ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> TERRA ECONOMICS >> Прибыль как причина глобального кризиса

Прибыль как причина глобального кризиса

Печать
АвторАндрей Карпов  

Одно и то же явление можно рассматривать с разных аспектов. В этом отношении кризис – очень многостороннее явление. Даже генезис кризиса можно выводить от совершенно разных отправных точек и пользоваться при этом различной методологией.

Самый существенный аспект для бизнеса - прибыль. Естественно, феномен кризиса, в том числе связан и с прибылью, и связь эта – отнюдь не последняя. Рассмотрим подробнее.

Геррит ван Хонтхорст Старуха, проверяющая монету, 1623Что есть прибыль в масштабе закрытой системы? Прирост общей суммы стоимостей товарной массы, возникший в результате последней транзакции. Прибыль возникает только в момент продажи. Продавец обменивает сумму затрат, заложенную в его товар, на превосходящую её сумму выручки. Допустим, покупатель использует купленное для создания уже своего товара, тогда прибыль первого продавца пойдёт в базу затрат второго.

Таким образом, несложно увидеть, что рынок будет чувствовать себя хорошо только в условиях постоянного увеличения затратной базы, или, на следующем шаге, в условиях постоянного увеличения реализации. Сумма цен проданных товаров должна возрастать – это необходимое условие существования капиталистического общества. При желании здесь можно увидеть некую стоимостную пирамиду. Рынок мотивирует участников постоянно стимулировать сбыт. Это своего рода игра в догонялки: надо успеть продать на большую сумму, чем потратил. При этом затраты растут, стало быть должны расти и продажи. Рынок не может быть стабильным – это ему противопоказано, это симптом болезни. Он должен только расти.

Прирост на каждом витке спирали и проявляется как фиксация прибыли. Поэтому в среднем по системе рентабельность должна соответствовать росту валового продукта. Это, так сказать, нормальная рентабельность. И чтобы не было системных потрясений (кризисов) хорошо бы, чтобы подобная норма рентабельности соблюдалась всеми участниками рынка. Однако реализовать идею нормативной рентабельности можно лишь в условиях плановой экономики. Капитализм предполагает, что каждый участник экономических отношений, нацелен на максимизацию прибыли. Его по определению не должна устраивать нормальная рентабельность и он будет искать источники дополнительной прибыли.

За счёт чего можно получить прибыль сверх нормы, обусловленной экономическим ростом? Такие источники есть, и именно они были заложены до сих пор в основание мировой экономики. Истощение этих источников как раз и привело экономику к нынешнему кризису. Онтологическая природа кризиса сводится к противоречию: с одной стороны, капитал хочет сверхприбыли, с другой - эту именно сверхприбыль взять больше неоткуда.

Вот эти источники.

Их можно проклассифицировать как нормальные и, гм, ненормальные.

Нормальные сводятся к одному принципу - вовлечение в рыночные отношение того, что до этого момента было за пределами рынка. Тут можно выделить:

а) абсорбцию прежде замкнутых региональных экономик различной укладности (под это попал и СССР)

б) разрушение натурального хозяйства в национальных экономиках (любое хозяйство должно быть товарным). Это, прежде всего, касалось сельскохозяйственного производства для собственных нужд. В Китае, например, ещё значительная часть населения кормится с обрабатываемой им самим земли; именно поэтому внутренний рынок Китая ещё достаточно перспективен, а Китай имеет потенциал дальнейшего роста.

в) освоение новых полезных ископаемых - поэтому добывающая промышленность всегда была крайне прибыльной деятельностью.

г) внедрение новых товарных групп на основе НТП – мы помним, как делали себе рынок высокие технологии!

д) коммерциализация всё новых сфер межчеловеческого общения – это развитие так называемой сферы услуг. Сюда же можно отнести развитие феномена нематериальных активов (права, бренды и т.п.).

