ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Искусство >> Изобразительное искусство
Изобразительное искусство

Изобразительному искусству в европейской культуре значительное время отводилась роль "искусства по преимуществу". Это даже отразилось в нашей языковой практике. Мы говорим о том, что искусство отображает мир художественным образом. Тот, кто занимается подобной деятельностью, зовётся художником. А кто такой художник? Прежде всего, мастер изобразительного искусства.

Однако в наше время изобразительное искусство – вовсе не на первых ролях. Живопись, рисунок, скульптура интересуют немногих. Тон задают динамические визуальные жанры – кино; то, что мы видим по телевизору или в интернете. Именно эта визуальная среда формирует вкусы, создаёт представление о визуальной норме и прекрасном.  И изобразительное искусство, отступая на периферию, часто подпадает под влияние других жанров, всё более утрачивая свой эстетический пафос.

И всё же именно с ним, с изобразительным искусством, связана наша память о красоте, которой художник может дополнить этот мир. Тайна художественности по-прежнему где-то здесь, и может быть обнаружена. Поэтому мы должны всё время обращаться к изобразительному искусству, любить его и знать. Изучать его, наблюдать за его жизнью.

Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru. 



Об образах души в живописиПечать
АвторКонстантин Белов  
Пелика с ласточкой

Лет 20-25 назад позвонили мне и сказали, что в Волгограде, в картинной  галерее, организована выставка привезённых из столичных музеев работ русских художников. Мне настоятельно посоветовали побывать на этой уникальной для нашей провинции экспозиции.


Наверх
 
Живопись М.И. Покрашенко: опыт эмоционального познанияПечать
АвторКонстантин Белов  
Михаил Покрашенко - Катилась Луна по забору

Михаил Иванович Покрашенко (1947-2021) – художник из города Волжский. Его творчество, наряду с иными образцами культуры, стало областью рационально-чувственного пересечения, воплотившегося в книгу автора «О мечтательной ипостаси нашего разума», частью текста которой данный материал и является. Книга посвящена памяти художника, умершего в год её выхода. 


Наверх
 
Человек и его пути к счастьюПечать
АвторКонстантин Белов  
Эдвард Хоппер «Люди под солнцем», 1960

В этом фрагменте книги «О мечтательной ипостаси нашего разума» (полный текст можно скачать по ссылке>>> ) автор отталкивается от полотен американского художника Эдварда Хоппера, а также затрагивает произведения его соотечественника – писателя Шервуда Андерсона.


Наверх
 
О мечтаниях душиПечать
АвторКонстантин Белов  
Геза Вёрёш (Geza Vörös) - Художник и его модель, 1927

Автор размышляет о житейском и поэтическом, отталкиваясь от полотен художников ("Художник и его модель" Гезы Вёрёша, "Всадники на берегу" Поля Гогена, "Лёд прошёл" Абрама Архипова). 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Путь Александра ЛепетухинаПечать
АвторПавел Герасимов  
lepetuhin10.jpg

Годы жизни хабаровского художника Александра Петровича Лепетухина: 1948-2016.


Наверх
 
«Воз сена» Иеронима БосхаПечать
АвторВалерия Косякова  
Иероним Босх - Воз сена, 1500-1502

«Суета сует» в контексте поздней средневековой культуры XV-XVI вв. 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Увидеть ВермеераПечать
АвторДарья Дмитриева  
Ян Вермеер - Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665

В статье на примере творчества Яна Вермеера ставится проблема переоткрытия произведений искусства старых мастеров и включения их в историю искусства на основе сформировавшихся визуальных паттернов. 

 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Что такое многомерность?Печать
АвторТимоти Роберт Смит  
Тимоти Роберт Смит - Плоский мир (Flatland)

Американский художник рассказывает о своём методе творческого восприятия и отображения действительности. 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Светский иконостас Николая СимкинаПечать
АвторКонстантин Белов  
Николай Симкин. Старик и рыба

Эту свою работу я предварил эпиграфом: «Художество изобразительное стоит на границе словесного повествования, но без словесной ясности». Слова эти принадлежат учёному-физику, математику, электротехнику и богослову, священнику Павлу Флоренскому, погибшему в концентрационном лагере на Соловках в конце 30-х годов.

 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Концепция личности в творчестве Валентина СероваПечать
АвторКоденко И.Ю.  
Валентин Серов Автопортрет

В своих работах Валентин Серов сумел передать не только личные качества образа портретируемого, но и его экзистенцию.  


Наверх
 
Михаил Нестеров: Я хотел бы, чтобы художников было поменьше, да сортом получшеПечать
Михаил Нестеров На горах

Публикуем письмо М.В. Нестерова к А.П. Мельникову (от 19.11.1911) и комментарий к нему литературоведа Гневковской Е.В. 

 


Наверх
 
Богоискательство в русской живописи XIX векаПечать
АвторЛилия Ратнер  
Александр Янов Инок-живописец

В лекции представлен анализ картин К. Брюллова «Последний день Помпеи», А. Иванова «Явление Христа народу», живописи Н. Ге.

 


Наверх
 
Ритм в живописиПечать
АвторВ. Л. Смирнов  
Ян Вермеер Аллегория живописи

Глава из книги Владимира Лавровича Смирнова "Язык и секреты живописи, или о постижении скрытого смысла картины" (2004)

 

Теги:   Живопись


Наверх
 
О живописиПечать
АвторНиколай Крымов  
Николай Крымов Автопортрет 1908

Статья, написанная художником и для художников, даёт возможность заглянуть в самую серёдку творческой работы. Важно также, что материал написал в первой половине прошлого века, когда не было повальной моды на "научный слог", и мысли выражались с помощью естественного языка, без засилья терминологии и ссылок. 


Наверх
 
Искусство современности как катализатор будущегоПечать
АвторАнна Литовченко  
Картина американского художника Norman Rockwell Знаток

Об ответственности современных арт-экспериментаторов за разрушение культурного поля изобразительного искусства.


Наверх
 
Илья Машков, художникПечать
АвторТатьяна Ропот  
Художник Илья Машков Картина Автопортрет

Он был бесспорно очень талантлив. Он по праву входил в «золотую десятку» европейских художников первой трети XX века. Работы его украшают коллекции крупнейших музеев мира. Только в Русском музее хранится более шести десятков работ художника. Значительно и собрание Третьяковской галереи. Ему, как никому ни до него, ни после не удалось объединить в своем творчестве высокое искусство и китч, классику и фольклор. Он был дерзок в начале и растерян в конце пути. Он опередил время, потом потерял с ним связь. Он остался один, забытый критиками и друзьями. Но чем дальше отдаляемся мы от тех лет, в которые он творил, тем больше осознаем его значение для искусства наших дней. Он потерял многих друзей и близких, причинил много горя людям, даже не осознавая этого, и так и не понял времени, в которое ему довелось жить и работать... Характер его, особый, колоритный, с темпераментом русским и менталитетом «строителя новой жизни» первых советских лет во всем своем объеме, со всеми своими противоречиями и абсолютно реализованным талантом воплотил в себе целую эпохупервую половину XX века.

Теги:   Живопись


Наверх
 
Картина Пабло Пикассо “Три музыканта”.Печать
АвторКонстантин Белов  
Художник Пабло Пикассо Название картины Три музыканта

Мимо этой картины не пройдешь.

Да, сильное от нее впечатление. Богата она содержанием. Остросоциальным содержанием. 

А еще – и сильное художественное впечатление от этой картины. Вернее, “не еще”, а сильное художественное от нее впечатление – это прежде всего. 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Целостный человекПечать
АвторВ. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров  
Постников Сергей Петрович Портрет художника Александра Андреевича Иванова

Религиозно-художественный образ совершенной целостности человека: картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»


Наверх
 
Светская иконопись Кареля ФабрициусаПечать
АвторКонстантин Белов  
Картина художника Карел Фабрициус Название Щегол

Икона выполняет разные функции, но одна из главных - анагогическая. Греческая основа в этом слове означает "ведущий вверх".  Икона - не просто изображает свой предмет, она возводит к нему, перекидывает мостик между человеком, стоящим перед иконой, и тем, что на ней. Лучшая живопись также способна соединять человека с изображаемым, естественно, не так полно, как это делает икона и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Но всё же  -  она преодолевает разрыв между зрителем и изображаемым; с помощью иконы мы приходим в горний мир, с помощью лучших полотен люди с картин приходят к нам, становясь частью нашего понимания окружающего нас мира. Об этом - работа нашего постоянного автора.

 

Теги:   Живопись


Наверх
 
Диана ДенгельПечать
dianne.jpg

Диана Денгель (Dianne Dengel) - американская художница-самоучка. Родилась в 1939 в США (Рочестер, штат Нью-Йорк). Известна как художник, который "рисует пальцами".  Мастер оптимизма.


Наверх
 
"Красный квадрат" Казимира МалевичаПечать
АвторКонстантин Белов  
Казимир Малевич Автопортрет

Самая абстрактная картина всё равно является частью единого культурного пространтсва, и потому может быть расшифрована как конкретный культурный символ.  И на творчество Казимира Малевича, вероятно, это правило распространяется в первую очередь...


Наверх
 
Личность автора в современном искусствеПечать
АвторАлександр Денисенко  
Пьер Огюст Ренуар Портрет Клода Моне

Искусство создаёт и формирует культуру чувств, эмоций и ценностных ориентаций, искусство же создаёт автор. В данной статье сделана попытка анализа личности автора в современном искусстве.


Наверх
 
Человек техногенного обществаПечать
АвторКонстантин Белов  
Пабло Пикассо Натюрморт с плетеным стулом

Об авангарде как попытке построения нового мира


Наверх
 
Смысловые обертоны: к ним или от них?Печать
АвторАлексей Чернореченский  
И.В. Суворов Невский проспект

Пока рвались за мифическим накоплением знаний, тихо­нечко обманули сами себя, попав на крючок собственного умствующего горемычья. Запутались в исходных и конеч­ных тезисах, причине и следствии, поводе и результате, ища, из каких побуждений мы погружаемся в пространство искусства, к чему в нём идём. Незаметно крутанули штур­вал на 180 градусов. Вроде и проспект-то всё тот же, и трол­лейбусы тянутся такие же - да как-то в другую сторону.


Наверх
 
...и золотая спираль лимонной кожурыПечать
АвторЮрий Голубицкий  
Елена Бойченко Лимончики

(Искусство как социальный индикатор)



Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение