ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что сегодня является основным инструментом формирования и передачи культуры?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Лионский зал возвращён в экспозицию

Лионский зал возвращён в экспозицию

Печать
08.06.2019 г.

Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала акварель Луиджи Премацци, а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели (выполненный по эскизам Монигетти) и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.

В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время Александра II. В 2005 году удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006-2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке меценатов восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.

В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE, начался новый большой этап работ. «Газпром» выделил средства на воссоздание живописи плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на монтаж обивки стен и изготовление портьер из лионского шёлка, басонных изделий (кисти, тесьма) по историческим образцам.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampas bouton d’or Louis XVI”). Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.

Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату, возрождали Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца; работы с шелком – специалисты компании «Альпина».

Лионский зал. Цифры и факты

- В царствование Екатерины II представительская жизнь Двора переместилась в Лионский зал, который превратился в своего рода торжественную приемную. Здесь собирались в ожидании приема докладчики; вечерами играли в карты, участвовали в музыкальных концертах. Здесь собирались находившиеся в свите «знатные обоего пола персоны», чтобы следовать на прогулку, обед или концерт.

- Императрица Мария Александровна любила нарядную гостиную и собирала здесь своих детей и близких. Во время приезда датской принцессы Дагмар в 1866 году после торжественного обеда в соседнем Арабесковом зале семья узким кругом «пила кофе» в Лионском.

- В начале XX века в Лионском зале одевали к венцу великих княжон, когда венчание происходило в Царском Селе.

- Во время Великой Отечественной войны из мебельного убранства Лионского зала были эвакуированы диван Жоржа Жакоба, лазуритовый гарнитур, живописные полотна. После войны удалось вернуть трехстворчатую ширму (ее обнаружили на территории Эстонии); в Александровском парке нашли три кресла из мебельного гарнитура XIX века. В 2018 году их реставрировали и обили шелком, изготовленным в Лионе.

- Предметы из лазурита в Лионском зале образуют самый большой среди собраний отечественных музеев комплекс произведений русского декоративного искусства XIX века из лазурита и золоченой бронзы.

- Лазурит (ляпис-лазурь) — полудрагоценный синий камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. В середине XIX века особую популярность получает лазурит афганского (бадахшанского) происхождения, поступавший в Россию через Бухару.

Источник  

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение