Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Русское слово: век XIX-й и ранее В настоящем разделе мы размещаем статьи, посвященные
золотому веку русской литературы. Хотя отечественная литературная традиция
оформилась лишь в XIX-м
веке, предшествующую ей эпоху нельзя считать временем, вычеркнутым из литературной
истории. Наша литература опирается на русскую духовность, и очень важно понимать, как движение национального
духа отразилось в возникновении русской
литературной классики. Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
| АвторЕфим Курганов | ![Карл Брюллов Портрет И.А. Крылова, 1839 Карл Брюллов Портрет И.А. Крылова, 1839](https://culturolog.ru//images/stories/2024/krylov.jpg) | Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Василий Перов - Портрет А.Н. Островского 1871 Василий Перов - Портрет А.Н. Островского 1871](https://culturolog.ru//images/stories/2024/ostr.jpg) | Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Александр
Николаевич Островский (1823–1886) – прославленный драматург, создатель русского
национального театра. «Русский Шекспир» – так называли Островского современники, подчёркивая мировой масштаб его таланта. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. | ![Иван Крамской Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877 Иван Крамской Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877](https://culturolog.ru//images/stories/2024/nekrasov.jpg) | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа. |
| Наверх | | АвторМ. Б. Лоскутникова | ![Т. В. Прибыловская. Обломов на диване, 1988 Т. В. Прибыловская. Обломов на диване, 1988](https://culturolog.ru//images/stories/2021/oblomov.jpg) | Ирония в романе используется и в качестве стилистического приёма, и в качестве модуса. С помощью иронии автор передаёт как комическое (в юмористической и сатирической его формах), так и
драматическое и даже трагическое. |
| Наверх | | АвторВладимир Соловьев | ![Портрет Н.М, Карамзина - В.А, Тропинин, 1818 Портрет Н.М, Карамзина - В.А, Тропинин, 1818](https://culturolog.ru//images/stories/2021/karamzin_by_tropinin.jpg) | Тексты Н. М. Карамзина во всей сложности их реального функционирования предстают как интересный культурный дискурс. Отношения между автором, текстом и читателем не линейны и выстраиваются как сложная комбинация классического повествования и множественности его интерпретаций, допускающая выход в другие тексты, открывающая доступ к разным смыслам, культурным кодам, знакам, символам, внутри- и межтекстовым-интертекстуальным связям, контекстам и сопутствующим значениям основных языковых единиц. |
| Наверх | | АвторА. Ю. Нилова | ![Архип Куинджи - Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895 гг. Архип Куинджи - Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895 гг.](https://culturolog.ru//images/stories/2021/kuindzi.jpg) | Поэт воспринимает мотивы и образы древнегреческой лирики через посредство европейской и русской литературы, трансформирует общекультурные топосы в соответствии со своим стилем и видением мира, подчас приближаясь к греческому оригиналу значительно ближе, чем тексты-посредники. |
| Наверх | | АвторКарине Алавердян | ![Хелен Мейсон Гроз
- Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919 Хелен Мейсон Гроз
- Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919](https://culturolog.ru//images/stories/2021/karenina.jpg) | В «Анне Карениной» много ситуаций, когда коммуникация срывается из-за несознательной лжи (или притворства) или из-за нежелания одного из ее участников понять другого. Автор в настоящей работе пытается разобраться, какова функция этих ситуаций понимания/непонимания в повествовательной системе романа. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Афанасий Афанасьевич Фет - Фотография ателье Тулинова (1861-63 гг.) Афанасий Афанасьевич Фет - Фотография ателье Тулинова (1861-63 гг.)](https://culturolog.ru//images/stories/2020/fet_foto.jpg) | Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь. |
| Наверх | | АвторДергачева И.В., Дергачев В.В., | ![Александр Апсит - Кутузов в окружении штаба, иллютрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» , нач. XX в. Александр Апсит - Кутузов в окружении штаба, иллютрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» , нач. XX в.](https://culturolog.ru//images/stories/2020/vim.jpg) | В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова). |
| Наверх | | АвторЕкатерина Иванова | ![Исаак Левитан - Вечерний звон, 1892 Исаак Левитан - Вечерний звон, 1892](https://culturolog.ru//images/stories/2020/vech_zvon.jpg) | В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего
звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова,
продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных
формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом
искусстве. Текст стихотворения>>> |
| Наверх | | АвторПавел Иванов | ![Валентин Серов - Пушкин на садовой скамье, 1899 Валентин Серов - Пушкин на садовой скамье, 1899](https://culturolog.ru//images/stories/2020/serov_pushkin.jpg) | В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. | ![Владимир Панов -Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Накануне», 1977 Владимир Панов -Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Накануне», 1977](https://culturolog.ru//images/stories/2020/panov.jpg) | «И в любви жизнь и смерть...» |
| Наверх | | АвторВалерий Волков, д-р филол. наук, проф. | ![Князь П.А. Вяземский - Из Альбома фотографический портретов Августейших особ и лиц, известных в России, февраль, №2, 1965 Князь П.А. Вяземский - Из Альбома фотографический портретов Августейших особ и лиц, известных в России, февраль, №2, 1965](https://culturolog.ru//images/stories/2020/vyazemskiy.jpg) | Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации
лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской
поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам
полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить
контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый",
которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются
своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Николай Панов. Портрет А.П. Чехов, 1903 Николай Панов. Портрет А.П. Чехов](https://culturolog.ru//images/stories/2020/panov_chehov.jpg) | В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. |
| Наверх | | АвторА.Г. Кулыгина | ![Юрий Чистяков. Иллюстрации к повести «Выстрел», 1988 Юрий Чистяков. Иллюстрации к повести «Выстрел»](https://culturolog.ru//images/stories/2020/vystrel.jpg) | Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Илья Глазунов. Купеческий сын (Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Грабёж»), 1973 Илья Глазунов. Купеческий сын (Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Грабёж»), 1973](https://culturolog.ru//images/stories/2020/grabez_glazunov.jpg) | Николай Семёнович Лесков создал рассказ (1887) специально к святкам. |
| Наверх | | АвторВ.Ф. Стенина | ![Валентина Цветкова. Портрет А.П. Чехова, 1951 Валентина Цветкова. Портрет А.П. Чехова.](https://culturolog.ru//images/stories/2019/cvetkova_chehov.jpg) | Философия и психология творчества. В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Петр Соколов. Портрет А.С. Пушкина, 1836 Петр Соколов Портрет А.С. Пушкина, 1836](https://culturolog.ru//images/stories/2019/pushkin_sokolov.jpg) | О христианском звучании дара Пушкина |
| Наверх | | АвторЮхнова И.С. | ![Герман Травников. Горицкий монастырь, 1989 Герман Травников. Горицкий монастырь](https://culturolog.ru//images/stories/2019/monastyr.jpg) | Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога. |
| Наверх | | АвторИ. Муллер де Морогуес | ![Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии, 1886 Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии](https://culturolog.ru//images/stories/2019/semiradskiy.jpg) | Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова |
| Наверх | | АвторЛ.Г. Панин | ![Николай Репин Пушкин. Вечер, 1999 Николай Репин Пушкин. Вечер](https://culturolog.ru//images/stories/2019/pushkin_vecher.jpg) | История литературных языков многих народов донесла имена их
создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного
развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа
одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного
языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с
тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской
деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Фотография М.М. Панова. И.С. Тургенев. Москва. 1867. Фотография М.М. Панова. И.С. Тургенев. Москва. 1867.](https://culturolog.ru//images/stories/2019/turrgenev_foto.jpg) | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых». |
| Наверх | | АвторНиколай
Головкин | ![Неизвестный художник (монограммист А.Е.) Федор Тютчев, 1825 Неизвестный художник (монограммист А.Е.) Федор Тютчев, 1825](https://culturolog.ru//images/stories/2018/tutchev-neizv.jpg) | Многие
строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных
потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих
событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. |
| Наверх | | АвторГерман Гессе | ![Владимир Минаев Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1969) Владимир Николаевич Минаев](https://culturolog.ru//images/stories/2018/minaev_karamazovy.jpg) | Эссе по "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского написано ещё до самых "громких" романов писателя, но это уже - плод состоявшегося и довольно известного автора. Написано оно в 1919 году, когда только что отгремела Первая мировая, а в России ещё бушевала гражданская война. Переживаемый момент истории отразился на восприятии писателя. Да и вообще, европейцу (даже такому ориенталистки ориентированному, как Гессе) сложно, практически невозможно понять русского человека, заглянуть на донце русской души, предъявленной Достоевским. Вне Православия (и уж тем более - вне христианства) - это никак не получится. И всё же статья Гессе полезна для отечественного читателя. Это - взгляд со стороны, который улавливает то, что мы можем не заметить или постесняемся сами проговорить. Стоит обдумать то видение "Братьев Карамазовых", которое здесь обрисовал Гессе, - быть может, мы сможем открыть для себя новую глубину великого романа. |
| Наверх | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Степан Щухвостов Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле , 1866 ШУХВОСТОВ Степан - Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле](https://culturolog.ru//images/stories/2018/shuhvostov.jpg) | Глава из книги (сокращенный вариант). “А вы не называйтесь
учителями, ибо один у вас Учитель – Христос” (Мф.
23: 8) |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 65 |
|
|
|