В настоящее время все эти источники в значительной мере исчерпаны. Глобализация состоялась, рынок впитал в себя всё, что мог. НТП перестал производить новые группы товаров, последний товарный прорыв, пожалуй, – это совмещение телефона и фотокамеры. Да, ещё возникает что-то новое, но это чаще всего лишь некоторое улучшение уже имеющихся свойств, а не качественно иная товарная группа. Полезные ископаемые ещё есть, их даже больше, чем нужно. Однако новый вброс полезных ископаемых в рынок уже не способен дать импульсный толчок к развитию, так как нет новых идей по освоению ресурсов – переработки полезных ископаемых в товар. Это очень хорошо показывает нефть, которая из движителя прогресса превратилась в инструмент биржевой спекуляции.

«Ненормальные» источники прибыли как раз носят спекулятивный характер. Кризис нормальных источников привёл к переориентации на спекулятивные. Впрочем, «ненормальные» источники не стали открытием последнего времени, они существуют давно. Тут можно выделить:

а) инструменты фондового рынка. Сам выпуск ценных бумаг позволяет легко удвоить товарную массу (к реальным активам добавляется новый товар – акции). Биржевая игра позволяет максимально быстро получать сверхнормативную прибыль.

б) инструменты кредитного рынка. Механизм заимствования позволяет получать прибыль сейчас, перенося возмещение затрат в будущие периоды. В один прекрасный момент рынок понял, что он всегда может перекредитоваться, и этот источник получил бешеную популярность. Надулся тот самый пузырь, который так громко лопнул.

в) инфляцию. Сверхнормативная прибыль здесь получается за счёт увеличения цен без увеличения затратной базы. Достаточно создать ожидания роста цен, и источник готов. Надо просто начинать первым, тогда твой выигрыш будет максимальным.

Для полноты картины надо добавить такой специфический источник как создание спекулятивного рынка культурных ценностей. Он экономически не столь значим как три предыдущих, но хорошо укладывается в общий тренд делания денег из воздуха.

С началом текущего кризиса и спекулятивные источники перестали приносить сверхприбыль. Фактически сейчас у мировой экономики не осталось другого источника прибыли, кроме инфляции. Поэтому действия всех правительств направлены на раскрутку инфляционного механизма, хотя об этом не говорят открыто, а используют эвфемизмы типа стимуляции спроса. При этом, конечно, государственные мужи надеются, что гиперинфляции, которая способна стать концом экономики, удастся избежать.

В России ситуация несколько иная, поскольку в силу географически-природных условий (да и коррупционной составляющей), мы не в состоянии дать показатель рентабельности, интересный мировому капиталу. Существующей ныне инфляции для этого не хватает.

Поэтому наиболее привлекательный для России сценарий – закрытие экономики и переход на плановое хозяйство.

Альтернатива – оставаться сырьевым придатком для Запада, если Запад сумеет построить конструкцию управляемой инфляции как единственного источника сверхнормативной прибыли.

Есть ещё пара плохих глобальных альтернатив – мировая война, способная обнулить многие показатели и начать игру заново, и мировое плановое хозяйство в духе худших антиутопий (это сценарий всемирной диктатуры, который, однако, не так ирреален как кажется на первый взгляд).

29.12.2009 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#2Дегтярев Кирилл Станиславович29.04.2011 03:24
Очень интересно - перекликается со статьёй Михаила Хазина "Вспомним про Грецию" (http://proektoprovod.ru/teoriya-krizisa-2.html ). Дело в том, что снижение процентных ставок должно стимулировать инфляцию. В период экономического роста центробанки стремятся её повысить, чтобы затруднить доступ к кредитным ресурсам и, в период спада - наоборот.
 
 
#1Сергей24.04.2011 21:43
Я бы добавил к причинам кризиса ещё и животное желание человека захватить территорию (в широком смысле: больше, выше, дальше...). Мы уперлись в некий предел, за которым или сокращение популяции или перенос конкуренции качественно на другой уровень.
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение