ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
 

Образ идеального города как культурный архетип

Печать
АвторВ. О. Хвостикова  

Статья представляет собой очерк образа «идеального города» и его развития в истории. Показано, как меняются цели градостроителей и черты «идеального города» в зависимости от историко-культурного контекста. 

Неизвестный итальянский автор (предположительно Пьеро делла Франческа) - Идеальный город (около 1470 или позднее - до начала XVI в.)

В самой сути градостроительства имманентно лежит утопическое начало – желание людей создать рациональное, контролируемое пространство для жизни. Человек на протяжении всей истории пытается обособиться от природы, построить свой микрокосм – упорядоченный и рациональный.

Утопия (утопическое сознание) тесно связано с градостроительством. город – это не только один из образов утопической мысли, но и попытка человека реализовать свои представления об идеальном мироустройстве. Как пишет в книге «Совершенная форма в градостроительстве» К. Линч: «форма поселения – это пространственная организация человеческих действий» [Линч, 1986: 5], проблема урбанистической утопии не нова – образ «идеального города» существовал в общественном сознании с появления самых первых городов, как способ рефлексии на проблемы жизни в городах. Каждая эпоха создает свои урбанистические утопии, отражающие уровень развития технологий, социально-политические и экономические реалии. поэтому урбанистический утопизм Платона и Аристотеля был элементом политической теории, города-утопии нового времени были призваны служить развитию гуманистической мысли, проекты идеальных городов XX в. – посвящены поискам архитектурной формы, способствующей развитию социальной утопии. Горнова Г.В. утверждает: «по К.Г. Юнгу, одной из особенностей архетипического образа является его способность завораживать и очаровывать. К.Г. Юнг различал «естественные» символы/архетипы и символы/архетипы, привнесенные культурой, которые в течение длительного времени подвергались сознательному воздействию и теоретической обработке. такие символы стали коллективными образами, принятыми цивилизацией, и при этом они не утратили «заряд первоначальной трепетности» или «волшебности». К.Г. Юнг обращает внимание на их способность вызывать сильный эмоциональный отклик у ряда людей и на их общее сходство с идеальными конструктами и предубеждениями» [Горнова, 2009: 35]. Идеальный город предстает архетипом, привнесенным культурой. на протяжении тысячелетий он испытывал на себе теоретические концепции и смелые эксперименты, оставаясь одновременно сугубо человеческим и совершенно неподвластным всестороннему пониманию.

Первые элементы урбанистической утопии можно проследить в трудах древнегреческих мыслителей. Древняя Греция подарила миру утопию в виде политической теории. последняя, как наиболее рационалистическая форма древнегреческого утопизма, неотделима от построения города-государства. таким образом, античный утопизм, политический по большей части содержит в себе элементы урбанистической утопии, наиболее ярко выраженной в работах Платона и Аристотеля.

Новое время дало миру классические утопии, черты которых прослеживаются по сей день во всех утопических произведениях. одна из таких черт – урбанизм. идеальный город, описываемый в утопических произведениях нового времени, претерпевает изменения в соответствии с социокультурным контекстом.

«Начиная с XVI в. жанровый ассортимент гравюрных изображений пополняется новым сюжетом — фронтальным видом города, срисованного с большого расстояния. приглашая взглянуть на город извне, эти изображения претендуют на то, чтобы отнять у него статус «вместилища», и превратить его в хотя и не лишенную определенного экзотизма, но, все же, вполне обозримую вещь. став вещью, город, точнее – его фронтальная проекция, начинает подвергаться манипуляциям, которые обычно применяют к вещам» [Иванов, Егорова, 2008: 184].

Став вещью и объектом искусства, город подвергается изменениям по канонам античных идеалов, он не только среда обитания, но и объект для творчества. в том числе и утопического, движимого осознанием несовершенства существующих городов, с одной стороны, и надеждой на их трансформацию – с другой стороны. в возрождение город стал архетипом утопической мысли, колыбелью классической утопии.

Поэтому в эпоху ренессанса центром идеального города представал акрополь – дань наследию античности, планировочный архетип сформировался благодаря развитию в XV в. математики и науки о перспективе. ренессанс развил идею о том, что идеальное гуманистическое общество становится следствием правильного градостроительного формообразования. «по сути дела к классических утопиях, рожденных возрождением, мы впервые встречаем объективизацию духа и замысла законодателя (и автора утопий) не в виде абстрактных общих норм и законов, а в виде упорядоченного пейзажа и плана градостроительства. с этого момента всякий проект идеального города неизбежно обретает идеологическое значение» [Паниотова, 2004: 144].

Эпоха просвещения унаследовала планировочный архетип идеального города возрождения, при этом абсолютизировав роль науки и технологических устройств в организации урбанистической утопии.

XIX в. создает образ города, основанного в соответствии с социалистической концепцией. идеальный город этого времени призван служить развитию коммунистических идеалов.

C середины XIX в. в Европе получило активное развитие промышленное производство. в связи с этим резко увеличилось городское население – жители сельской местности, становясь рабочими, переезжали в город. следствием этого стало ухудшение уровня жизни в крупнейших городах – снижение санитарно-гигиенических, транспортных условий, а также уровня безопасности на фоне возрастающего неравенства капиталов. стала очевидна необходимость пересмотра принципов градостроительства. многие факторы казавшиеся ранее незначительными, оказались отныне взаимосвязаны. в этот период французский и публицист Э. Кабе (1788-1856) создал своё произведение «Путешествие в Икарию». в произведении Э. Кабе в равной мере отразились черты классической утопии, т.к. она продолжает линию «романа-путешествия» и черты философского трактата, в котором автор закладывает начало становления социалистических концепций. Чертой произведения, которая отсылает нас к классическим утопиям, также является урбанизм: Э. Кабе создает проект идеального коммунального города, круглого в форме, с прямыми улицами, единообразными зданиями и роскошными садами.

XX столетие дает миру разнообразные формы урбанистического утопизма, развивающегося в рамках более масштабных утопий. урбанистический утопизм выступает инструментом экспериментирования с социумом.

Каждая эпоха выработала свой уникальный стиль в художественном, литературном, архитектурном творчестве. но уникальность XX века, по замечанию А.В. Иконникова в том, что новое столетие не выработало такого эпохального стиля, существовали только разные пути развития, отражавшие проблемы духовных и общественных поисков [Иконников, 2001: 12].

Это коснулось и градостроительства, потому что именно город в силу плотности населения является удобным плацдармом для архитектурного и социального экспериментирования. развитие промышленности дало строителям новые материалы – железобетон, чугун и сталь, благодаря которым открывались грандиозные возможности в проектировании зданий. в XX в. архитекторы и градостроители стали предлагать различные градостроительные концепции, пытаясь решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество. сегодня проблема «идеального города» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, ею занимаются архитекторы, историки и социологи (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Р. Парк, Л. Мамфорд, Д. Джекобс, М. Вебер, И.Д. Беляев, В.П. Даркевич, Г.В. Горнова, В.О. Ключевский), политологи (О.В. Агишева, А.С. Майер), искусствоведы и филологи (В.В.Ракова, Ю.А. Маринина), философы (Г. Зиммель, Е.Г. Трубина), и культурологи и др. Это связано с перенаселением современных городов и осознанием, что они не удовлетворяют потребности горожан в комфорте, чистоте и толерантности. города, созданные человеком, хаотично разрастаясь, перестают ему же принадлежать и подчиняться. архетип «идеальный город» по-прежнему привлекателен для ученых и обывателей. одностороннего взгляда на данную проблему недостаточно, поэтому поиски идеального города продолжаются и в XXI в.

Библиография

1.  Горнова Г.В. Потерянный рай: архетипические основания концепта «город сад» // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5 (31).

2.  Иванов К., Егорова и. Город на ладони: ранняя историография городской топографии // Логос. – 2008. – №3.

3.  Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. в 2х т. – т. 1. М.: Прогресс-традиция, 2001.

4.  Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. – М. 1986.

5.  Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур / Пер. предисл. с исп. Т.С. Паниотовой, Э. Родригес. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 

 

Публиковалось:  Единство в многообразии: наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (Ростов-на-Дону, 17-18 ноября 2017 г.).  Стр. 249-253

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение