ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Слово (язык и литература) >> Русское слово: век XIX-й и ранее
Русское слово: век XIX-й и ранее

В настоящем разделе мы размещаем статьи, посвященные золотому веку русской литературы. Хотя отечественная литературная традиция оформилась лишь в XIX-м веке, предшествующую ей эпоху нельзя считать временем, вычеркнутым из литературной истории. Наша литература опирается на русскую духовность, и очень важно понимать, как движение национального духа отразилось в возникновении русской литературной классики.

Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.   



Анекдот, сказка и басняПечать
АвторЕфим Курганов  
Карл Брюллов Портрет И.А. Крылова, 1839

Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). 


Наверх
 
Сказать всю правду о закабалённой России…Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Василий Перов - Портрет А.Н. Островского 1871

Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – прославленный драматург, создатель русского национального театра. «Русский Шекспир» – так называли Островского современники, подчёркивая мировой масштаб его таланта. 


Наверх
 
«Много правды горькой и простой…»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.  
Иван Крамской Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877

 

 

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова

 

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа.  


Наверх
 
Ирония в романе И. А. Гончарова «Обломов»Печать
АвторМ. Б. Лоскутникова  
Т. В. Прибыловская. Обломов на диване, 1988

Ирония в романе используется и в качестве стилистического приёма, и в качестве модуса. С помощью иронии автор передаёт как комическое (в юмористической и сатирической его формах), так и драматическое и даже трагическое.


Наверх
 
Культурный дискурс в творческом наследии Н.М. КарамзинаПечать
АвторВладимир Соловьев  
Портрет Н.М, Карамзина - В.А, Тропинин, 1818

Тексты Н. М. Карамзина во всей сложности их реального функционирования предстают как интересный культурный дискурс. Отношения между автором, текстом и читателем не линейны и выстраиваются как сложная комбинация классического повествования и множественности его интерпретаций, допускающая выход в другие тексты, открывающая доступ к разным смыслам, культурным кодам, знакам, символам, внутри- и межтекстовым-интертекстуальным связям, контекстам и сопутствующим значениям основных языковых единиц.


Наверх
 
Греческая лирика в творчестве М.Ю. ЛермонтоваПечать
АвторА. Ю. Нилова  
Архип Куинджи - Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895 гг.

Поэт воспринимает мотивы и образы древнегреческой лирики через посредство европейской и русской литературы, трансформирует общекультурные топосы в соответствии со своим стилем и видением мира, подчас приближаясь к греческому оригиналу значительно ближе, чем тексты-посредники.


Наверх
 
Проблема коммуникации в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»Печать
АвторКарине Алавердян  
Хелен Мейсон Гроз
- Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919

В «Анне Карениной» много ситуаций, когда коммуникация срывается из-за несознательной лжи (или притворства) или из-за нежелания одного из ее участников понять другого. Автор в настоящей работе пытается разобраться, какова функция этих ситуаций понимания/непонимания в повествовательной системе романа.


Наверх
 
«Одной волной подняться в жизнь иную ...» Очерк творчества Афанасия ФетаПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Афанасий Афанасьевич Фет - Фотография ателье Тулинова (1861-63 гг.)

Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь.


Наверх
 
Художественный вымысел в описании реальной войны: за что А.С. Норов критиковал Л.Н. ТолстогоПечать
АвторДергачева И.В., Дергачев В.В.,  
Александр Апсит - Кутузов в окружении штаба, иллютрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» , нач. XX в.

В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова).


Наверх
 
Стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон» в русской художественной культуреПечать
АвторЕкатерина Иванова  
Исаак Левитан - Вечерний звон, 1892

В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова, продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом искусстве.  

Текст стихотворения>>>


Наверх
 
Мифологема "райского сада" в пространственной картине мира А.С. ПушкинаПечать
АвторПавел Иванов  
Валентин Серов - Пушкин на садовой скамье, 1899

В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма.  


Наверх
 
О романе И. С. Тургенева «Накануне»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.  
Владимир Панов -Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Накануне», 1977

«И в любви жизнь и смерть...»

Теги:   Литература


Наверх
 
П. А. Вяземский: «запоздалый» или опередивший?Печать
АвторВалерий Волков, д-р филол. наук, проф.  
Князь П.А. Вяземский - Из Альбома фотографический портретов Августейших особ и лиц, известных в России, февраль, №2, 1965

Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый", которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя.  


Наверх
 
«В Божьем мире правда есть и будет…»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Николай Панов. Портрет А.П. Чехов

В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. 


Наверх
 
Своеобразие портретов героев «Повестей Белкина» А.С. ПушкинаПечать
АвторА.Г. Кулыгина  
Юрий Чистяков. Иллюстрации к повести «Выстрел»

Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. 

 


Наверх
 
«Грабёж» Н.С. Лескова – «драмокомедия» российской жизниПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Илья Глазунов. Купеческий сын (Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Грабёж»), 1973

Николай Семёнович Лесков создал рассказ  (1887) специально к святкам.  


Наверх
 
Время в письмах А. П. ЧеховаПечать
АвторВ.Ф. Стенина  
Валентина Цветкова. Портрет А.П. Чехова.

Философия и психология творчества.

В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя.

 


Наверх
 
А.С. Пушкин: В пламени Божественной любви…Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Петр Соколов Портрет А.С. Пушкина, 1836

О христианском звучании дара Пушкина


Наверх
 
Образ монастыря в творчестве М.Ю. ЛермонтоваПечать
АвторЮхнова И.С.  
Герман Травников. Горицкий монастырь

Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога.


Наверх
 
Марфа и Мария. Образ идеальной женщины в творчестве ЛесковаПечать
АвторИ. Муллер де Морогуес  
Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии

Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова


Наверх
 
А.С. Пушкин и церковнославянский языкПечать
АвторЛ.Г. Панин  
Николай Репин Пушкин. Вечер

История литературных языков многих народов донесла имена их создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина. 


Наверх
 
Молитвы, слёзы и любовь: роман «Отцы и дети»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Фотография М.М. Панова. И.С. Тургенев. Москва. 1867.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»  (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на  кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых».


Наверх
 
«Томов премногих тяжелей...»Печать
АвторНиколай Головкин  
Неизвестный художник (монограммист А.Е.) Федор Тютчев, 1825

Многие строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году: 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.


Наверх
 
Братья Карамазовы, или закат ЕвропыПечать
АвторГерман Гессе  
Владимир Николаевич Минаев

Эссе по "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского  написано ещё до самых "громких" романов писателя, но это уже - плод состоявшегося и довольно известного автора. Написано оно в 1919 году, когда только что отгремела Первая мировая, а в России ещё бушевала гражданская война. Переживаемый момент истории отразился на восприятии писателя. Да и вообще, европейцу (даже такому ориенталистки ориентированному, как Гессе) сложно, практически невозможно понять русского человека, заглянуть на донце русской души, предъявленной Достоевским. Вне Православия (и уж тем более - вне христианства) - это никак не получится. И всё же статья Гессе полезна для отечественного читателя. Это - взгляд со стороны, который улавливает то, что мы можем не заметить или постесняемся сами проговорить. Стоит обдумать то видение "Братьев Карамазовых", которое здесь обрисовал Гессе, - быть может, мы сможем открыть для себя новую глубину великого романа. 


Наверх
 
Н.С. Лесков о Церкви и духовенствеПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
ШУХВОСТОВ Степан - Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле

Глава из книги (сокращенный вариант).

“А вы не называйтесь учителями,

 ибо один у вас Учитель Христос” 

(Мф. 23: 8) 


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 1 - 25 из 65

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение