Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Русское слово: век XIX-й и ранее В настоящем разделе мы размещаем статьи, посвященные
золотому веку русской литературы. Хотя отечественная литературная традиция
оформилась лишь в XIX-м
веке, предшествующую ей эпоху нельзя считать временем, вычеркнутым из литературной
истории. Наша литература опирается на русскую духовность, и очень важно понимать, как движение национального
духа отразилось в возникновении русской
литературной классики. Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
| АвторЕфим Курганов | | Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Александр
Николаевич Островский (1823–1886) – прославленный драматург, создатель русского
национального театра. «Русский Шекспир» – так называли Островского современники, подчёркивая мировой масштаб его таланта. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. | | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа. |
| Наверх | | АвторМ. Б. Лоскутникова | | Ирония в романе используется и в качестве стилистического приёма, и в качестве модуса. С помощью иронии автор передаёт как комическое (в юмористической и сатирической его формах), так и
драматическое и даже трагическое. |
| Наверх | | АвторВладимир Соловьев | | Тексты Н. М. Карамзина во всей сложности их реального функционирования предстают как интересный культурный дискурс. Отношения между автором, текстом и читателем не линейны и выстраиваются как сложная комбинация классического повествования и множественности его интерпретаций, допускающая выход в другие тексты, открывающая доступ к разным смыслам, культурным кодам, знакам, символам, внутри- и межтекстовым-интертекстуальным связям, контекстам и сопутствующим значениям основных языковых единиц. |
| Наверх | | АвторА. Ю. Нилова | | Поэт воспринимает мотивы и образы древнегреческой лирики через посредство европейской и русской литературы, трансформирует общекультурные топосы в соответствии со своим стилем и видением мира, подчас приближаясь к греческому оригиналу значительно ближе, чем тексты-посредники. |
| Наверх | | АвторКарине Алавердян | | В «Анне Карениной» много ситуаций, когда коммуникация срывается из-за несознательной лжи (или притворства) или из-за нежелания одного из ее участников понять другого. Автор в настоящей работе пытается разобраться, какова функция этих ситуаций понимания/непонимания в повествовательной системе романа. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь. |
| Наверх | | АвторДергачева И.В., Дергачев В.В., | | В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова). |
| Наверх | | АвторЕкатерина Иванова | | В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего
звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова,
продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных
формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом
искусстве. Текст стихотворения>>> |
| Наверх | | АвторПавел Иванов | | В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. | | «И в любви жизнь и смерть...» |
| Наверх | | АвторВалерий Волков, д-р филол. наук, проф. | | Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации
лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской
поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам
полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить
контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый",
которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются
своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. |
| Наверх | | АвторА.Г. Кулыгина | | Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | Николай Семёнович Лесков создал рассказ (1887) специально к святкам. |
| Наверх | | АвторВ.Ф. Стенина | | Философия и психология творчества. В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | О христианском звучании дара Пушкина |
| Наверх | | АвторЮхнова И.С. | | Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога. |
| Наверх | | АвторИ. Муллер де Морогуес | | Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова |
| Наверх | | АвторЛ.Г. Панин | | История литературных языков многих народов донесла имена их
создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного
развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа
одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного
языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с
тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской
деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых». |
| Наверх | | АвторНиколай
Головкин | | Многие
строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных
потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих
событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. |
| Наверх | | АвторГерман Гессе | | Эссе по "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского написано ещё до самых "громких" романов писателя, но это уже - плод состоявшегося и довольно известного автора. Написано оно в 1919 году, когда только что отгремела Первая мировая, а в России ещё бушевала гражданская война. Переживаемый момент истории отразился на восприятии писателя. Да и вообще, европейцу (даже такому ориенталистки ориентированному, как Гессе) сложно, практически невозможно понять русского человека, заглянуть на донце русской души, предъявленной Достоевским. Вне Православия (и уж тем более - вне христианства) - это никак не получится. И всё же статья Гессе полезна для отечественного читателя. Это - взгляд со стороны, который улавливает то, что мы можем не заметить или постесняемся сами проговорить. Стоит обдумать то видение "Братьев Карамазовых", которое здесь обрисовал Гессе, - быть может, мы сможем открыть для себя новую глубину великого романа. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | Глава из книги (сокращенный вариант). “А вы не называйтесь
учителями, ибо один у вас Учитель – Христос” (Мф.
23: 8) |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 65 |
|
|
|