ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  

Мундир и Лира

Печать
АвторИрина Розина  

В созвездии русских писателей и поэтов XVIII столетия имя Гавриила Романовича Державина - одно из самых значительных.  Поэт, вельможа, губернатор и министр, член Государственного совета, вполне  в духе своего времени считал главным делом жизни государственную службу. Но в судьбе выдающегося русского поэта и государственного деятеля  Мундир и Лира, вдохновение и долг всегда  дополняли друг друга.

Сальватор Тончи. Портрет поэта Гавриила Державина.

 «Служить бы рад...»

В  воспоминаниях Гавриил Романович Державин так обозначил вехи своего карьерного пути: «Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии  президент, потом при императоре Павле член Верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер...»

Будущий государственный деятель родился  3 июля (по старому стилю) 1743 г. в Казанской губернии, в одной из деревень имения небогатых дворян.   Отец Роман Николаевич служил в армии и, семье часто приходилось переезжать. До зачисления  (в 1759 г.) в  Казанскую гимназию  юный Гавриил Державин получал знания от случайных преподавателей, "церковников", то есть дьячков или пономарей.

 В 1762 году, не успев окончить гимназию, Гавриил Державин призван в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии Преображенский полк, где будущий знаменитый поэт и начал службу.  Вскоре   рядовой солдат Преображенского полка стал участником переворота, вознесшим бывшую немецкую принцессу, жену  императора Петра III, Екатерину  на российский престол, сменив законного наследника трона.   

Горячий, простодушный и весьма стесненный в средствах Державин по службе продвигался медленно. Лишь в 1772 г.он был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся  и его первые успехи в поэзии.

Служил Державин честно и ревностно, участвовал в подавлении пугачевского бунта, получив назначение в Оренбург, в секретную следственную комиссию при командующем войсками А.И. Бибикове.  Вскоре карьера Державина начала постепенно продвигаться наверх.

В 1774 году поручик Державин трижды обращается за поддержкой к подполковнику Григорию Александровичу Потемкину,   но лишь спустя три года произведен в капитан-поручики. Затем получил чин коллежского советника и 300 душ в Белоруссии. Так, после увольнения с  военной службы,   началась его  статская служба:  он был назначен  экзекутором 1-го Департамента Сената.

С 28 июня 1782 года Державин уже статский советник. В разные годы он занимал высокие государственные  посты губернатора Олонецкой (1784) и Тамбовской губерний (1785-1788), статс-секретаря императрицы Екатерины II (1791-1793), сенатора, Государственного казначея России, президента Коммерц-коллегии,  Министра юстиции и генерал-прокурора (1802-1803). Как отмечают историки,  Г. Р. Державинза всю  многолетнюю верную службу  при дворе получил лишь 300 душ крестьян, две золотые табакерки и 500 руб.

Державин был удостоен орденов Святой Анны, Святого Иоанна Иерусалимского, Святого Владимира, Святого Александра Невского.

 

«Певец Фелицы»

 

В мае 1783 года в Петербурге вышел в свет 1-ый номер нового журнала «Собеседник любителей российского слова», в котором была напечатана ода Державина «Фелица». И тех пор, в  массовом культурном сознании  поэт   воспринимается, прежде всего, как «Певец Фелицы».

Вскоре  ода стала известна государыне, которая    с удовольствием  увидела в Фелице свой достоверный портрет. И в ответ передала автору, «некоторому мурзе» золотую табакерку французской работы с пятьюстами червонцами.

Державину принадлежит целый цикл од, посвященных императрице Екатерине II. Это  -  «Фелица» (1782), «Видение Мурзы» (1783), «Благодарность Фелице» (1783), «Изображение Фелицы» (1784), «Кантата» (1789), «Развалины» (1797), а также менее известные широкому кругу читателей оды «На маскарад» (1767), «Ода Екатерине II» (1770), «Песнь Екатерине Великой» (1779), «Приношение монархине» (1795), «Победа красоты» (1796), «Надгробная императрице Екатерине II» (1796), «Эпитафия Екатерине II» (1796). 

В своих стихотворениях Державин превозносит  Екатерину II как Идеал правящего монарха.  Изображая императрицу как харизматичную личность, Державин прямо призывает венценосную особу: Будь на троне человек.

 На протяжении долгих лет Державин, сторонник  просвещенного абсолютизма, связывал  с  Екатериной свои лучшие ожидания и помыслы.  Государыня виделась ему примером для подражания, в его представлении она была образцом обаяния, ума, справедливости и милосердия. Державин преданно служил ей, посвящая императрице поэтический дар и  карьерные устремления.  «Певец Фелицы», опытный  государственный чиновник,  прекрасно знал положение дел на местах, в провинции империи,  в столичных и  придворных кругах.   Державин не стал  слепым и бессловесным  обожателем императрицы, ее «Рафаэлем»:  со временем он превращается в беспристрастного судью самодержавной власти. Чиновник и поэт, Державин,   был Бойцом и стремился быть Праведником.        

 

«...и в правде чёрт»

Где бы Державин не служил, он старался отстаивать  интересы государства.  По его собственным словам,  в этой  нелегкой борьбе он «был горяч и в правде черт».  Беспокойный  характер и вспыльчивый нрав Державина вызывали не только гнев  сановных коллег-чиновников, но раздражение прямых покровителей поэта. Так, после очередного служебного  конфликта Державин в июле 1789 года был удостоен аудиенции Екатерины II, но нового назначения не получил. После  этого визита императрица высказала свое мнение о характере Державина: «В третьем месте не мог ужиться, надобно искать причину в себе самом».  Попытки обратиться за поддержкой к новому фавориту Платону Зубову оказались безрезультатными.

Картина русского художника Боровиковского Владимира ЛукичаПортрет русского поэта Гаврилы Державина 

 

Владимир Боровиковский , "Портрет русского поэтаГаврилы Державина", 1795

На всех высоких государственных постах Державин боролся с проявлениями коррупции, пытался реформировать вверенные ему учреждения, чтобы свести к минимуму саму возможность злоупотреблений. Действия в качестве губернатора были направлены  на строительство новых общественных зданий и улучшение судопроизводства. Усилиями Державина начались занятия в общедоступных народных школах, а в  гостеприимном доме тамбовского губернатора устроились «классы» для юношей, давались концерты и спектакли.

Возглавляя Экспедицию о государственных доходах, Державин пытался добиться строгой отчетности о расходовании государственных средств; будучи губернатором двух губерний старался противопоставить закон самоволию наместников,  реформировал правила содержания заключенных под стражей; как президент Коммерц-коллегии стремился навести порядок в таможенном законодательстве;  входил в комиссии, расследовавшие крупные растраты казенных средств («Комиссариатское дело», «Банкирское дело», «дело Государственного Заемного Банка» и т.д.); боролся с притеснениями купцов и крестьян; расследовал дела губернаторов, злоупотреблявших своим служебным положением; боролся с круговой порукой дворянских семейных кланов и протекционизмом.

Державин разработал правила третейского суда и был инициатором создания указов: «Об избрании чиновников для службы в империи с нижнего до самого вышнего места», «О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновников», «О взятчиках». Он предлагал разделить ответственность тех, кто берет, и тех, кто дает взятки и увеличить зарплату чиновников за счет средств, полученных от продажи напечатанных в Сенатской типографии указов и сенатских ведомостей.

В нач. 1790- конце 1791  гг. Державин посвящает себя творчеству и  создает  несколько крупных произведений: «Песнь лирическая Россу по взятие Измаила»,  «Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила у ...кн. Г.А. Потемкина-Таврического», ряд анакреонтических стихов, и, пораженный внезапной смертью Г.Потемкина, начал философскую оду «Водопад».

Особая страница биографии Державина - служба в качестве статс-секретаря императрицы Екатерины II. Державин вступил в должность 12 декабря 1791 г. и покинул этот ответственный пост  2 сентября 1793 года. В течение почти двух лет в качестве статс-секретаря  Державин исполнял ряд значимых функций:  принимал прошение подданных,  составлял экстракт этих обращений, докладывал о челобитных императрице, сообщал о высочайшем решении просителю, вел учет подаваемых прошений.  Весьма подробно докладывал Державин  государыне «неприятные» дела о казнокрадстве и превышении полномочий чиновниками.

У Державина была своя канцелярия, в состав которой входили чиновники разных рангов от подпоручика до подполковника, от коллежского регистратора до канцеляриста.  В канцелярии Державина  довелось служить и  подполковнику Николаю Петровичу Резанову.  Впоследствии,    он станет одним из учредителей Российско-Американской компании, действительным  статским советником,   командором  экспедиций  «Юноны»  и «Авось», чья романтическая история любви с молодой испанской и  по сей день покоряет сердца поклонников  спектакля театра «Ленком».  

 Исполнение служебных обязанностей статс-секретаря находились под непосредственным контролем самой императрицы, так как от эффективности работы аппарата, от его оперативности и внимания зависела оценка деятельности государственной власти. И Северная Семирамида, тонко чувствующая механизмы манипуляции общественным сознанием, понимала, что такой принцип работы  обеспечивает престиж власти.

Находясь в непосредственной близости к престолу и императрице, Державин однако «не собрался духом и не мог таких ей тонких писать похвал, каковы в оде Фелице и тому подобных сочинений, которые им писаны не в бытность его еще при дворе: ибо издалека те предметы, которые ему казались божественными и приводили дух его в воспламенение, явились ему, при приближении ко двору, весьма человеческими и даже низкими и недостойными великой Екатерины».

Но императрица ждала от верного Певца  хвалебных од.  Свое назначение на должность статс-секретаря Державин воспринял как  возможность служения законности в стране, бороться с несправедливостью и злоупотреблениями, отстаивать истину в высшей инстанции. Но чиновник «с Лирою в руках» при дворе Семирамиды Севера не ужился...Столкновения и раздоры с вельможами, нередкие споры с государыней,  занятие разбирательством неприятных и весьма запутанных дел («Он ко мне со всяким вздором лезет», -  слова императрицы), не задержали Державина у  подножия трона.  Придворного менестреля и «карманного» поэта из Державина не вышло.

За время службы при дворе  родилось лишь несколько пронзительных строк:

Поймали птичку голосисту

 И ну сжимать ее рукой.

 Пищит бедняжка вместо свисту,

 А ей твердят: «Пой, птичка, пой»!

После воцарения сына Екатерины Великой, Павла I, Державин назначен правителем канцелярии Государственного совета, но в ноябре лишается этой должности, оставшись лишь сенатором.  С апреля 1800 года поэт стремительно получает  подряд должности:  присутствующий в Комиссии законов, присутствующий в советах Воспитательного общества благородных девиц и Училища ордена св. Екатерины, присутствующий  при Государственном казначействе и управляющий делами вместе с государственным казначеем, член Государственного совета, член 1-го Департамента Сената.

В недолгое царствование Павла Петровича, Державин, получив высокое назначение и награды, был осыпан милостями. Но  для Павла, по его собственному  признанию,   был важен «только тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю!».   Принципиальный Державин практически отстранен от трона с настоятельным советом от императора  «не умничать».

Несмотря на царскую немилость к прославленному полководцу Александру Суворову, Державин, вернувшись с похорон фельдмаршала пишет проникновенное  стихотворение «Снигирь» (1800 г.)  Павловскому пренебрежению противопоставлены строки: «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?»

Тем не менее, после кончины  Павла I Державин пишет бумагу с требованием расследовать обстоятельства смерти императора. Кстати, дело о кончине Государя императора так и не было открыто.

И уже 12 марта 1801 года внук Екатерины Великой, новый самодержец Александр I уволил «Певца Фелицы» от всех должностей, оставив ему место в Сенате.

Державин возвращен  на высокий пост лишь в 1802 году: он  становится Министром юстиции и членом Государственного совета.  Пожилого Министра  и  поэта, осмелившегося сделать замечание императору, Александр Павлович (достойный сын своего отца!) резко одернул: «Ты все еще хочешь учить меня? Самодержец я или нет? Так вот, что захочу, то и буду делать».

7 октября 1803 года Державин окончательно отстранен от государственных дел с раздраженной формулировкой Александра I: «ты очень ревностно служишь». Характерно, что Державин был отставлен после того, как единственный в Государственном Совете проголосовал против принятия указа «О вольных хлебопашцах», поскольку считал его невыполнимым. Так, после высочайшего указа об отставке,  шестидесятилетний Гавриил Романович Державина оказался не нужен власти: сорокалетняя служебная карьера высокопоставленного чиновника закончилась.

 

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»

Остаток своей жизни Державин посвятил литературному служению, творчеству, работой над собранием своих сочинений. Издавался  поэт за свой счет.

Летом 1791 года Державин купил дом в Петербурге, на набережной реки Фонтанки, у Измайловского моста. Только в 1809 году были закончены постройки цельной усадьбы.  По этому адресу, в  просторном доме № 118 на набережной реки Фонтанки в разные годы жили  семейства родственников поэта: Бакунины, Львовы, Дьяковы. Здесь всегда было весело, шумно, хлопотно. Усадебный уклад жизни в Петербурге, содержание большого хозяйства обходилось хозяину весьма недешево. Но Державину был по душе особый быт городской усадьбы, напоминающий жизнь в его новгородском имении Званка. В течении четверти века  в доме Державина собирался цвет  русской литературы конца XVIII - нач. XIX вв. Здесь встречались Д.И. Фонвизин, Н.А.Львов, В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.Б. Прач, О.А. Козловский, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский. По субботам в большом парадном зале державинского особняка собирались  литераторы. С 1811 года  здесь проходили торжественные заседания и публичные чтения литературного общества «Беседа любителей русского слова», Устав которого был утвержден самим императором Александром I.

В стихотворении «Признание»  (1807 г) Державин  откровенно сказал о себе :

Не любил я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим

В эпоху  дерзких переворотов, стремительных карьерных взлетов,  когда сама близость к престолу  сулила огромные состояния,  Державин ничего значительного не приобрел.  Но Отечество не забыло заслуги поэта и государственного деятеля.  Россия сохранила имя Державина в названиях улиц и площадей (в Тамбове, Лаишево, Санкт-Петербурге, Петрозаводске).  Имя Г. Р. Державина присвоено Тамбовскому государственному университету;  в Лаишево, Казани,  Санкт-Петербурге открыты музеи и экспозиции, проходят выставки,  посвященные жизни и творчеству Державина. Ежегодно,  в день рождения поэта Санкт-Петербург отмечает  Праздник русской поэзии XVIII века.  В Лаишево ежегодно проходят Державинские чтения с вручением республиканской литературной премии имени Державина.  

Памятник Тысячелетие России в Великом Новгороде 

Г.Р. Державин на памятнике Тысячелетие России 

 

Михаил Микешин, Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман, "Тысячелетие России", 1862

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России»  среди фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть и фигура Г. Р. Державина.  Сходный с памятником Тысячелетию России  памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.   Вокруг пьедестала, среди  девяти фигур видных деятелей екатерининской эпохи  расположен и Державин.

Памятники Гаврииле Державину установлены  в Санкт-Петербурге,  Казани, Тамбове,  Петрозаводске, Лаишево;  памятная стела в селе Державино (Сокуры); мемориальная доска и знак в Петрозаводске и в Званке.

Скончался «Певец Фелицы» в 1816 году, в своем  любимом имении в  Званке. В январе 1815 года он присутствовал на экзамене  в Императорском  Царскосельском Лицее, где услышал стихи юного Александра Пушкина «Воспоминания о Царском Селе».   Потом,  в романе «Евгений Онегин» Пушкин  напишет:

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя благословил.

Волшебную Лиру патриарх  передал будущему  Первому Поэту России;   Мундир   государственника  навсегда остался в истории.

 

Ирина Розина,

 кандидат филологических наук

г. Санкт-Петербург

 

Работа публиковалась: Альманах "Отечество" №5 2012


18.06.2012 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение