Обрезание горизонта |
![]() |
07.07.2020 г. | |
Что всё-таки нужно преподавать детям – знания или "умение жить"? ![]()
В учебных заведениях нужно преподавать предмет, разъясняющий
правила проживания в городах, заявил
главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
"Общий уровень урбанистического образования населения крайне важен.
Нужно ввести предмет, разъясняющий правила проживания в городах. Это про
парковку, про мусор, про территорию, о том, что такое соседское право и многое
другое. На первый взгляд, очевидные вещи", - сказал Кузнецов на
онлайн-конференции "Ведомостей" (проходила 07.07.2020).
Это – далеко не первое предложение впихнуть в школьную
программу что-нибудь такое – из правды жизни. Для людей, далёких от школьного
образования, школьный курс видится неограниченно ёмким. Кажется, что программу
всегда можно дополнить, если найти что-нибудь действительно важное. Вопроса – вместо
чего дети должны учить принципы утилизации отходов – у главного архитектора
не возникает.
Но основная проблема всё-таки в другом. У многих лиц, занимающих
весьма ответственные должности (должность главного архитектора Москвы –
ответственная, не правда ли?), всё чаще проскальзывает образовательная
слепота совсем другого порядка. Они как-то странно видят цель
образовательного процесса. В их интерпретации задача школы состоит не в том,
чтобы дать ребёнку базовые знания, а чтобы «научить жить».
Может показаться, что «научить жить» – вполне достойная
цель. По крайней мере, она – конкретная и практическая. Ответственно подходить
к выбросу мусора и уметь пользоваться парковкой – несомненно полезно. А польза,
скажем, от прочтения «Илиады» вовсе не очевидна. Разве плохо, если школа будет
прививать детям практические навыки? Не этого ли мы хотели от образования?
Беда, однако, в том, что современные практические навыки –
это (прежде всего и почти полностью) навыки потребителя. «Уметь жить» сегодня
означает не уметь производить, а уметь пользоваться. Предложение Кузнецова
укладывается в логику воспитания человека, социально, безусловно, удобного, но,
по сути, ничего из себя не представляющего. Задачи развивать людей, растить их
перед нынешним обществом не стоит. Поэтому традиционные школьные предметы
расцениваются как в значительной мере ненужные – знания, которые останутся
невостребованными.
Тогда как именно школа должна быть окном, открывающимся из узкого
бытия в огромный мир. В школе ребёнок узнаёт, что мир не исчерпывается тем, что
он удосужился заметить (сегодня это следует читать «случайно нашёл в интернете»).
Образование расширяет персональную вселенную и создаёт горизонты возможностей.
Замена традиционных предметов на курсы городской жизни – это лишение ребёнка
этих возможностей, сужение горизонтов, схлопывание мира.
Главный архитектор высказался и не заметил, что покусился на
будущее – как персональное будущее детей, так и на завтрашний день нашей
страны, в котором наши дети должны будут что-либо созидать. Вместо этого им
предложено хорошо разбираться в том, где и как следует парковаться… |
|
Наверх |