ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Народ имеет то правительство, которое заслуживает. Эта формула

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Портрет семьи

Портрет семьи

Печать
13.11.2018 г.

С 17 ноября 2018 г. по 17 февраля 2019 г. в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) пройдёь выставка «Портрет семьи» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). В экспозицию войдут 35 шедевров русского искусства XVIII–ХХ веков выдающихся русских мастеров: Владимира Боровиковского, Ивана Хруцкого, Фёдора Толстого, Константина Маковского, Николая Ге, Бориса Кустодиева, Дмитрия Жилинского и других.

Федор Солнцев Крестьянская семья за обедом 1824
Традиция семейного портрета в России берёт свое начало во времена петровских реформ. Новый, выстроенный по европейским образцам семейный уклад требовал публичности частных сторон быта, прежде сокрытых от посторонних глаз. Аристократическая семья становится частью светского общества. Стремление представить посредством портрета себя и своих домочадцев – подтверждение благосостояния, современности и усвоения европейского образа жизни. Со временем быть портретируемым, иметь дома портреты своих родственников – естественная практика для русского дворянина, достаточно состоятельного, чтобы оплатить услуги художника.

Начиная с XVIII века, распространение получают парные семейные портреты. На выставке представлен парный портрет супругов Арбеневых кисти Владимира Боровиковского, где супруги воспринимаются как единое целое, косвенно общаясь через разделяющие их рамы перекличкой поз, жестов, взглядов.

Однако все чаще художники стремятся изобразить семейные отношения более теплыми и менее официальными. Это касалось как камерных, домашних, так и парадных портретов. В соответствии с веяниями сентиментализма и романтизма, мастера стремятся запечатлеть не только облик членов семьи, но и прочность их родственных уз, нежность чувств и душевную близость. Иногда в семейном портрете желали сохранить облик умерших супругов или детей. Их изображения появлялись в виде портрета в портрете, как на «Семейном портрете» (1840-е) кисти неизвестного художника.

В XIX веке получил распространение камерный тип семейного портрета «в комнатах». Семья изображалась в родных стенах, в атмосфере домашнего уюта, тихой душевной гармонии. Дом становился продолжением личности хозяина, воплощением его вкусов и интересов. На выставке представлен известный портрет кисти графа Федора Толстого (1830). Президент Академии художеств, Фёдор Петрович, изобразил себя с женой и детьми в квартире, оборудованной по собственному проекту.    

Особое место в экспозиции занимают портреты матерей с детьми. «Парадный портрет М.Я. Нарышкиной с детьми» (1823), написанный Джорджем Доу, художником английского происхождения, рисует образ блестящей светской красавицы пушкинской поры. Художник мастерски раскрывает каждую из черт ее характера: светская дама – для посторонних, а для своих детей она ласковая мать, и их отношения лишены любых условностей.

В жанровых полотнах XVIII – первой половины XIX века встречаются изображения и крестьянских семей. В них заметны этнографические моменты: костюмы, обряды, патриархальный уклад жизни. Яркий пример этому полотно Соколова «Крестьянское семейство перед обедом» (1831).

В советское время традиционный семейный портрет претерпел существенные изменения. Семья считалась тылом советского человека, а передовой его жизни было производство. Прерывается традиция заказного семейного портрета, зато получает развитие картина на семейную тему, где важна не конкретная личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой. Художники обращаются к семейному архиву как к хранилищу памяти народа, стремятся обнаружить в членах семьи родовое, однокоренное начало (А.Д. Романычев «Отец и мать», А.А. Мыльников «Сестры»). Как и в прежние времена, они создают изображения собственных родственников (Б.И. Шаманов. «Ужин в деревне. Семья»), автопортреты в семейном кругу (Е.Е. Моисеенко «В Старой Ладоге. Автопортрет с женой»), портреты друзей и духовно близких людей (Д.Д. Жилинский «Семья художника Чернышева».

Сегодня, когда многие общественные устои подвергаются изменениям, выставка «Портрет семьи» из собрания Государственного Русского музея обретает наибольшую актуальность. Произведения русских художников, созданные в течение трехсот лет, показывают семейный уклад, сообщают подробности быта и обычаев своего времени, позволяют проследить смену не только исторических эпох, но и отношений между людьми.
 
 
 
 
 

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение