ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что сегодня является основным инструментом формирования и передачи культуры?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Место под солнцем. Беньков / Фешин

Место под солнцем. Беньков / Фешин

Печать
27.05.2019 г.

С 5 июня по 24 сентября 2019 г. в Музее русского импрессионизма (Москва) пройдет выставка «Место под солнцем. Беньков / Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников и друзей, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе.

Павел Беньков


После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, поселился в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным — зритель должен будет определить сам.

На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом. Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары — рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков — рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки.

В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Российской Академии Художеств (НИМРАХ). А также 10 частных коллекционеров. К выставке будет выпущен каталог «Место под солнцем. Беньков/Фешин» с обзором творчества художников, научными статьями искусствоведов и историков. А сам проект откроется за несколько месяцев до юбилея Павла Бенькова — 140-летия со дня его рождения.

***
Путь в искусстве Павел Беньков (1879–1949) и Николай Фешин (1881–1955) начинают бок о бок. Два талантливых студента знакомятся в 1895 году в Казанской художественной школе. Становятся друзьями и едут поступать в петербургскую Академию художеств. Николай Фешин попадает в переполненную и невероятно популярную мастерскую Ильи Репина. А Павел Беньков — в мастерскую Дмитрия Кардовского, ученика Репина. За повышенное внимание к цвету Беньков получает у студентов прозвище «Тициан». Когда появляется возможность, он едет на каникулы в Европу, учится в Париже в Академии Жюльена.

Окончивший академию с медалью Николай Фешин тоже посещает Францию, Германию, Италию и Австрию. Его работы участвуют в выставках в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Венеции, Нью-Йорке и Сан-Франциско. На выставке 1910 года в Питсбурге работы Фешина висят рядом с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея. Но даже в этой компании мастерство русского художника отмечают и публика, и критики, и американские коллекционеры.

После учебы в Академии художеств Беньков и Фешин возвращаются в Казань, начинают преподавать в школе, которую заканчивали. Необыкновенно контрастная пара: благородный, замкнутый Фешин и душа любой компании — Беньков. Их постоянно сравнивают, вызывают на соперничество. Даже студенты, обожающие своих педагогов, делятся на «беньковцев» и «фешинцев».

Революция и гражданская война переворачивают привычную жизнь. В училище отключают отопление. Фешин и его ученики работают в пальто, валенках и варежках. Раздобыть краски и холст в голодной, захваченной эпидемиями Казани почти невозможно. Тем временем Павел Беньков едет в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он тоже застает страшный голод, разруху, безденежье. Работает в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступает в Ассоциацию художников революционной России, много ездит по стране и снова возвращается в Казань, пишет революционные сюжеты. Перед художниками, как и перед всей русской интеллигенцией, встает глобальный вопрос: «Уехать или остаться?». Пути Павла Бенькова и Николая Фешина расходятся.

В 1923 году семья Фешина прибывает в Штаты. Здесь его ждут. Одна за другой в Чикаго и Нью-Йорке открываются персональные выставки. Покровители-коллекционеры покупают картины прямо с мольберта, делают заказы, представляют Фешина известным арт-дилерам и директорам музеев. Он попадает в эпицентр эмигрантской артистической жизни Нью-Йорка. Казалось бы, после лишений войны наступает долгожданная благополучная жизнь. Но у Фешина открывается туберкулез...

Репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака и неудовлетворенность творчеством преследуют Павла Бенькова на родине. В 1928 он впервые посещает Бухару, а уже через год переезжает в Узбекистан навсегда. Южное азиатское солнце и местный колорит дарят силы и вдохновение.

Из-за болезни Николай Фешин вынужден покинуть Нью-Йорк в поиске более подходящего климата. Новым домом становится маленький, затерянный в горах, городок Таос в штате Нью-Мексико. На фоне грандиозной природы здесь смешивается все: традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, американцев и эмигрантов-европейцев, провинциальная размеренность и бурное течение жизни пестрой художественной колонии. Необычайно плодотворный период в жизни Фешина снова оборачивается трагедией: любимая жена подает на развод.

В Самарканде Павла Бенькова застает Великая Отечественная. В эвакуацию со студентами художественных вузов приезжают Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Роберт Фальк, Владимир Фаворский. Беньков работает рядом с ними. Он не пишет батальных полотен, но принимает активное участие в создании агитационных плакатов.

Николай Фешин снова ищет место под солнцем — с дочерью он перебирается в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Начинается сотрудничество с галереей Стендаля, он отправляется в путешествие по Мексике, Японии, возвращается к работе с учениками в собственной студии в Санта-Монике.

За 20 лет Павел Беньков превращается в Самарканде в местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, разъезжающий по городу в тарантасе. Он покупает на свои деньги холсты студентам, из-за больного сердца уже с трудом выходит на пленэр — его выносят в кресле писать тихие самаркандские дворики. 16 января 1949, на 70-м году жизни, после продолжительной болезни Беньков умирает. Его вклад в искусство Узбекистана и Средней Азии был оценен по достоинству: имя Павла Бенькова долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер.

Николай Фешин уходит из жизни во сне 5 октября 1955-го, всего за месяц до своего 75- летия, в Санта-Монике. Спустя 21 год его прах перезахоронят на родине, в Казани. В городке Таосе по сей день располагается музей Николая Фешина, в том доме, который художник строил сам во время одного из самых счастливых и плодотворных периодов в своей жизни.

***
Непростые, драматичные судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина были полны трагических поворотов и творческих подъемов. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией, а для Бенькова переездом, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти поиски стали вместе с тем причиной долгого и длинного пути Николая Фешина и Павла Бенькова к российскому зрителю. И если возвращение Фешина состоялось еще в 70-е годы, то Бенькова — только в наши дни.
 
 
Павел Беньков. Девушка-хивинка. 1931 годНиколай Фешин. Катенька. 1912 годНиколай Фешин Портрет гравера У.Д. Уотта, 1924
 
 
Павел Беньков. Старая Бухара. 1931Николай Фешин. Дома в Нью-Йорке. 1924Николай Фешин. Калифорния. 1925Павел Беньков. Весна. 1943Павел Беньков. Портрет колхозника-ударника. 1939Николай Фешин. Портрет миссис Фешиной с дочерью. 1925Павел Беньков. Крытый база в Бухаре, 1929
 

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение