Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Современная культура Современная культура – это особая точка, всегда находящаяся
в фокусе внимания.
Во-первых, это та культура, в которую мы сами погружены,
которая нас окружает. Фактор нашего существования. Естественно, что хочется
знать в какой семантической реальности мы существуем. Во-вторых, сегодняшний день – это место, через которое
проходит наш путь из прошлого в будущее. Изучая современную культуру, видишь,
как далеко от прошлого мы зашли и какого будущего нам следует ожидать. Как правило, современная культура не радует. Она заставляет думать,
что потеряно слишком многое, а в будущем можно потерять и то, что осталось,
включая саму способность быть человеком. Впрочем, нам свойственна повышенная
критичность в отношении современности, ведь она неизбежно отличается от того,
чего бы нам хотелось. Своей современностью мало кто доволен. Во всяком случае, здесь есть о чём поразмыслить. Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
| | АвторВ.М. Соловьев | | Что такое виртуал – окно во вторую реальность или продолжение первой? |
| Наверх | | | АвторМарина Матлахова | | Трансформации приватного и публичного в современной культуре |
| Наверх | | | АвторМихель Гофман | | Общение между людьми: социокультурные и национальные особенности |
| Наверх | | | АвторВ.П. Козырьков | | В статье дается общая оценка феномена детства в современной культуре в связи с другими субкультурами и в контексте общей культуры. Высказывается идея, что возрастные субкультуры в культуре постмодернизма приобретают релятивный характер, а их содержание во все большей степени обусловлено не природой человека, а потребностями идеологии, экономики, политики и др. глобальных социальных систем. В этом процессе все большее значение приобретает феномен детства. |
| Наверх | | | АвторМихель Гофман | | Автор даёт очерк американского общества, где место подлинной культуры отвоёвывает (или даже уже отвоевало) потребление. Но, к сожалению, этот процесс происходит повсеместно, в глобальном масштабе, в том числе и в России. |
| Наверх | | | АвторВ.В. Миронов | | Автор рассматривает культурный сдвиг в результате возникновения глобального информационного пространства сквозь призму диалога культур: привычные контуры диалога культур - отдельных локальных или высокой и низкой культур внутри локальной разрушены; в результате человечество переживает кризис культуры как таковой (Культуры с большой буквы). |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | С наступлением цифровой эпохи изменился характер познания. Может быть, мы теперь знаем меньше, чем следует?
|
| Наверх | | | АвторИрина Морозова | | И
останутся от нас одни аватары… Из
диалогов со студентами |
| Наверх | | | АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф. | | Частично публиковалось в журнале «Философия хозяйства» 2017.
№ 2 |
| Наверх | | | | Интервью редактора сайта Культуролог порталу Кавказский геополитический клуб . Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба. |
| Наверх | | | АвторГалина Варакина, доктор культурологии | | История, сущностные характеристики китча и его место в обществе потребления. |
| Наверх | | | АвторМиронов А.В. | | Главы из книги "Технократизм - вектор развития глобализации". Полный текст книги доступен по этой ссылке>>> |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | Иван Карамазов о Великом Инквизиторе: «На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы великого страшного духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, “недоделанные пробные существа, созданные в насмешку”. И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми».
(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы») В развитии современного мира некоторые процессы можно определить как базисные. Это - то, что определяет лицо завтрашнего дня и объясняет изменения, происходящие сегодня. |
| Наверх | | | АвторКонстантин Белов | | (Выступление перед студентами политехнического института) Мы присутствуем при рождении нового дня или при наступлении новой кромешной ночи. Н.А. Бердяев |
| Наверх | | | АвторВиктор Аксючиц | | В современной культуре господствует постмодернистский дух. Пагубные веяния насаждаются не «мировым заговором», «мировым правительством» или «враждебными силами», а «по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе» (Ф.М. Достоевский). Идейные мании распространяются и заразны для человеческого духа, также как вирусы для тела. И только духовное, нравственное и интеллектуальное здоровье, то есть метафизический иммунитет личности позволяет самосохраниться в заражённой культурной атмосфере. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | ...между мирозданием по христианству и мирозданием по постмодернизму при
желании можно разглядеть что-то общее. И это — не случайно.
Постмодернизм вытеснил и подменил христианство. Он не смог бы это
сделать, если бы в чём-то не затрагивал те же струны нашей души... |
| Наверх | | | АвторВениамин Гудимов | | Подготавливая эту cтатью, вспомнил встречу с ребенком, который считал себя роботом, ходил по ночам в школу для роботов и верил, что сам скоро станет роботом. Родители были в ужасе, поскольку ребенок в движениях и интонациях повторял своих кумиров из мультфильмов. Социальная действительность изменяется: если ребенок в детском саду не просвещен в области «биониклов» и «человеков-пауков» — возникает риск неприятия его группой. Затем — типичная и знакомая многим ситуация, когда подвижный ребенок садится перед телеэкраном с мелькающими кадрами мульт-сериала — он успокаивается. Далее — понимание того факта, что в настоящее время нет просто игрушек, есть «высокотехнологичный продукт», который воздействует на психику ребенка определенным образом… Словом, поводов для углубления в тему достаточно. |
| Наверх | | | АвторРозин В.М., д-р философ.н., проф. | | Мода как культурно-семиотический и психологический
феномен |
| Наверх | | | АвторЛ. В. Щеглова, д.филос.н., проф. | | Автор размышляет, к каким культурным и дискурсивным последствиям приводит переход от рациональной парадигмы cogito ("мыслю") к современной парадигме affirmo ("представляю"). |
| Наверх | | | АвторНиколаева Е.В. | | Культурный концепт и его смыслы |
| Наверх | | | АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф. | | При первом
взгляде на глобализацию она предстает как усиление взаимосвязей между людьми
разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного
шара единого человечества. Радоваться бы этому! О жизни "без границ и
контрибуций" мечтали самые благородные умы. Однако в который раз
подтверждается, что реальное осуществление некогда желанных целей часто проблем порождает
больше, чем решает. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | Анализ процессов, проходящих в современную нам эпоху, раскрывается как проект глобального изменения человеческого общества и самого человека. Можно увидеть, как разрушаются прежние, традиционные смыслы, и замещаются новыми, имеющими вирусную природу. Исторически эту трансформацию удобно связывать с именем Прометея (это чуть ли не самоназвание данного проекта). |
| Наверх | |
|
|
|
|