Тема русского бунта в романе З. Прилепина «Санькя» | ![]() |
Роман Захара Прилепина «Санькя» в своё время стал событием российской литературы. И как значимое произведение требует осмысления, тем более, что он посвящён бунту - хорошо знакомой русскому сознанию теме. ![]() Одной из сквозных тем, проходящих через всю историю русской литературы,
является тема русского бунта. Концептуальное значение этой теме придал А.С.
Пушкин, определивший бунтарское начало как деструктивную тягу к воле: «Не
приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые
замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа,
или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка
копейка» [9, с. 370]. Эта хрестоматийная пушкинская оценка нашла отражение не
только в «Капитанской дочке», «Дубровском» и «Истории Пугачева», но и в
незавершенном романе «Вадим» М.Ю. Лермонтова, в «Повести о капитане Копейкине»
из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, в сатирических картинах «бунташного века» из
романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». В литературе XIX века
эта тема реализуется через сословное противостояние, причем даже история бунта,
являющегося попыткой восстановить социальную справедливость и морально
оправданного автором, не допускает торжества бунтовщиков. Страх перед хаосом,
который сеет любой бунт, становится лейтмотивом повествования, отодвигающим на
периферию мотивы сострадания и социального реванша. Русской классической
литературой была заложена актуальная и сегодня традиция воспринимать бунт как
стихию, в которой «сила народного духа обращалась не на самосозидание
<...>, а на разрушение всего непонятного и чуждого этой стихии» [4, с.
138]. В литературе ХХ века сословное противостояние трансформировалось в
непримиримую классовую борьбу. В советском литературоведении и историографии не
было понятия «русский бунт» (гуманитарные науки в советское время решили
покончить с пушкинской «дворянский легендой о бессмысленном бунте» [7, с. 13]),
его заменило понятие «революция», и все повстанческие настроения оценивались
крайне тенденциозно, а лидеры крупнейших народных восстаний получили статус
предтеч революционного движения (ряд исследователей совершенно справедливо
говорит о «гипертрофии повстанческой тематики в советское время» [5, с. 4]).
Философская и художественная мысль русского Зарубежья, в противовес такому
подходу, сохраняла верность пушкинской концепции: «…бунт без всякого «во имя»
привел к пустоте, бессмыслице и звериному хаосу, а положительного,
органического ничего не оказалось» (Н. Бердяев) [3, с. 123]. Философское осмысление бунта без попыток обеления/очернения участников
Красной смуты октября 1917 года мы находим в таких знаковых произведениях, как
«Двенадцать» (1918) А. Блока, «Голый год» (1922) Б. Пильняка, «Взвихренная
Русь» (1927) А. Ремизова, «Белая гвардия» (1927-1929) М. Булгакова, «Жизнь
Клима Самгина» (1925-1936) М. Горького, «Тихий Дон» (1925-1940) М. Шолохова,
«Хождение по мукам» (1921-1941) А.Н. Толстого, «Доктор Живаго» (1957) Б.
Пастернака. Исторический аспект темы русского бунта также был актуален на
протяжении всего ХХ века. «Стенька Разин» М. Цветаевой, «Уструг Разина» В.
Хлебникова, «Стенька Разин», «Емельян Пугачёв» и «Иван Болотников» В.В.
Каменского, «Пугачев» С. Есенина, «Разин Степан» А. Чапыгина, «Степан Разин» С.
Злобина, «Я пришел дать вам волю» В. Шукшина – эти и другие произведения о
предводителях народных бунтов трактуют бунт как попытку обретения воли и
апофеоз своеволия. Народная воля, как правило, изображается как спасительное
начало, а лидеры повстанцев выступают выразителями лучших черт русского
национального характера. Лишь на исходе советского периода к русской
интеллигенции вновь, как и на заре ХХ века, приходит понимание воли как
антитезы свободы, как «неприятия власти при одновременном пренебрежении к
свободе человека» [10, с. 218]. В начале XXI века тема русского бунта вновь актуализируется в
отечественной литературе. Причин такой актуализации несколько: это и наследие
политической смуты 90-х годов ХХ века, и националистические бунты XXI века
(Кондопога, Манежная площадь, Пугачев, Арзамас, Бирюлево), и социальное
расслоение, особенно болезненно переживаемое молодыми людьми и порождающее
бунтарские настроения. Социокультурную ситуацию бунта рубежа XX – XXI веков
точно охарактеризовал А.С. Ахиезер: Бунт – это «результат скрытого накопления
дискомфортного состояния, возникающего в локальных субкультурах традиционного
типа, охватывающих один или множество локальных миров в большом обществе...
Бунт выступает как возмущение масс, перерастающее в беспорядки, неповиновение властям,
погромы, направленные против тех, кто в данном случае рассматривается как
носитель зла. Бунт является результатом конфликта большого общества и
локального мира» [1, с. 88–89]. Одним из романов, предложивших осмысление феномена русского бунта в XXI веке,
является «Санькя» (2006) Захара Прилепина. Два полюса бунта здесь –
оппозиционная партия «Союз созидающих» («локальный мир») и российские властные
структуры («большое общество»). Лидером «Союза созидающих», напрямую не
участвующим в бунте, но идейно его подготавливающим, является «философ, умница,
оригинал Костенко» [8, с. 7], «союзники» – это «его свора, его паства, его
ватага» [8, с. 9]. В этих образах легко угадываются члены
Национал-большевистской партии и ее лидер Лимонов-Савенко, но аллюзии на реальный
политический ландшафт России не мешают воспринимать роман как философское
осмысление бунта. В собирательном образе «союзников» очевидны отсылки и к животному миру («свора»), и к церковному миру («паства»), и к преступному миру (в романе
актуализируется одно из значений слова «ватага» – шайка). Следует отметить, что прием зооморфизма («лбы потные, глаза
озверелые» [8, с. 9]), используемый автором, ни в одной из сцен (даже в сцене
погрома) не становится единственным способом раскрытия сущности «союзников».
Для Прилепина важно то, что «союзники» – «непонятные, странные, юные, собранные
по одному со всей страны, объединенные неизвестно чем, какой-то метиной,
зарубкой, поставленной при рождении» [8, с. 10]. Писатель называет бунтовщиков
«безотцовщиной в поисках того, кому они были нужны как сыновья» [8, с. 145].
«Отец», к которому они все так стремятся, – это власть новой формации, которая
«обеспечивает сохранность территории и воспроизведение населения» [8, с. 192].
А «метина, зарубка», по мысли Прилепина, заключается в том, что «союзники»
«легко подставляются под удар, под множество ударов, в конечном итоге – жертвуя
собой, своими поломанными ребрами, отбытыми почками, пробитыми головами» [8, с.
147]. Для автора такая готовность к жертве – не пустое безрассудство, а
способность «держать ответ за всех – в то время, когда это стало дурным тоном:
отвечать за кого-то помимо самого себя» [8, с. 147]. Важное место в создании образа бунтарей играет мотив крика. «Союзники» – это, прежде всего, «строй в семьсот глоток» [8, с. 11]. И с главным героем романа, Сашей Тишиным, «Санькей», мы начинаем знакомство в тот момент, когда «молодая пасть его уже была разинута в крике» [8, с. 10]. Характер лозунгов, выкрикиваемых «союзниками» («Рево-лю-ци-я!», «Мы ненавидим правительство!», «Любовь и война!», «Мы маньяки, мы докажем!» [8, с. 11–12]) не оставляет сомнений в том, что перед нами – бунтари, готовые от слов перейти к делу. Незаметное, неочевидное для власти начало бунта Прилепин показывает с помощью метаморфозы главного героя: «Саша кричал вместе со всеми, и глаза его наливались той необходимой для крика пустотой, что во все века предшествует атаке» [8, с. 10]. Ключевые сцены первой части романа – это описание погрома, устроенного
«союзниками» в Москве во время митинга оппозиции. По мере разрастания бунта и
выхода действий за рамки площади лозунги (да и в целом, осмысленная речь)
перестают звучать, остается только крик: «Все в округе вошло в ритм этого
крика, от крика раскачивались двери метро, в такт крику суетились серые
бушлаты, шипели рации, сигналили авто» [8, с. 11]. Речь нуждается в смысле,
крик несет только эмоции, причем эмоции, преимущественно, негативные – страх,
гнев, раздражение, отчаяние, но Прилепин неоднократно подчеркивает, что в крике
«союзников» есть вся гамма эмоций – от гнева до ликования («юная, ревущая от
счастья орава» [8, с. 14]). Крик бунтарей наполняется то раздражением (от
действий власти), то торжеством (от растерянности власти и бессилия перед лицом
бунтующей толпы). Хаос звуковой (крик) дополняется в картинах бунта хаосом
визуальным (растоптанные цветы, разбитые витрины магазинов, перевернутые
машины, раненые представители правоохранительных органов). Идейное содержание бунта «союзников» в первой части романа остается
непроясненным: бунтовщики выступают против власти в ее совокупно-обобщенном
понимании и оправдывают свои действия по отношению к конкретным ее
представителям неправедной сущностью государственных структур («Вы сами во всем
виноваты!» [8, с. 18]), конкретные политические цели не вложены в уста даже
предводителей бунта. Сочувствующие ценят в них чистую стихию бунта, не
отягощенную идейной надстройкой, «такой эстетический проект, интересный на фоне
воцарившейся тоски и смуты» [8, с. 74]. Но как только бунт, казавшийся
интересной, яркой идеей, становится жестокой, грубой реальностью, даже
сочувствующие отшатываются от бунтовщиков. Выражением общественного мнения
звучат слова случайной участницы митинга: «Вы же называете себя “Союз
созидающих”! Что вы созидаете? Вы созидаете раздор!» [8, с. 12].
В главе 6-й «союзники» представлены в лицах (Негатив, Костя Соловый,
Матвей, Яна), многим даны емкие характеристики, подчеркнуты положительные черты
личности, т.е. толпа бунтарей распадается на составляющие и парадоксальным
образом становится понятно, что ни в одном из «союзников» яркого
разрушительного начала нет. Стихия бунта подавляет личностное начало, вовлекает
в вихрь событий, как правило, противоправных. Прилепин объясняет это тем, что
«соединение энергетик со знаком “плюс” всегда было чревато взрывом, выплеском
бешеных энергий» [8, с. 159]. Т.е. глубинные причины личностной деструкции
скрыты в самой природе бунта: во время смуты действуют не люди, действует
толпа. Художественный образ бунта в романе З. Прилепина служит
иллюстрацией к актуальной концепции феномена толпы в социальной психологии: «Толпа создает сильное ощущение
правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциями способы действия
не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность
увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за
совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов»
[6, с. 55]. Соответственно, основная ценность личности – свобода – в толпе
обесценивается, толпа движима тягой к воле, понимаемой волюнтаристски. В романе
отчетливо обозначается ключевая для темы бунта в русской литературе антитеза
«свобода/воля»: «злая, ощеривающаяся энергия, пульсирующая внутри» [8, с. 303],
толкает «союзников» к радикальным действиям, имеющим националистическую
окраску: «Партия говорит нам: русским должны все, русские не должны никому.
Также партия говорит нам: русским должны все, русские должны только себе. Мы
хотим вернуть только то, что мы себе должны: Родину» [8, с. 331]. Это апофеоз
своеволия главного героя романа, Саши Тишина, видящего в себе воплощение
русского национального характера и, в силу превратно понятой партийной
идеологии, отказывающего своим оппонентам в праве на свободу. Саша Тишин «всегда легко себя чувствовал внутри гомонящей, разномастной
толпы, сразу становился ее малой, но цепкой составляющей» [8, с. 201]. Стихия
бунта органична для героя, поскольку в нем и в его ровесниках, выросших в
схожих социально-культурных условиях (безотцовщина, бедность, безработица,
низкий уровень образования) есть аксиологическая потребность в изменении
действующих в обществе норм и правил. П.В. Басинский, один из первых критиков
произведения, точно отметил, что «роман пронизан этой ужасающей смертной тоской
молодых людей по "честным" поступкам в атмосфере всеобщей лжи» [2]. И
данная аксиологическая потребность не может быть удовлетворена мирным путем:
Прилепин рисует общество с резким имущественным расслоением и неработающими
социальными лифтами, поэтому его герои выбирают в качестве формы самореализации
бунт. Писатель, не оправдывая героев, объясняет приверженность «союзников» к
националистической риторике тем, что данная идеология упрощает картину мира
(«Бог есть. Без отца плохо. Мать добра и дорога. Родина одна» [8, с. 114]) и
предлагает готовый рецепт решения социальных проблем – русский бунт. Помимо бунта как восстания толпы в романе представлен и индивидуальный
бунт Саши Тишина. Индивидуальный бунт зарождается как протест против унижения и
пыток в милиции, разрастается до личной мести представителю власти – судье и,
наконец, обретает форму борьбы с системой (руководство захватом задания
городской администрации). Этот бунт носит экзистенциальный характер, так как проистекает
из чувства богооставленности, заброшенности человека: «Саша смотрел в небо.
<…> Так никто на небе и не появился» [8, с. 174]. И этот индивидуальный
бунт близок и понятен читателю, в нем нет идеологической подоплеки, нет ложного
пафоса, этот восстание личности в защиту своих прав, бунт маленького человека
против государственной машины. Основной смысл русского бунта в романе «Санькя» – это восстание против
политической системы (энергию бунтарей усиливает наличие такого оппонента, как
его определяет Саша Тишин, «гадкое, нечестное и неумное государство» [8, с.
115]). Вместе с тем, идти вслед за оценками «союзников» в определении сущности
их бунта, значит заведомо сужать его значение. Описанный З. Прилепиным бунт –
это и восстание окраин против Москвы (почти у всех союзников – провинциальные
корни), и протест малообеспеченной части общества против социально успешных и
богатых людей (ненависть главного героя романа, Саши Тишина, к государству
систематически подпитывается подобными наблюдениями: «Одна эта машина стоит
столько, сколько моя мать не заработает за сто сорок лет. Она что, плохо
работает?..» [8, с. 268]), и сопротивление младшего поколения старшему («…от
вашего поколения не останется и слова, которое можно за вас замолвить. Труха
гнилая вы» [8, с. 267], – эти слова Тишина адресованы Безлетову и подобным ему
приспособленцам, пытающимся примирить капиталистические принципы и советскую
закваску), и природный катаклизм, противостоять которому общество не в силах
(«…приближается она [революция. – М.С.],
несущая жуть и ярость, – и никуда не деться уже» [8, с. 229]). Для Захара Прилепина исток народного бунта – обессмысливание жизни как
следствие потери нравственных ориентиров: «Нас случайно сквозняком согнало.
Революция приходит не сверху и не снизу – она наступает, когда истончаются все
истины…» [7, с. 262]. Вследствие такой трактовки бунт у Прилепина беспощадный,
но не бессмысленный. На первый взгляд, никакого результата ни индивидуальный
бунт Саши Тишина, ни массовые акции «союзников» не дают: лидеры «союзников»
убиты, Саша в финале романа готовится принять мученическую смерть как лидер
бунтовщиков, захвативших здание администрации, но Прилепин неслучайно оставляет
финал открытым: «все скоро, вот-вот прекратится, и – ничего не кончится, так и
будет дальше, только так» [8, с. 367]. Этот бунт – единственная форма диалога с
представителями власти, которая позволяет Саше Тишину и «союзникам» быть
услышанными, поэтому Прилепин не перечеркивает действия героев картиной
расправы с ними, а дает им возможность вкусить той воли, о которой они так
страстно мечтали. Утопичный финал (горстка «союзников» хозяйничает в
провинциальном городе на глазах у беспомощных представителей правоохранительных
структур) выполняет в романе функцию «урока царям»: по мысли писателя, в
отсутствии социально-экономических перемен и внятных политических шагов власти,
в «герои нашего времени» способны выдвинуться только бунтари, подобные
Саньке. Список литературы
1. Ахиезер
А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). –
Новосибирск, 1998. – Т. 2: Теория и методология. Словарь. 2. Басинский
П.В. Новый Горький явился // Российская газета. – 2006. – № 4066 (15 мая). –
[Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2006/05/15/sanjka.html 3. Бердяев
Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ:
Антология. – М., 1993. 4. Кантор В.К. «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. – М., 1997. 5. Мауль В.Я. Социокультурное пространство русского бунта: дис. ... д-ра ист.наук. – Томск, 2005. 6. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001. 7. Покровский
М.Н. Предисловие // Пугачевщина. – М; Л., 1926. – Т. 1. – С. 3–13. 8. Прилепин З. Санькя. – М.: Ad
Marginem, 2011. 9. Пушкин
А.С. Капитанская дочка // Полн. собр. соч. – Л., 1978. – Т. 6. 10. Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. – М., 1994.
Статья публиковалась: Пушкинские чтения-2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст [Текст] : материалы XIX международной научной конференции / Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. В. Н. Скворцова. Стр. 214-219
| ||
09.07.2019 г. | ||
Наверх |