ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что сегодня является основным инструментом формирования и передачи культуры?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> Кому строим храмы – городу или Церкви?

Кому строим храмы – городу или Церкви?

Печать
23.07.2019 г.

Об одобренном Москомархитектурой модернистском проекте православного храма на Верейской улице. 

Проект
В новостной ленте Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы 19.07 2019 г. опубликовано сообщение под заголовком "В Можайском районе появится православный храм в современном стиле". Что такое "современный стиль"? Очевидно, что в данном контексте его необходимо понимать как отступление от традиции. Слово "современный" используется для маскировки. На самом деле проект храма модернистский или даже, как его назвал кто-то из журналистов, футуристический. То есть нам предлагают под видом храма архитектурную провокацию.

Концептуальным новаторством в этом проекте является прозрачная восточная стена. Но прозрачность имеет смысл только тогда, когда она доступна взгляду. И архитекторы решают отказаться от многоярусного иконостаса, обычно отгораживающего алтарь. Алтарная преграда планируется низкой, чтобы не потерялся эффект визуального выхода за пределы храма. 

Молящиеся в храме стоят лицом к востоку. С востока приходит к нам солнце. Потерянный рай находился на востоке от Средиземноморья (области возникновения христианства). Елеонская гора, с которой вознёсся Господь, расположена к востоку от Иерусалима. В христианской символике восток связывается со Вторым Пришествием, установлением Царства Божия.

Алтарь - место, где каждую литургию совершается жертва Христова, средоточие православной службы. Под алтарь обязательно отводится именно восточная часть храма. Символически алтарь соответствует Царству Небесному. Обращая свои взгляды к алтарю, верующие устремляются духом к Богу, оставляя свои земные помышления. По крайней мере так должно быть.

Но архитекторы планируют сделать стеклянную, прозрачную стену – "с видом на долину реки Сетунь". Горний мир они подменяют речным пейзажем. Разрушается вся символика организации храмового пространства. Утрачиваются смыслы, которые отцы Церкви вкладывали в устроение богослужения. Человеку, что придёт на службу в такой вот храм, будет гораздо сложнее сосредоточиться на молитве. Его взгляд будет непроизвольно цепляться за пейзаж, а внимание рассеиваться. Как результат, те, кто ходит в церковь молиться, в такой храм не пойдут. И для кого тогда планируется возведение подобного сооружения?

Но городское архитектурное начальство это не смущает. Они мыслят совсем в других категориях. По мнению главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, "храм отлично впишется в облик города. Идеология на данный момент такова, что надо создавать адресные объекты, чтобы у людей ассоциация их района была с интересной архитектурой". Иными словами, надо строить что-нибудь оригинальное, чтобы было на что посмотреть, и даже (будем честными) – не столько местным жителям, сколько туристам. Москва хочет зарабатывать на туристах, а необычная архитектура позволяет расширять географию маршрутов и генерировать дополнительный туристический поток.

Проект храма примет участие в Международном конкурсе религиозной архитектуры Faith & Form Awards, который используется как инструмент внедрения элементов модернизма в разные религиозные традиции. Таким образом, объект получает соответствующую раскрутку за рубежом.

Между тем, храм – не просто здание; стены и крыша – это нечто последнее. В первую очередь, храм – это корабль спасения. Хорошая архитектура подчеркивает эту функцию, помогая выстраивать восприятие пришедших на службу правильным образом. Отсутствие такой помощи - не самое страшное. Главное, чтобы стены не препятствовали молитве. Получить подобный отрицательный эффект непросто, но авторам данного проекта это удалось.

Освятить церковь собираются в честь священномученика Игнатия Богоносца. Но на самом деле, чьё имя ни написали бы на табличке у входа в подобную конструкцию, это можно счесть оскорблением памяти святого. 

Увы, власти города не понимают Православия. Им ближе эксперименты современного искусства, внешняя оригинальность; дух традиции от них ускользает. Они легко разменивают прошлое, и, если пойти у них на поводу, можно и не заметить, когда душа русского народа перестанет быть русской.
 
Как бы Церкви ни хотелось жить в согласии с властью, она должна не терять бдительности и не поддаваться на предложения различных носителей «передовых» взглядов и креативных идей. Нам нельзя соизмеряться с веком сим. И допускать строительства православных храмов по постмодернистским проектам тоже нельзя. 

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение