ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Печать
05.02.2021 г.

В Третьяковской галерее (Москва) до 16 мая 2021 года проходит выставка "Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение".

А.А. Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой

 

В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Полнота этой коллекции, включающей более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов, позволила сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Первая из них — «Благовещение» — открывает графический цикл «Библейские эскизы»,  работе над которым художник посвятил последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года.

По замыслу А.А. Иванова, эскизы предназначались для настенных росписей «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельскую тему — «жизнь и деяния Христа» — должны были окружать ветхозаветные, исторические и мифологические сцены, а также библейские тексты. Композиции росписей складывались в сложную программу — систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.

Художественный ансамбль, для которого предназначались росписи, — «Храм искусства», или «Храм философии» — можно отнести к романтическим утопиям. Иванов не закончил свою работу, и отчасти эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.

В процессе работы Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О вероятном облике будущего сооружения говорит лишь один лист в альбоме — «Портик дорического храма». Этот чертеж, выполненный братом художника, архитектором Сергеем Ивановым, вероятно, представляет собой проект фасада. Поэтому композиции стенных росписей, которые создавал Александр Иванов, мыслились им как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы.

В «Библейских эскизах» выразились художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами: о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.

В первую выставку цикла включены произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя и рождением и детством Иисуса Христа. Главные сцены евангельской истории должны были занимать центральные поля отдельных стен здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого Завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Эти сюжеты традиционно интерпретировали как смысловые параллели евангельским событиям.

Продумывая первые росписи на темы Благовещения и Рождества Христова, Иванов предполагал включить в них — на боковых полях — сопоставимые по смыслу сцены из древней истории и античных мифов. Однако в акварельных эскизах мифологические сюжеты не воплотились и остались лишь набросками в листах с общими композициями росписей стен. Из заметок художника известно, что он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон визуального повествования в будущем храме.

Акварельные эскизы стоят вне традиционных стилистических норм искусства того времени: они исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.

Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет увидеть подлинный масштаб художника.

Источник  

А.А. Иванов. Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака.А.А. Иванов. Авраам просит у Бога знаменияА.А. Иванов. Благовещение.

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение