ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Традиции искусства. Традиции семьи. Традиции страны

Традиции искусства. Традиции семьи. Традиции страны

Печать
01.09.2020 г.

В Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств до 27 сентября 2020 г. проходит выставка «Традиции искусства. Традиции семьи. Традиции страны». 

Антон Стекольщиков. Безымянная звезда. 2015
На ней можно познакомиться с творчеством четырех поколений художников: заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Ивановича Финогенова (1902 – 1989), его супруги Веры Александровны Орловой (1904 – 1993), их дочери заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Млады Константиновны Финогеновой, её супруга народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Вячеслава Константиновича Стекольщикова, их внука, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Антона Вячеславовича Стекольщикова и их правнучки Ксении Антоновны Стекольщиковой. Не так часто в истории искусства встречаются творческие династии, где каждый её представитель, сохраняя преданность традициям русской реалистической школы, оставляет свой неповторимый след. Четыре поколения художников в своих произведениях отразили историю нашей страны на протяжении почти целого столетия.

Жизнь и творчество Константина Ивановича Финогенова (1902 – 1989) пришлись на советский период, когда главным направлением в искусстве был социалистический реализм. Среди произведений этого времени, находящихся в фондах многих российских музеев, немало работ К.И. Финогенова. Особое место в творчестве мастера занимает Великая Отечественная война. Его фронтовые работы, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее, являются не только произведениями искусства, но и документальными свидетельствами эпохи. Боевой путь художника отмечен орденами и медалями, а работы военных лет удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор К.И. Финогенов преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на созданном им художественно-графическом факультете. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в Королевской Академии художеств в Лондоне, в картинной галерее парламента Индии, во многих музеях по всей России. Из его картин наиболее известными являются: «Комсомольцы метро» (1935), «В.И. Ленин и В.В. Сталин у прямого провода», «Запись рабочих добровольцами на фронт».

Если для К.И. Финогенова революционные перемены открывали перспективу новой жизни, то для его жены Веры Александровны Орловой (1904 – 1993) дворянское происхождение закрыло двери в высшее учебное заведение, усложняя дорогу в искусство. Жизненные перипетии отразились и на её творчестве. В.А. Орлова не стала художником социалистического реализма. Оставаясь верной реалистической школе, она искала и находила в окружающей жизни то, что любила сама, то, что дорого людям во все времена, поэтому для нее соцреализм – это социальный реализм, а не социалистический. Такое искусство редко бывает отмечено государственными наградами, однако именно оно передаёт дух времени. Мастерство художника проявилось во многих жанрах живописи, но ярче всего выразилось в пейзаже.

Произведения В.А. Орловой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, в Центральном музее Советской армии и других музеях России. Из них наиболее известны: «Сумерки», «Красная сестра милосердия», «Письмо с фронта» и «Возвращение». К.И. Финогенов и В.А. Орлова стали основателями творческой династии.

Их дочь, Млада Константиновна Финогенова (род. 1941), заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Млада Константиновна выросла в художественной семье, что и определило выбор профессии. Училась в Московской средней художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, затем окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова; член Союза художников СССР. М.К. Финогенова художник-станковист, обладающий собственным художественным почерком. Она нашла свою тему в искусстве – изображение интерьеров. Из ее многочисленных работ можно назвать: «Зимние праздники» (2003), «Белые ночи в Борисоглебе» (2012), «Солнечный интерьер» (2017). С 1985 г. – постоянный участник московских, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок. В 2019 г. её творческие успехи были отмечены «Золотой Медалью» Российской академии художеств. Многие её работы являются собственностью Союза художников России, хранятся в музеях, галереях и частных собраниях Российской федерации, СНГ и зарубежных стран.

Обучение М.К. Финогеновой в Московской средней художественной школе им. В.И. Сурикова предопределило ее личную жизнь. Двумя классами старше учился Слава Стекольщиков, в настоящее время народный художник РФ Вячеслав Константинович Стекольщиков (род. 1938 г.). Взаимная симпатия и общность творческих интересов объединили молодых людей. Так появилась новая семья, которая стала вторым поколением художников династии. Вячеслав Константинович также окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1964 года член Союза художников СССР. С творческими командировками В.К. Стекольщиков объездил не только Советский союз, но и зарубежные страны. Свои впечатления воплощал в многочисленных графических сериях, которые демонстрировались на выставках. Всюду, где было возможно, рядом с мужем была Млада Константиновна, а позже и сын Антон. Позднее молодая семья поселилась в небольшом русском городке Борисоглебе Ярославской области, который занял важное место в их творчестве. Среднерусская природа, образ старинного города, памятники архитектуры, родной дом – все получило отражение в созданных здесь произведениях художников. Вячеслав Константинович обратился к пейзажной живописи, в которой запечатлел виды Борисоглеба, образы русской провинции – «Витражи» (2011), «Вечерний звон» (2011), «Яблочный Спас» (2013). Его произведения находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, Института Русского реалистического искусства, в музеях, галереях и частных собраниях России и за рубежом.

Антон Вячеславович Стекольщиков – представитель третьего поколения художественной династии, родился в Москве в 1967 году, окончил Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И. Сурикова, затем в 1993 году Московский государственный академический институт им. В.И. Сурикова. Дипломная картина А.В. Стекольщикова «Крещение в возвращенном храме» определила основную тему его творчества – интерес к духовным и нравственным истокам русской жизни. В настоящее время А.В. Стекольщиков – заслуженный художник РФ и член-корреспондент Российской академии художеств, награжденный в 2019 году «Золотой Медалью» РАХ. За последние годы им было создано много произведений, из которых можно отметить такие как «Богомолье» (2003), «День Победы» (2011), «Однополчане» (2013). С 1985 года художник постоянный участник российских и зарубежных выставок. Его работы находятся в музеях и частных собраниях России и за рубежом.

К четвертому поколению династии художников Стекольщиковых-Финогеновых-Орловой относится Ксения Антоновна Стекольщикова. Она родилась в 1991 г. в Москве, училась в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств. В 2014 г. окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. За успехи в учёбе была награждена медалью Российской академии художеств. Участница многих российских и московских выставок, призер и дипломант художественных конкурсов. Член Московского союза художников. В 2016 г. состоялась ее первая персональная выставка «Мир моей живописи» в том же году Ксения поступила в качестве стажёра в Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств, которую окончила в 2019 г. По итогам стажировки К.А. Стекольщикова была награждена Серебряной медалью РАХ. Творческие поиски К.А. Стекольщиковой разнонаправлены, она работает во многих жанрах живописи. Среди ее картин можно увидеть произведения, рассказывающие о жизни современного мегаполиса и уходящей в прошлое красоте русской провинции, сцены из жизни ее семьи и натюрморты.

Династия Стекольщиковых-Финогеновых-Орловой является одной из самых ярких художественных семей России. Продолжая традиции русской реалистической школы живописи, они сохраняют творческую индивидуальность каждого автора, легко узнаваемую в их произведениях.
 
 
Антон Стекольщиков. Вечерний звон. 2011Антон Стекольщиков. Жди меня. 2015Млада Финогенова. Зимние праздники. 2003Вячеслав Стекольщиков. Бабье лето. 2010Млада Финогенова. Село Андреевское. 1989Вячеслав Стекольщиков. Вечерний звон. 2011Вячеслав Стекольщиков. Витражи. 2011Антон Стекольщиков. Пожар. 2016
 

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение