ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Эстетика

Категория прекрасного не только занимает центральное место в искусстве. Она является ключевой и для всей системы культуры. Человеку всегда было важно, чтобы он жил в красивом мире. А для этого необходимо понимание, что представляет собой красота и чем красивое отличается от безобразного.

В последнее время безобразное мыслится не столько как антипод красоты, сколько как альтернативный эстетический выбор. И в этом – проявление болезненности современной культуры.

В настоящем разделе размещаются статьи о познании мира через прекрасное и философском осмыслении эстетического чувства.  Статьи о жанрах искусства, авторах и произведениях собраны в отдельном разделе Искусство: культура в фокусе.

Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.  

 



От «Спора о древних и новых» к «преднамеренному» и «непреднамеренному» в искусствеПечать
АвторДмитрий Беляков  
Франсуа Дебон - Салон де Рамбуйе, 1863

В статье рассматриваются понятийные оппозиции европейского эстетического дискурса, анализируются корреляции мифологии и истории в процессе развития художественного творчества.



Наверх
 
Философские концепции времени в изобразительном искусствеПечать
АвторО.В. Финслер  
«Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти», римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.

В статье анализируются философские концепции времени в контексте становления изобразительного искусства, осуществляется сопоставление взглядов мыслителей(Аристотеля, Канта, Лейбница, Бергсона и др.) на сущность времени с творческой манерой и художественным видением живописцев различных эпох (Леонардо да Винчи, Тинторетто, Ватто, Руссоло и др.). Прослеживается непосредственное влияние ценностно-мировоззренческих оснований культуры и философских концепций на художественное воплощение.



Наверх
 
Форма и содержаниеПечать
АвторАндрей Карпов  
Микеланджело Буонарроти - Оплакивание Христа (Пьета), 1499

Диалектика формы и содержания. Современное искусство как пренебрежение содержанием. 



Наверх
 
Гибель боговПечать
АвторИрина Антонова  
Павел Филонов - Животные, 1925-1926

Что происходит с искусством? -  мысли легендарного директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, занимавшей эту должность с 1961 по 2013 год. 



Наверх
 
Эстетика ВозрожденияПечать
АвторАлиса Загрядская  
Сандро Боттичелли - Портрет молодой женщины, 1480—1485

Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса



Наверх
 
Первый шаг в эстетикеПечать
АвторВ.В. Прозерский  
Фердинанд Кобелль (1740-1799) Пейзаж с одиноким путником

Рождение эстетики как философской науки в середине XVIII века подготавливалось долгим путем созревания в европейском сознании новых представлений о духовном мире личности, сменой ценностных приоритетов, побудившей признать, наконец, имманентное значение красоты и искусства в культуре и жизни отдельного человека.


Наверх
 
Игры с реальностьюПечать
АвторАндрей Карпов  
Мауриц Эшер. Рисующие руки, 1948

Эстетическое начало присуще человеку, но его проявления меняются с ходом истории. Сегодня мы стоим на пороге масштабного перерождения эстетики, в результате которого может появиться качественно новое "третье" искусство, которое настолько же отличается от привычного искусства нашего времени, как оно - от синкретического искусства. 

Скачать текст статьи без картинок>>>

Скачать текст статьи с картинками>>>  



Наверх
 
Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеалПечать
АвторС.Н. Труфанов  
Микаэль Анкер. Художественные критики

Одно дело – ход возникновения и подготовительные работы
какой-либо науки, и совсем другое – сама эта наука.

Г.В.Ф. Гегель



Теги:   Эстетика


Наверх
 
КрасотаПечать
АвторАлександр Фельдман  
Уильям Хогарт. Двор скульптора. Первая иллюстрация к трактату «Анализ красоты», 1753. Гравюра резцом, офорт

"Красота избавляет от пустоты"

О красоте (и чуть-чуть о красоте в художественной фотографии)




Наверх
 
Произведение высокого искусства в формате массовой культурыПечать
АвторНиколаева Е.В., канд. культурологии, доцент  
Светлана Кукуева Посетители музеев

В культуре новейшего времени, наполняющейся все новыми технологиями производства культурных артефактов, становится  очевидной принципиально иная сущность произведения искусства и способов его бытования.


Наверх
 
Тоталитарное искусствоПечать
АвторТатьяна Ропот, канд. искусствоведения  
Дуилио Камбеллотти Подъём Победы, правая сторона триптиха, фрески Дворца правительства, Рагуза, Сицилия

“... тоталитарная идея живет в сознании
интеллектуалов везде.”
Дж. Оруэлл.



Наверх
 
Художественное - это... (Вопрос к поисковой системе)Печать
АвторАлександр Фельдман  
Гюбер Робер. Художники

"свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи..."


Где дух не водит рукой
художника, там нет искусства.
Леонардо да Винчи

Все художественное эстетично, но
не все эстетичное художественно.
А. Ф. Лосев


Наверх
 
О подлинно художественномПечать
АвторКонстантин Белов  
Борис Кустодиев На Волге

Полон заслуг, однако поэтическим 
жительствует человек на этой земле.

Гёльдерлин

Невозможное – невеста человечества, 
и к нему летят наши души.

Андрей Платонов




Наверх
 
Русская красотаПечать
АвторКазин А.Л., д-р философ.н., проф.  
Михаил Нестеров Христова невеста

Эстетика русской истории. Искусство и общество.





Наверх
 
Предпосылки и основания современной эстетикиПечать
АвторАндрей Карпов  
Андрей Рублев. Святая Троица

Совершенство Божие являет нам Истину, Добро и Красоту. Таким образом, эти понятия имеют единый корень и изначально взаимоувязаны. Совершенная эстетика неотделима от этики и онтологии. Но человек в нынешнем его состоянии – существо падшее. Он не способен быть носителем подобной культуры. Человек тяготеет к греху, и грех через человека входит в культуру и становится одним из культурообразующих факторов.


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение