ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что сегодня является основным инструментом формирования и передачи культуры?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Художник Карл Гампельн: русский камерный портрет

Художник Карл Гампельн: русский камерный портрет

Печать
09.02.2019 г.

С 19 февраля по 19 мая 2019 г. в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва) пройдёт выставка "Художник Карл Гампельн: русский камерный портрет".


Гампельн К.К. Портрет А.И. Дмитриева-Мамонова 

Данный масштабный межмузейный проект – первая в истории монографическая выставка Карла Карловича Гампельна (1794-1880), известного живописца-портретиста, гравёра и литографа, глухонемого художника, жившего и творившего в России в пушкинскую эпоху. В портретной галерее его авторства немало друзей, знакомцев и даже родных А.С. Пушкина, в том числе – отца поэта С.Л. Пушкина.
 
На выставке представлены работы, хранящиеся ныне в собраниях Государственного музея А.С. Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, других российских музеев и частных коллекций.
 
Карл Гампельн-старший в 1779 году приехал в Санкт-Петербург из Польши. Он поставлял для Екатерины II мебель для Мраморного дворца и в личные апартаменты в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. В начале 1790-х годов семейство Гампельна перебралось в Москву, где отец будущего художника открыл магазин "Под знаком Белого орла", а при нём мебельную мастерскую. В 1794 году в Москве и родился Карл-младший. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену — в учебное заведение для глухонемых.  Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища Мая, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств.  Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна.
 
Гампельн К.К. Портрет А.И. Дмитриева-МамоноваВернувшись в Россию после обучения, Карл Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила президента Академии художеств А.Н. Оленина взять на себя заботу о талантливом художнике, в том числе устроить его куда-нибудь на работу. Карл Гампельн приехал в Петербург вместе с братом Егором и они не только поселились в доме Оленина по приглашению хозяина, но и находились на его попечении. И через месяц Карл был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года. Алексей Николаевич Оленин, известный российский государственный деятель, историк, археолог, президент Императорской академии художеств, и добрый знакомый А.С. Пушкина, сыграл важную роль в судьбе художника. В 1825 году в письме Н.М. Лонгинову Оленин пишет, что Гампельн нашёл в его доме «тихое пристанище». Художник имел возможность встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Олениных. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель «Автопортрет в мастерской» работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
 
Прекрасный рисовальщик, Гампельн работал и в графике (в том числе, как гравер и литограф), и в живописи, писал акварелью и маслом. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet», а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.
 
Гампельн К.К. Раевский А.Д.После восстания 14 декабря 1825 года, в период следствия над декабристами знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника. Он писал портреты многих, попавших в списки «неблагонадежных» и заговорщиков. В архивных материалах имеется свидетельство заботы А.Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге». Видимо, личность художника привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переехал в Москву. Общественность и московский свет приняли его очень тепло.
 
Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.
— «К портрету глухонемого живописца Гампельна»
«Дамский журнал» М. 1829, № 31, с. 154
 
В конце жизни Гампельн переселился из России в Англию, в Лондон, а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-м году.
 
 
 
Гампельн К.К.Девушка в капоре и неизвестный в треуголкеГампельн К.К. Неизвестная с девочкойГампельн К.К. Виельгорская А.МГампельн К.К. Кочубей В.ВГампельн К.К. Раевский А.Д.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение