«Копите любовь в сердцах ваших» – Ф.М. Достоевский |
О христианской основе творчества писателя. Фёдор Михайлович Достоевский
(1821–1881) создал целую художественную вселенную, в центре которой идеальный
образ Христа: «Христос был вековечный, от века идеал,
к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек» [i].
Творческое наследие писателя-пророка, непревзойдённого по глубине духовных
проникновений, особенно благодатно для духовно-нравственного
формирования человеческой личности. Основой педагогической доктрины писателя явилась религиозная
идея о людях как чадах Отца Небесного; о человеке как венце творения,
созданного по образу и подобию Божию; об уникальности и неповторимой ценности
каждой человеческой личности. О своём первенце – дочери Соне – Достоевский
писал её крёстному отцу А.Н. Майкову в мае 1868 года: «Это маленькое трёхмесячное
создание, такое бедное, такое крошечное – для меня было уже и лицо, и характер.
Она начинала меня знать, любить и улыбалась, когда я подходил. Когда я своим
смешным голосом пел ей песни, она любила их слушать. Она не плакала и не
морщилась, когда я её целовал; она останавливалась плакать, когда я подходил» [ii].
После смерти его «первого дитяти» в младенческом возрасте горе писателя было
безутешным: «И вот теперь мне говорят в утешение, что у меня ещё будут дети. А
Соня где? Где эта маленькая личность, за которую я, смело говорю, крестную муку
приму, только чтоб она была жива?» (15, 370–371). В очерке «Фантастическая
речь председателя суда» (1877) читаем: «у ребёнка, даже у самого малого,
есть тоже и уже сформировавшееся человеческое достоинство» (14, 222). Не
случайно известный адвокат А.Ф. Кони отметил о Достоевском: «На широком поприще
творческой деятельности он делал то же, к чему стремимся мы в нашей узкой,
специальной сфере. Он стоял всегда за нарушенное, за попранное право, ибо стоял
за личность человека, за его достоинство, которые находят себе выражение в этом
праве» [iii]. Защита достоинства и ценности человеческой личности – основной
пафос произведений писателя. Его новаторство заключается в том, что «маленькие
люди» (в современном словоупотреблении – «простые люди») изображены не только в
социальной ипостаси. Изнутри показано их самосознание, требующее признания ценности каждого человека как Божьего создания («Бедные
люди», «Записки из Мёртвого дома», «Униженные
и оскорблённые», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток»и др.). Человеку необходимо, чтобы он
был признан именно как человек, как неповторимая личность. Это одна из основных
его нематериальных потребностей. Если обратиться к этимологии слова достоинство, можно глубже уяснить его сущность. Корень находим в древнерусском слове достой. В Словаре живого великорусского языка В.И. Даля даётся следующее
толкование: «Достой – приличие, приличность, сообразность; чего стоит человек или дело, по достоинству своему» [iv]. Это
исконно русское слово достой –
корневая основа фамилии Достоевский. «Главная педагогия – родительский дом», – был убеждён писатель. Здоровые духовно-нравственные
основания, заложенные в семье, подкрепляют и делают более плодотворным
дальнейший процесс обучения и образования: «нанять учителя для преподавания детям
наук не значит, конечно, сдать ему детей так сказать, с плеч долой, чтоб
отвязаться от них и чтоб они больше уж вас не беспокоили. <…> Наука
наукой, а отец перед детьми всегда должен быть как бы добрым, наглядным
примером всего того нравственного вывода, который умы и сердца их могут
почерпнуть из науки. Сердечная, всегда наглядная для них забота ваша о них, любовь
ваша к ним согрели бы как тёплым лучом всё посеянное в их душах, и плод вышел
бы, конечно, обильный и добрый» (14, 223). «Искра Божья» – первостепенное, что выделяет человека среди
других существ. В то же время «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться
в человека». Писатель справедливо
полагал, что для становления личности одного разума, образованности недостаточно,
поскольку «образованный человек – не всегда человек честный и что наука ещё не
гарантирует в человеке доблести». Более того – «образование уживается иногда с
таким варварством, с таким цинизмом, что вам мерзит» (3, 439), – утверждал Достоевский
в «Записках из Мёртвого дома»(1862). Родителям, наставникам, учителям – всем тем, кому доверено
воспитание юных душ, – необходимо постоянно заботиться о самовоспитании и самодисциплине:
«Всякий ревностный и разумный отец знает, например, сколь важно воздерживаться
перед детьми своими в обыденной семейной жизни от известной, так сказать,
халатности семейных отношений, от известной распущенности их и разнузданности,
воздерживать себя от дурных безобразных привычек, а главное – от невнимания и
пренебрежения к детскому их мнению о вас самих, к неприятному, безобразному и
комическому впечатлению, которое может зародиться в них столь часто при созерцании
нашей бесшабашности в семейном быту. Верите ли вы, что ревностный отец даже
должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих» (14, 225). Достоевский учил уважительному отношению к ребёнку, говорил
о благотворном взаимовлиянии детей и
взрослых: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим
их чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим
соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу». В серии очерков из «Дневника
писателя», который строится в форме свободного разговора, непосредственного
общения с читателями, Достоевский проводит своего рода «родительское собрание»,
выступает как руководитель своеобразного «педагогического совета». Он
предостерегает родителей от лености, равнодушия, «ленивой отвычки» от
«исполнения такой первейшей естественной и высшей гражданской обязанности, как
воспитание собственных детей <…> для них много надо сделать, много потрудиться,
а стало быть, много им пожертвовать из собственного отъединения и покоя» (14,
221–222). Процесс воспитания, с точки зрения Достоевского, – это непрестанный самоотверженный труд: «воспитание
детей есть труд и долг, для иных родителей сладкий, несмотря на гнетущие даже
заботы, на слабость средств, на бедность даже, для других же, и даже для очень
многих достаточных родителей, – это самый гнетущий труд и самый тяжёлый долг.
Вот почему и стремятся они откупиться от него деньгами, если есть деньги» (14,
223). Отцам семейства, которые утверждают, что сделали «для детей
своих всё» (14, 222), а на деле
«лишь откупились от долга и от обязанности родительской деньгами, а думали, что
уже всё совершили» (14, 223), Достоевский напоминает, что «маленькие детские
души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими
душами, требуют, чтоб вы были для них, так сказать, всегда духовно на горе, как
предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания» (14,
223). Писатель призывает накапливать Божие – «копить любовь», а не кесарево – деньги. Анализируя проблемы и трудности семейного воспитания, он уделяет
особое внимание вопросу о наказаниях. Достоевский объясняет их применение
небрежением «слабых, ленивых, но нетерпеливых отцов», которые, если деньги не
помогают, «прибегают обыкновенно к строгости, к жестокости, к истязанию, к
розге», которая «есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой
лени»: «Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю» (14, 222–223). Последствия подобных «методов воздействия» губительны для
ребёнка физически и духовно: «Каков же результат выходит? Ребёнок хитрый,
скрытный непременно покорится и обманет вас, и розга ваша не исправит, а только
развратит его. Ребёнка слабого, трусливого и сердцем нежного – вы забьёте.
Наконец, ребёнка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым – вы
сначала измучаете, а потом ожесточите и потеряете его сердце. Трудно, часто
очень трудно детскому сердцу отрываться от тех, кого оно любит; но если оно уже
оторвётся, то в нём зарождается страшный, неестественно ранний цинизм,
ожесточение, и извращается чувство справедливости» (14, 224). Излечить такие психологические травмы крайне сложно. Ранящие
душу ребёнка воспоминания предстоит «непременно искоренить, непременно пересоздать,
надо заглушить их иными, новыми, сильными и святыми впечатлениями» (14, 226). Писатель призывает оградить детей от домашней тирании:
«веря в крепость нашей семьи, мы не побоимся, если, временами, будут исторгаемы
плевелы, и не испугаемся, если будет изобличено и преследуемо даже злоупотребление
родительской власти. <…> Святыня воистину святой семьи так крепка, что
никогда не пошатнётся от этого, а только станет ещё святее» (13, 82–83). Относительно расхожего утверждения о том, что «государство только тогда и крепко, когда оно
держится на крепкой семье», Достоевский в очерке «Семья и наши святыни.
Заключительное словцо об одной юной школе» (1876) справедливо замечал: «Мы
любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на
ней крепко стоит государство» (13, 82).
Требовательное, взыскующее отношение к насущным проблемам
«отцов и детей», семьи и общества объясняется истовой позицией Достоевского как
христианского писателя, патриота и гражданина: «Я говорю от лица общества,
государства, отечества. Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они
будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего
гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения,
ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших к ним
обязанностей» (14, 226). Актуальность этих писательских
раздумий не только не снизилась, но ещё
более возросла в наши дни. Катастрофично современное состояние детской
смертности, насилия, жестокого обращения с детьми, вредного растлевающего
влияния на их умы и души. Сегодня так же необходимо признать, как признавал
Достоевский: «Тяжело деткам в наш век взрастать, сударь!» (13, 268). В
очерке «Земля
и дети» (1876) писатель в который раз
настойчиво обращается ко всем тем, кому вверено попечение о подрастающем
поколении: «Я ведь только и хотел лишь о
детках, из-за того вас и обеспокоил. Детки – ведь это будущее, а любишь ведь
только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться. Конечно, не я, и уж
наверно не вы. Оттого и детей любишь больше всего» (13, 268). Христианско-воспитательное учение Достоевского получило
многообразное воплощение в письмах, дневниках, заметках, публицистике; наиболее
глубокую разработку – в художественном творчестве, во всех без исключения
произведениях. Можно утверждать, что творчество писателя в целом – своего рода
«религиозно-педагогическая поэма». Достоевский в романе «Подросток»(1875), в серии очерков и статей исследовал проблему «случайного
семейства» и пришёл к выводу, что «случайность современного русского семейства
<…> состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к
своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую
бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру
в жизнь. <…> самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство
идеи – есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно,
подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, – но порядка» (14,
209–210). С утратой общей идеи и идеалов также изнутри подрывается
лад современной семьи. Понятия: супружество, семья, отцовство, материнство, детство
– духовно опустошаются, становясь лишь правовыми категориями и терминами.
Отношения в семье зачастую строятся не на незыблемом «камне» духовно-нравственного
фундамента, а на зыбучем «песке» формально-юридической связи сторон брачного
контракта, гражданско-правового договора, наследственного права и т.п. Когда иссякает
любовь и нет глубинной духовной опоры, скрепляющей домашний очаг, то неизбежно
берёт верх холодно-юридический путь расчётов, эгоистических выгод. Семья
становится ненадёжной, зыбкой, «случайным семейством» – по определению Достоевского. «Больные» вопросы:
«как и чем и кто виноват?»; как прекратить детские страдания; как «сделать
что-то такое, чтобы не плакало больше дитё» (9, 565) – с необычной силой
поставлены в последнем романе «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы». Среди его основных идей – сокровенная мысль:
достижение мировой гармонии «не стоит <…> слезинки хотя бы одного только
<…> замученного ребёнка» (9, 275). Не ограничиваясь средствами убеждения неумелых наставников,
нерадивых попечителей, равнодушных
чиновников, Достоевский, как последнему прибежищу, обращался к упованию на
помощь Господнюю: чтобы «Бог очистил взгляд ваш и просветил вашу совесть.
<…> О, если научитесь любить их <детей – А.Н.-С.>, то, конечно,
всего достигнете. Но ведь даже и любовь есть труд, даже и любви надобно учиться,
верите ли вы тому?» (14, 225). Писательское, педагогическое и родительское credo Достоевского можно
определить как педагогику христианской любви. «Нельзя воспитать того, кто нас
не любит», – говорил Сократ. Прежде надо самим самоотверженно полюбить детей, –
не уставал повторять Достоевский. Его раздумья о состоянии воспитания,
педагогические советы, рекомендации, уроки и призывы выливались подчас в слова
чистой молитвы – поистине всемирной – за родителей, детей, отечество, за всё
человечество как детей единого Отца Небесного: «Итак, да поможет вам Бог в
решении вашем исправить ваш неуспех. Ищите
же любви и копите любовь в сердцах ваших <выделено мной. – А.Н.-С.>.
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Любовью лишь купим сердца
детей наших, а не одним лишь естественным правом над ними. <…> Вспомните
тоже, что лишь для детей и для их золотых головок Спаситель наш обещал нам “сократить
времена и сроки”. Ради них сократится мучение перерождения человеческого общества
в совершеннейшее. Да совершится же это совершенство и да закончатся, наконец,
страдания и недоумения цивилизации нашей!» (14, 227). Писатель оставил
неординарные и нелёгкие для исполнения заветы: не подменять ложными кумирами
христианские идеалы и не отдавать их на поругание; не дать «низложить ту веру,
ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию святой и
великой». За прошедшее время значимость этих задач не уменьшилась. Жизнь
подтверждает глубокую правоту непреходящих заветных идей Достоевского. [i] ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Полн.
собр. соч.: В 30 т. – Л.: Наука, 1972 – 1990. – Т. 20. – С. 172. [ii] ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. – Л.: Наука,
1988 – 1996. – Т. 15. – С. 370. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте
с обозначением тома и страницы арабскими цифрами. [iii] КОНИ А.Ф. Фёдор Михайлович Достоевский // Кони А.Ф.
Воспоминания о писателях. – М.: Правда, 1989. – С. 229. [iv] ДАЛЬ В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. – Т. 1. – СПб.; М., 1880. – С.
479. | ||
15.11.2016 г. | ||
Наверх |