (или того, что за неё выдавалось)  всего тогдашнего светского мировоззрения. А наука за гробом ничего не находит. Значит, за гробом и нет ничего. "Предложить" людям нечего.

Теоретически, "предложить" могли. Что-то в духе "русского космизма", Николая Фёдорова, его предшественников и последователей. Но всю мистику и метафизику (иногда вместе с самими их носителями) из коммунистической идеи вырезали. Тоже загадка. Очень жёсткая установка на отсутствие идеализма и "заигрываний с боженькой". Победили последовательные и жёсткие материалисты. Тем самым, что интересно, способствуя сохранению позиций традиционных религий, отказываясь "играть на их поле".

Хорошо ли это было - скорее, вопрос веры и убеждений.

Вполне возможно (и даже, скорее всего), что, победи "коммунистические мистики", появился бы у нас государственный оккультизм, сконструированная технологами "новая вера", вроде современной "дианетики" и тому подобных вещей.

Конечно, это бы дало альтернативную традиционным религиям версию утешения и оптимизма. То бишь, политически это было бы, на определённом этапе, верно. Но, вероятно, "коммунистические материалисты" понимали всю искусственность такого оптимизма и его явного расхождения с научностью, которой они присягали. Всё-таки, они были честными и принципиальными людьми.

Так что оптимистическое решение предложено не было. Разве что смутно витало в воздухе, что при коммунизме всё будет иначе - новые люди, новая жизнь...

Но что есть окончание всего по завершении физического существования? Как сказано по этому поводу в Новом Завете, это: "Будем есть и пить, ибо завтра умрём". С таким подходом не только душу не спасти, но и строить благое общество на земле невозможно.  Надо же вкладываться в то, что даст результат уже после твоей смерти. А зачем, если тебя уже не будет, и ты никак не будешь к этому причастен?

Вероятно, в ранний советский период об этом просто не задумывались. Подобно тому, как молодой человек не склонен думать о смерти, погружаясь в бурную земную жизнь, молодое советское общество (в том числе и в прямом смысле - в первой половине ХХ века наша демографическая структура была такой же, как  у нынешних стран Третьего Мира) тоже не думало - вот, сделаем мировую революцию, а там наступит коммунизм, а уж при коммунизме.... "...там, наверно, вообще не надо будет умирать". Спето Егором Летовым спустя уже лет 60 после бурных событий становления советской России, и спето с сарказмом. Но смысл тут есть, и весьма глубокий. Умирать будет именно "не надо". Но это немножко отдельная тема.

После же попыток "мировой революции" и "строительства социализма в одной стране" была большая война, потом восстановление... - в общем, тоже не до того было. А вот потом уже, видимо, о "вечной тьме" задумались всерьёз.

Предполагаю, что Хрущёв был вовсе не таким дураком, когда провозглашал, что нынешнее (современное ему) поколение советских людей будет жить при коммунизме. Вопрос, а как ещё обнадёжить людей перед лицом "вечной тьмы несуществования"? Только тем, что они ещё при жизни войдут в новый мир, где всё будет по-новому и, может, даже смерти не будет. Так что, Никита Сергеевич не чушь спорол, а отчаянно кинул в бой последний резерв. Когда он иссяк, бой был проигран.

Справедливости ради, государственная идеология не акцентировала внимания на нашей смертности. Такого вопроса, предполагающего "единственно верный ответ", ни в каких экзаменационных билетах не было. На практике эту больную тему просто обходили. А на уровне, так сказать, мифо-поэтическом никто и не мешал, например, обращаться к умершим близким, как к живым (что делают, в том числе, другие герои фильма "Влюблён по собственному желанию"; в фильме вообще отсылки к вопросам начала мира и тому подобным есть, но это уже тоже отдельная тема).

Можно сказать, что некий "культ предков" (во всяком случае, достойных предков) со смутными представлениями о том, что они как-то, каким-то образом, в какой-то форме, существуют и связаны с нами, стал самым распространённым верованием среди советских людей. В какой-то степени это даже стало частью официальной идеологии (начиная с "Ленин - вечно живой") , хотя оставалось на поэтико-метафорическом уровне без какого-либо научно-философского оформления.

Так что и ныне живущий человек мог надеяться, что и он "весь не умрёт", что "абсолютной" смерти, всё-таки, не будет.

Да, какой-то повод для оптимизма, но очень недостаточный. В том числе, очень слабый в контексте великой задачи построения светлого общества на земле.

И, в общем-то, можно сказать, что советская система - государство, идеология, полностью предоставила человеку решать этот ключевой вопрос бытия самостоятельно, в частном порядке.

Конечно, страшный "эксперимент". Но, кстати, тут вопрос - и это общество называют "тоталитарным"? Что такое все экономические и политические ограничения и репрессии на фоне этого проклятого вопроса? В царской России православное христианство было государственной религией. На Западе религия тогда тоже была (отчасти до сих пор остаётся) государственным или почти государственным, официальным делом.  В нынешней России, можно сказать, официально провозглашено, что Бог есть (даже в гимне).

В советской России, конечно, официально сказали обратное - что ни Бога, ни бессмертия нет. Однако на "вечной тьме несуществования" не настаивали, думай как хочешь. В конце концов, если человек не желает мириться с неизбежностью погружения в эту тьму, никакие (смешные на этом фоне) государственные репрессии его не остановят.

И люди, в общем, решали этот вопрос для себя как могли. Конечно, авторитет науки и идеологии довлел, но в таком вопросе его возможности заведомо очень ограниченны. Интересно, что протеста это не вызывало - дескать, что вы нам "впариваете" эту "вечную тьму"! Хотя могло бы - повод очень серьёзный, посерьёзнее всех коллективизаций и мобилизаций. Народ и тут оказался "великим молчальнкиом".

Люди или тихо соглашались, или тихо следовали чему-то иному. Большей частью, вероятно, следовали упомянутому выше смутному "культу предков" и неясной вере в некий высший закон мироздания и надежде, что смерть будет, всё-таки, какой-то не вполне абсолютной.

Кто-то соглашался с официально утверждённой идеей "вечной тьмы" и пытался изобрести формулы утешения, наподобие той, что вынесена в начало этого текста. Скорее, получалось обратное. Можно также сказать, что этого от официального искусства не требовалось, никто наших мастеров культуры по поводу "вечной тьмы" за язык не тянул, это уже на их, а не на государственной совести.

Ближе к концу полезло много чего ещё. Высоцкий спел иронично про "удобную религию индусов", но ведь кто-то из позднесоветских людей и в это верил, и ещё тогда можно было встретить людей, серьёзно рассуждающих на тему, кем они "были в прошлой жизни". Экстрасенсы, колдуны - всё потихоньку начиналось ещё до "перестройки". Из песни слова не выкинешь.

Похоже также, что власть уже в эпоху Брежнева стала делать поворот в сторону традиционного православия (это была вторая попытка поворота, после сталинской),  видимо - в поисках опоры в условиях краха коммунистической идеи. Но... вероятно, поздновато уже для остановки надвигающегося развала.

В общем, не делая каких-то выводов и никак не претендуя на полноту и точность анализа, просто думаю и предлагаю подумать об этой стороне советской жизни. Она, быть может, поважнее всех остальных.

 


05.11.2018 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение