ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры >> Территориальный и природный аспекты в культуре >> Образ идеального города как культурный архетип

Образ идеального города как культурный архетип

Печать
Автор В. О. Хвостикова   

Статья представляет собой очерк образа «идеального города» и его развития в истории. Показано, как меняются цели градостроителей и черты «идеального города» в зависимости от историко-культурного контекста. 

Неизвестный итальянский автор (предположительно Пьеро делла Франческа) - Идеальный город (около 1470 или позднее - до начала XVI в.)

В самой сути градостроительства имманентно лежит утопическое начало – желание людей создать рациональное, контролируемое пространство для жизни. Человек на протяжении всей истории пытается обособиться от природы, построить свой микрокосм – упорядоченный и рациональный.

Утопия (утопическое сознание) тесно связано с градостроительством. город – это не только один из образов утопической мысли, но и попытка человека реализовать свои представления об идеальном мироустройстве. Как пишет в книге «Совершенная форма в градостроительстве» К. Линч: «форма поселения – это пространственная организация человеческих действий» [Линч, 1986: 5]. проблема урбанистической утопии не нова – образ «идеального города» существовал в общественном сознании с появления самых первых городов, как способ рефлексии на проблемы жизни в городах. Каждая эпоха создает свои урбанистические утопии, отражающие уровень развития технологий, социально-политические и экономические реалии. поэтому урбанистический утопизм Платона и Аристотеля был элементом политической теории, города-утопии нового времени были призваны служить развитию гуманистической мысли, проекты идеальных городов XX в. – посвящены поискам архитектурной формы, способствующей развитию социальной утопии. Горнова Г.В. утверждает: «по К.Г. Юнгу, одной из особенностей архетипического образа является его способность завораживать и очаровывать. К.Г. Юнг различал «естественные» символы/архетипы и символы/архетипы, привнесенные культурой, которые в течение длительного времени подвергались сознательному воздействию и теоретической обработке. такие символы стали коллективными образами, принятыми цивилизацией, и при этом они не утратили «заряд первоначальной трепетности» или «волшебности». К.Г. Юнг обращает внимание на их способность вызывать сильный эмоциональный отклик у ряда людей и на их общее сходство с идеальными конструктами и предубеждениями» [Горнова, 2009: 35]. идеальный город предстает архетипом, привнесенным культурой. на протяжении тысячелетий он испытывал на себе теоретические концепции и смелые эксперименты, оставаясь одновременно сугубо человеческим и совершенно неподвластным всестороннему пониманию.

Первые элементы урбанистической утопии можно проследить в трудах древнегреческих мыслителей. Древняя Греция подарила миру утопию в виде политической теории. последняя, как наиболее рационалистическая форма древнегреческого утопизма, неотделима от построения города-государства. таким образом, античный утопизм, политический по большей части содержит в себе элементы урбанистической утопии, наиболее ярко выраженной в работах Платона и Аристотеля.

Новое время дало миру классические утопии, черты которых прослеживаются по сей день во всех утопических произведениях. одна из таких черт – урбанизм. идеальный город, описываемый в утопических произведениях нового времени, претерпевает изменения в соответствии с социокультурным контекстом.

«Начиная с XVI в. жанровый ассортимент гравюрных изображений пополняется новым сюжетом — фронтальным видом города, срисованного с большого расстояния. приглашая взглянуть на город извне, эти изображения претендуют на то, чтобы отнять у него статус «вместилища», и превратить его в хотя и не лишенную определенного экзотизма, но, все же, вполне обозримую вещь. став вещью, город, точнее – его фронтальная проекция, начинает подвергаться манипуляциям, которые обычно применяют к вещам» [Иванов, Егорова, 2008: 184].

Став вещью и объектом искусства, город подвергается изменениям по канонам античных идеалов, он не только среда обитания, но и объект для творчества. в том числе и утопического, движимого осознанием несовершенства существующих городов, с одной стороны, и надеждой на их трансформацию – с другой стороны. в возрождение город стал архетипом утопической мысли, колыбелью классической утопии.

Поэтому в эпоху ренессанса центром идеального города представал акрополь – дань наследию античности, планировочный архетип сформировался благодаря развитию в XV в. математики и науки о перспективе. ренессанс развил идею о том, что идеальное гуманистическое общество становится следствием правильного градостроительного формообразования. «по сути дела к классических утопиях, рожденных возрождением, мы впервые встречаем объективизацию духа и замысла законодателя (и автора утопий) не в виде абстрактных общих норм и законов, а в виде упорядоченного пейзажа и плана градостроительства. с этого момента всякий проект идеального города неизбежно обретает идеологическое значение» [Паниотова, 2004: 144].

Эпоха просвещения унаследовала планировочный архетип идеального города возрождения, при этом абсолютизировав роль науки и технологических устройств в организации урбанистической утопии.

XIX в. создает образ города, основанного в соответствии с социалистической концепцией. идеальный город этого времени призван служить развитию коммунистических идеалов.

C середины XIX в. в Европе получило активное развитие промышленное производство. в связи с этим резко увеличилось городское население – жители сельской местности, становясь рабочими, переезжали в город. следствием этого стало ухудшение уровня жизни в крупнейших городах – снижение санитарно-гигиенических, транспортных условий, а также уровня безопасности на фоне возрастающего неравенства капиталов. стала очевидна необходимость пересмотра принципов градостроительства. многие факторы казавшиеся ранее незначительными, оказались отныне взаимосвязаны. в этот период французский и публицист Э. Кабе (1788-1856) создал своё произведение «Путешествие в Икарию». в произведении Э. Кабе в равной мере отразились черты классической утопии, т.к. она продолжает линию «романа-путешествия» и черты философского трактата, в котором автор закладывает начало становления социалистических концепций. Чертой произведения, которая отсылает нас к классическим утопиям, также является урбанизм: Э. Кабе создает проект идеального коммунального города, круглого в форме, с прямыми улицами, единообразными зданиями и роскошными садами.

XX столетие дает миру разнообразные формы урбанистического утопизма, развивающегося в рамках более масштабных утопий. урбанистический утопизм выступает инструментом экспериментирования с социумом.

Каждая эпоха выработала свой уникальный стиль в художественном, литературном, архитектурном творчестве. но уникальность XX века, по замечанию А.В. Иконникова в том, что новое столетие не выработало такого эпохального стиля, существовали только разные пути развития, отражавшие проблемы духовных и общественных поисков [Иконников, 2001: 12].

Это коснулось и градостроительства, потому что именно город в силу плотности населения является удобным плацдармом для архитектурного и социального экспериментирования. развитие промышленности дало строителям новые материалы – железобетон, чугун и сталь, благодаря которым открывались грандиозные возможности в проектировании зданий. в XX в. архитекторы и градостроители стали предлагать различные градостроительные концепции, пытаясь решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество. сегодня проблема «идеального города» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, ею занимаются архитекторы, историки и социологи (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Р. Парк, Л. Мамфорд, Д. Джекобс, М. Вебер, И.Д. Беляев, В.П. Даркевич, Г.В. Горнова, В.О. Ключевский), политологи (О.В. Агишева, А.С. Майер), искусствоведы и филологи (В.В.Ракова, Ю.А. Маринина), философы (Г. Зиммель, Е.Г. Трубина), и культурологи и др. Это связано с перенаселением современных городов и осознанием, что они не удовлетворяют потребности горожан в комфорте, чистоте и толерантности. города, созданные человеком, хаотично разрастаясь, перестают ему же принадлежать и подчиняться. архетип «идеальный город» по-прежнему привлекателен для ученых и обывателей. одностороннего взгляда на данную проблему недостаточно, поэтому поиски идеального города продолжаются и в XXI в.

Библиография

1.  Горнова Г.В. Потерянный рай: архетипические основания концепта «город сад» // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5 (31).

2.  Иванов К., Егорова и. Город на ладони: ранняя историография городской топографии // Логос. – 2008. – №3.

3.  Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. в 2х т. – т. 1. М.: Прогресс-традиция, 2001.

4.  Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. – М. 1986.

5.  Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур / Пер. предисл. с исп. Т.С. Паниотовой, Э. Родригес. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 

 

Публиковалось:  Единство в многообразии: наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (Ростов-на-Дону, 17-18 ноября 2017 г.).  Стр. 249-253

 


02.08.2020 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение