ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Смоленская крепость — федеральный государственный музей

Смоленская крепость — федеральный государственный музей

Печать
18.11.2020 г.

В Смоленске официально появился музей национального значения «Смоленская крепость». 

Смоленская крепость

 

В ведение нового учреждения будут переданы отреставрированные участки и башни Смоленской крепостной стены. Это позволит обеспечить условия для популяризации архитектурного наследия и масштабной презентации российской военной истории. Это уже второй федеральный музей в Смоленской области после государственного историко-культурного и природного музея-заповедника  А. С. Грибоедова «Хмелита».

Смоленская крепость − символ российской истории и государственности, памятник российского оборонительного зодчества, крупнейшая сохранившаяся кирпичная крепость мира. Всего сохранились 18 башен и более 3 километров стен, опоясывающих центральную часть Смоленска. Объекты крепости занимают территорию свыше 35 га. История Смоленской крепости связана с именами российских царей и императоров Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра I, Николая I, Александра II, Николая II. Смоленская крепость находилась в эпицентре многих событий военной истории государства, в том числе Русско-польских войн XVII века, Северной войны, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Крепость имела общую длину в 2488 сажени (5,4 километра). Внешний периметр крепости составлял более 6,5 километра. Высота стены от 13 до 19 метров, ширина — от 5 до 6 метров. Смоленская крепость является крупнейшей кирпичной крепостью мира, сохранившейся до настоящего времени.

Дубовый фундамент был заложен на глубину свыше 4 метра, что осложняло ведение минной атаки. Вдоль стены располагалось 38 башен, в том числе девять надвратных. Высота башен достигала 21 метра, а одной — Фроловской башни — даже 33 метров.

В 8 метров от башен и стен были устроены «слухи» (или «подслухи») — выведенные за крепостную ограду и облицованные накатником траншеи глубиной более 2 метров, засыпанные сверху землей слоем до 70 сантиметров, служившие для обнаружения минных работ противника.

Важным решением, реализованным Ф. Конем, является продуманная система внутристенных лестниц, связывающих как ярусы башен, так и участки третьего боевого хода между собой. До этого момента в некоторых крепостях наряду с лестницами на прясла существовали отдельные деревянные лестницы в башнях. Смоленская крепость стала одной из немногих на тот момент, позволяющих обойти весь периметр стен, не спускаясь на землю.

Одним из новаторских решений, которые были применены Федором Конем, является устройство бойниц среднего боя. Зодчий расположил их в шахматном порядке для большей устойчивости стены и исключения «мертвого», непростреливаемого пространства. Средний бой был сделан примерно на высоте 5 метров над землей, а доступ к печурам осуществлялся по приставным лестницам. В целом, печуры – внутристенные камеры для размещения орудий и стрелков – значительно расширены по сравнению с предыдущими крепостями, что создало комфортные условия для обороны крепости.

Смоленск как город на западных рубежах России имел особую репрезентативную роль. Первый крупный русский город, посещаемый как купцами, так и официальными послами, должен быть иметь не только мощную, но и красивую крепость. Одной из характерных особенностей крепости является эффектное решение ее декора. Бойницы стен и башен, заключенные в наличники-эдикулы, равномерно прорезают поле стены, предвещая эпоху типового проектирования и четкости классицизма.

Белокаменный валик, охватывающий весь периметр укреплений, находит свое архитектурное начало в ренессансных итальянских крепостях XIV-XV веков. Особое значение имеет и использование белого камня. Эффектный контраст краснокирпичного поля стены с выделением белокаменного цоколя, валика, раскреповок карнизов на угловых лопатках и резных профилей призван был уже на подъезде гостей города создать яркий запоминающийся образ.

Элегантное ордерное решение фасадов воротных башен, рассчитанное на небольшую дистанцию, не находит прямых аналогов в русской фортификационной архитектуре.

В целом Смоленская крепость является примером распространения идей типового проектирования. Встретившая свое развитие в застройке Санкт-Петербурга в XVIII веке и достигшая апогея в советской архитектуре, практика единообразных, но не однообразных решений башен, реализована Ф. Конем блестяще.

Разработав решения многогранной, воротной и квадратной башен и прясла с тремя уровнями боя, зодчий не отклоняется от выбранного пути. Сложная трасса и рельеф территории лишают крепость возможных строгости и сухости, а единообразие проектных решений упрощают как строительство, так и управление гарнизоном во время осады.

Круглые башни, поставленные на внешних углах крепости, выполняли роль укрепленных бастионов. Оснащенные большим количеством амбразур, многогранные башни создавали серьезное препятствие для неприятеля. В западноевропейской традиции подобные башни носят название барбаканов.

Источник 

sm1.jpgsm2.jpgsm3.jpgsm4.jpg

 

 



Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение