ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Искусство >> Музыка >> Прометеевский проект - Примечания

Прометеевский проект - Примечания

Печать
Примечания

К содержанию

 

•1.                          См. Гадамер Г. «Прометей и трагедия культуры» (1954)

•2.                          См. Мифы народов мира. Статья «Прометей»

•3.                          См. Лосев А.Ф. «Мировой образ Прометея » (Глава из книги «Проблема символа и реалистическое искусство», 1976)

•4.                          Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 года он, следуя старому обычаю, вывешивает у дверей дворцовой церкви в Виттенберге, где преподавал в университете, «95 тезисов», приглашая богословов к их обсуждению. Этот момент считается началом Реформации. Тезисы содержали обвинение папы Римского в отступлении от христианской истины. Причиной критики стала практика продажи индульгенций. Индульгенции и сами по себе были богословски сомнительным приобретением Католичества, а выдача их при условии денежного пожертвования выглядела да и была по существу откровенной коррупцией. Но, сказав «а», Лютеру пришлось говорить и «б». Логика поднявшейся волны недовольства церковным управлением в Католичестве заставила его полностью отказаться от Предания и одобрить изменения католической практики. В соответствии с законодательством того времени Лютера должны были сжечь на костре как еретика, но ему покровительствовали немецкие князья, видевшие в Лютере освободителя Германии от власти папы.

•5.                          Жан Кальвин (1509-1564) персонализирует собой следующий шаг в протестантизме. Если Лютер был озабочен удалением из церковной практики того, что противоречит буквальному прочтению Библии, то Кальвин оставил в Церкви лишь то, что подтверждается библейским текстом.

•6.                          Тертуллиан в «Апологетике» (18, 2) именует Бога истинным Прометеем. Параллель возникает при описании сотворения человека из глины. В версии мифа о Прометее, изложенном у Аполлодора, с которой, видимо, был знаком Тертуллиан, говорится, что Прометей вылепил людей, смешав землю с водой (Библиотека, 1, VII, 1) ,  Очевидно, что Прометей для Тертуллиана не является полноценным прообразом Христа.

•7.                          См., например, Скосарь В.Ю. «Прометей и Христос»

•8.                          См. Никитюк Е.В. «Процессы по обвинению в нечестии (асебии) в Афинах в последнюю четверть V в. до н.э.» (1998)

•9.                          Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Книга десятая «Эпикур».

•10.                      В цитатах из атеистической литературы мы будем отступать от оригинала, исправляя написание имени Божия.

•11.                      Первую в истории ПРОЕКТА общественно значимую попытку построить объяснительную модель всего сущего, отличную от той, что есть в Библии, сделал Гегель (1770-1831). Гегель не противопоставляет себя христианству. Наоборот, в курсе лекций по философии религии (посмертное издание 1832 г.) он подчёркивает, что христианство - самая совершенная из религий. Но само существование философской системы Гегеля как бы показывает, что для правильного понимания мира самого христианства недостаточно. С точки зрения ПРОЕКТА  система Гегеля малоинтересна. И потому, что не отрицает христианство, и потому, что принадлежит не к науке, а к философии, причём самой подозрительной для прометеввского сознания её ветви - объективному идеализму.

•12.                      Например, А.П. Назаретян, являющийся, между прочим, профессором Российской академии государственной службы, т.е. участвующий в формировании образа мыслей будущих российских чиновников. См. его «Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории» (2004), Очерк IV.

•13.                      См. Сомин Н.В. «Экономические категории в Священном Писании и церковном учении» Лекция 10. «Влияние протестантизма на имущественную этику и экономическую теорию».

•14.                      См. Сергеев В.М. "Демократия как переговорный процесс» (1999)

•15.                      З.Бауман «Текучая современность» (2000). О книге см. Балацкий Е.В. «"Текучая современность" Зигмунта Баумана».

•16.                      См. Думанов Х.М., Першиц А.И. «Матриархат: новый взгляд на старую проблему» (2000)

•17.                      См. Маркова Н.Е. Культуринтервенция. Часть III «Сексуальная революция». Произведения некоторых авторов не заслуживают того, чтобы давать на них прямые ссылки. Несмотря на то, что идеи Фрейда или Рауха  получили  большой общественный резонанс и сыграли важную роль в развитии ПРОЕКТА, мы  будем пользоваться их изложением у других авторов. Адресовать читателя к нравственно грязным текстам для нас невозможно.

•18.                      Опрос ФОМ «Жильё для молодой семьи» (2007)

•19.                      См. исследование Института демографии ГУ ВШЭ «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (2004)

•20.                      См. Палилова Ирина «Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?» (2003)

•21.                      Понятие монады уходит корнями в древнегреческую философию. Пифагорейская традиция использовала монаду для обозначения математического начала мира. Монада (единица) противопоставлялась диаде (двоице) как принцип оформленности, определенности принципу неопределённости и текучести. Монада трактовалась как мужское начало мироздания. Эта связка психологических черт с математическим значением оказалась востребованной позднее. Николай Кузанский (1401-1464), а вслед за ним и  Джордано Бруно (1548-1600) стали называть монадой базовую структурную единицу сущего, обладающую математическими, физическими и психическими характеристиками.  Но современным звучанием этого термина мы обязаны Готфриду Лейбницу (1646-1716). В его «Монадологии» (1714) человеческие души представлены как один из видов монад. При этом существенной характеристикой монады является её независимость от внешних влияний: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти».  Изменения монады задаются «деятельностью её внутреннего принципа». Непосредственное взаимодействие монад невозможно,  но всё же опосредованно действия монад увязываются друг с другом. Это делает Бог, который есть первичное Единство. Он организует каждый раз состояние своих творений - монад так, чтобы вместе они составляли единую ткань мироздания. Для этого любая монада должна учитывать состояния прочих монад, и таким образом, посредством Бога каждая монада заключает в себе весь мир.

Когда из этой системы ПРОЕКТ изъял Бога, она превратилась в эффективную прометеевскую матрицу. Изолированность, абсолютная непроницаемость монад стала читаться как состояние прометеевской творческой индивидуальности, сущностно независимой и предоставленной лишь самой себе.

•22.                      Ролан Барт (1915-1980) в эссе «Смерть автора» (1968) обосновывает независимость читательских интерпретаций текста от намерений автора.

•23.                      Авторы манифеста умышленно допускают ошибки в написании фамилий - Соллогуб (вместо «Сологуб»), Кузьмин (вместо «Кузмин»). Это так называемые «опечатки неуважения». Возможно, имеет смысл поименовать авторов «Манифеста»: Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников.

•24.                      На съезде присутствовало только трое: Малевич, Матюшин и Крученых. Из них лишь Крученых позиционировал себя как поэт; Малевич - художник, Матюшин занимался  созданием новых музыкальных гармоний. Их совместными трудами была произведена футуристическая опера с примечательным названием «Победа над Солнцем». Крученых написал либретто, Матюшин - музыку, Малевич отвечал за декорации. Опера была поставлена в том же 1913 году. В оформлении одной из сцен Малевичем был впервые использован черный квадрат. Собственно картина «Чёрный квадрат» появится два года спустя.

•25.                      См. Карасев Л.В. «Философия смеха» (1996)

•26.                      Л. Карасев, например, определяет эти два вида смеха как «смех ума» и «смех тела».

•27.                      Пересечение контекстов уже определялось как источник комического эффекта. Об этом писали авторы семантической теории юмора Виктор Раскин и Сальваторе Аттардо - см. К. Глинка «Теория юмора»

•28.                      См. Добротолюбие Т.1. Наставления святого Антония Великого (п. 38)

•29.                      Рабле отдал «Гаргантюа и  Пантагрюэлю» треть своей жизни. Первая книга романа увидела свет в  1532 году, последняя -  в 1552.

•30.                      См. Белопольская И.А. «Французское Просвещение: особенности развития, мотивы и образы» (2001)

•31.                      Симптоматично, что стёб вызывает  негативную реакцию даже у людей, достаточно глубоко проникнутых прометеевским духом. Этот поворот ПРОЕКТА страшен многим из них. См. например. Нестеренко Юрий «Убить пересмешников!» (2008)

•32.                      Осознание, что действие интересно само по себе, независимо от его содержания, сделало популярным флэшмобы (flashmob - буквально «вспышка толпы»). Под флэшмобом понимается коллективная акция участников, организованных с помощью современных средств связи (прежде всего интернета), содержание которой  не имеет значения. Чем более абсурдным будет действие, тем вернее оно привлечёт внимание случайных зрителей. Вызванное недоумение как можно большего числа непосвящённых как раз и составляет источник удовольствия участников. Массовость флэшмоба гарантирует, что его заметят. Первым реализованным флэшмобом стало одновременное посещение 17.06.2003 г. ранее незнакомыми друг с другом  людьми  мебельного отдела универмага  «Macy's», где они стали прицениваться к ковру стоимостью $10000: якобы они живут на складе в «пригородной коммуне» и ищут себе «коврик любви». В акции участвовало более 150 человек.

•33.                      Подобных напутствий самозваных учителей человечества довольно много. Из того, что популярно  - Пауло Коэльо «Книга Воина Света» (1997): «Воин знает, что волен избрать желанное ему; он принимает решения с отвагой и без оглядки, а иногда - очертя голову. Он принимает свои страсти и пожинает их плоды. Он знает - не следует отвергать восторг, даруемый победами; победы - это часть жизни, и они веселят душу тех, кто их добивался» и т.д.

•34.                      См. Ольшанникова А.Е., Поцявичюс И.В. «Роль индивидуально-типичных эмоциональных характеристик в саморегуляции деятельности» (1981)

•35.                      См. Д. Уотсон « Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) »

•36.                      Гент ныне находится на территории Бельгии, но сама Бельгия - это отколовшиеся провинции Нидерландов с преимущественно католическим населением.

•37.                      Имеет место любопытная параллель. Титул князей Оранских восходит к владению княжеством Оранж на юге Франции (княжество представляло собой феод Бургундского королевства). В обход правил престолонаследия Оранж был завещан представителю дома Нассау. Так возникла Нассау-Оранская династия, которая владела землями на территории Нидерландов, через чего и попала в историю Голландской революции. При этом представители дома предпочитали именоваться Оранскими. Их геральдический цвет - оранжевый, цвет апельсина («оранж» и переводится как апельсин). Так что первой оранжевой революцией была первая же революция, устроенная ПРОЕКТОМ. Апельсин как символ революционного настроения, используемый в украинских событиях 2004 года (собственно «оранжевой революции» в современном значении этого выражения), указывает на сохранившееся духовное родство.

•38.                      Памятник вскоре был снесён, возможно в том же, 1918 году. Установка памятника происходила при личном участии Троцкого.

•39.                      См., например, Епископ Иустин «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни»

•40.                      Показательно, что в борьбе с Советской Россией использовался символ Прометея. Это выдаёт «проектное» происхождение антироссийской и антисоветской идеологии. Лидер Польши Пилсудский в 1926 году создаёт «Прометееву Лигу покоренных Москвой народов», или просто «Лигу Прометея»,  объединяющую национальные эмигрантские сообщества. (русские эмигранты, естественно, туда не входили). Главными центрами Лиги были Варшава и Париж. Впоследствии был создан клуб «Прометей». Вообще, одним из ведущих направлений в польской политике того времени был так называемый «прометеизм», который заключался в стимулировании националистических движений на территории СССР. Конечной целью виделось ослабление и распад советской державы.

•41.                      См.: Уваров С.С. «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения» (1833)

•42.                      Памятуя, что фантастика есть наиболее полное отражение ПРОЕКТА в литературе, здесь можно привести в качестве примера роман  Д. Брина «Почтальон» (1985), в котором в качестве силы, развязавшей гибельную для мировой цивилизации войну, называется «славянский мистицизм».

•43.                      11.09.2001  была осуществлена террористическая атака с помощью захваченных гражданских самолётов на значимые объекты в США, в ходе которой были разрушены, в частности,  башни Всемирного торгового центра. Трагедия позволила правительству США объявить войну международному терроризму, а поскольку к организации терактов была причастна «Аль Каида» - организация, исповедующая ваххабизм - одно из фундаменталистских направлений в Исламе, развернутая кампания  подстегнула всплеск антиисламских настроений на Западе. Тезис Хантингтона о конфликте цивилизаций, казалось, был подтверждён самой жизнью. Однако, избрание Президентом США Барака Обамы, имеющего незападные и даже исламские культурные корни, не очень укладывается в хантингтоновскую схему. У многих возникло ощущение, что стимуляция конфликта может быть инсценировкой, за которой стоит поиск Западом способов ускорить культурно-политическую переделку мира в соответствии с собственными соображениями. Насколько это ощущение соответствует действительности, сейчас неважно, показательно само появление подобных конспирологических версий. Мир не верит, что ПРОЕКТ решает локальные задачи, он чувствует его тотальный характер.

•44.                      В настоящее время Косово признано 69 государствами (из 192 членов ООН). Все ведущие страны Запада признали Косово фактически сразу же после объявления албанским правительством края  независимости 17 февраля 2008 года. Однако полной идеологической победой ПРОЕКТА стало бы признание независимого Косова самой Сербией. Сейчас это невозможно, но процесс ещё не завершён. Есть и другие знаковые точки, к прохождению которых будет стремиться ПРОЕКТ - признание независимости Косова Россией (это важно в перспективе дальнейшей переработки ПРОЕКТОМ самой России. Возможность так продавить Россию будет означать, что она уже практически «переварена»); полноценное участие Косова в ООН (кроме России тут ещё важна позиция Китая).

•45.                      Чуть ли не самый известный хит группы  «Депеш Мод» (Depeche Mode), записанный  в 1989 году,  имеет очень характерное название  - «Personal Jesus» («Личный Иисус»). Это новый уровень «переработки» христианства ПРОЕКТОМ.

Теги:   Лейбниц


24.06.2010 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение