Сон в Рождественскую ночь |
Анализ рассказа В.Г. Короленко "Сон Макара". Лесков рано разглядел дарование Короленко, называя его имя в
числе талантливых молодых писателей, которые «тоже, в свою силу, возбуждают в
читателях добрые чувства и честные мысли»: «Пока ещё есть читатели, – нужны и писатели,
без участия которых непременно ощутился бы недостаток в чтении. И притом в
числе молодых беллетристов есть люди с хорошими дарованиями и тоже с здоровым
реальным направлением. Говоря это, хочется назвать г. Гаршина, который пишет
прекрасно и который далеко ещё не достиг предела полного развития своего
таланта. За ним, может быть, следовало бы упомянуть Короленко и молодого писателя
Чехова <…> Мы так небогаты талантливыми людьми, что нам надо беречь наши “всходы”»
[i].
Мотивы «рождественского рассказа» Н.С. Лескова «На краю света» (1875) различимы в
«святочном рассказе» В.Г. Короленко «Сон
Макара» (1883). В некоторых вопросах религиозной веры и познания о Боге маститый
писатель в чём-то совпадал с Короленко. «Думаю и верю, что “весь я не умру”, но
какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать “вечную жизнь”, но в
каком роде это будет, – об этом понятия себе составить нельзя здесь, и дальше
это Бог весть когда уяснится. – писал Лесков А.К. Чертковой в 1894 году, за год
до смерти. – Мне очень понравилась фантазия Короленки “Тени”, присоединённая в конце к книжечке о Сократе. Я тоже так
думаю, что определительного познания о Боге мы получить не можем при здешних
условиях жизни, да и вдалеке ещё это не скоро откроется, и на это нечего досадовать,
так как в этом, конечно, есть воля Бога» (XI, 577). «Вещи и явления,
которых мы не можем постигать нашим рассудком, вовсе не невозможны от этого... –
размышлял Лесков. – Я признаю священные тайны Завета и не подвергаю их
бесплодной критике. К чему, когда инструмент наш плох и не берёт этого?» Идея о
непознаваемости Бога человеческим разумом сочетается у писателя-христианина с
богопознанием путём интуитивного открытия человеком Божественной премудрости:
«Куда ни глянь – всё чудо: вода ходит в облаке, воздух землю держит, как пёрышко;
– радуется «дивотворному» благоустроению мира «маленький монашек» отец Кириак в
повести «На краю света», – вот мы с тобою прах и пепел, а движемся и мыслим,
и то мне чудесно; а умрём, и прах рассыпется, а дух пойдёт к Тому, Кто его в
нас заключил. И то мне чудно: как он наг безо всего пойдёт? Кто ему крыла
даст, яко голубице, да полетит и почиет?» (V, 464). «Хоть нам не дано ясно “ответчиво” знать о том высшем горизонте
бытия, в который имеет претвориться человек, – размышляет современный философ, –
но мы знаем твёрдо, что самое стремление человека к этому высшему горизонту
есть не что иное, как стремление к преодолению смерти, к избавлению от обречённости
Ничто. В этом – последний и самый глубинный смысл духовной работы человека:
смысл эсхатологический» [ii]. Встреча героя рассказа Короленко – полудикого жителя якутской
тайги – с Богом, «большим Тойоном» (по представлениям Макара) происходит, когда
Макар замерзает в тайге в самый канун Рождества. Этот художественный ход – смерть обездоленного человека под Рождество – известен в святочной
литературе («Девочка со спичками» Андерсена,
«Ёлка сироты» Рюккерта, «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского
и др.). Но в отличие от героев названных произведений Макар у Короленко не
сразу попадает в объятия Божественного милосердия. Сначала ему предстоит
строгий суд Всевышнего, и приговор беспощаден:
«Вижу, что ты обманщик, ленивец и пьяница <…> Отдать этого ленивца трапезнику
в мерины, и пусть он возит на нём исправника, пока не заездит…» [iii]. Здесь «Большой Тойон» напоминает скорее представления полудиких
жителей «края света», «куда Макар телят не гонял», о «сильном божестве», гнева
которого надо опасаться. Деревянная чаша весов с грехами Макара перетянула золотую
чашу добродетелей. Присутствующие здесь Ангелы – «молодые Божьи работники» в
белоснежных одеждах, у каждого из которых «на спине болтались большие белые
крылья», и Макаров знакомый добрый попик Иван, умерший несколько лет назад, не
в силах помочь. Но за грешника вступается Милосердный Сын сурового Бога. Согласно рождественской концепции «Христос
рождается прежде падший восставити образ». Господь Бог не хочет вечных мук и смерти грешника, является в мир
для искупления и очищения падшего человека. Сын Божий просветляет тёмное сознание забитого Макара, наделяет его рождественским даром. Здесь это дар слова – с тем, чтобы безропотный, бессловесный человек, загнанный
угнетателями всех мастей, возродился, самовосстановился и смог бы оправдаться
перед Богом, дать «ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37). Короленко неслучайно выбирает здесь форму несобственно прямой
речи, проникнутой авторским пафосом, поскольку также полон сочувствия к бедняку-страдальцу:
«Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники,
требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и
жары, дожди и засуха; гоняла промёрзшая земля, злая тайга!» (26). Бесхитростным рассказом о своей мученической жизни Макар приводит
«Большого Тойона» в замешательство. Это совершенно новый, непривычный ход в
святочной беллетристике, когда не сразу срабатывает важнейшая мотивировка чуда
рождественского спасения. Не только лесковский архиерей в рассказе «На краю света», но и Всевидящий «Большой
Тойон» в рассказе Короленко не сразу разглядел за грубой и неприглядной
оболочкой чистую душу. «Большой Тойон» задумался: «– Что же это, – сказал Он, –
ведь есть же у Меня на земле настоящие
праведники… Глаза их ясны, и лица светлы, и одежда без пятен… Сердца их мягки,
как добрая почва <…> А ты посмотри на себя…» (27). В самом деле, внешность Макара мало чем отличается от портрета
дикаря, каким увидел его вначале владыка в «На
краю света»: «рожа обмылком – ничего не выражает; в гляделках, которые стыд
глазами назвать, – ни в одном ни искры душевного света; самые звуки слов, выходящих
из его гортани, какие-то мёртвые: в горе ли, в радости всё одно произношение,
вялое и бесстрастное <…> Где ему с этими средствами искать отвлечённых
истин, и что ему в них?» (V,
489). Также и в наружном облике Макара нет никакого благообразия: «глаза его
мутны и лицо темно, волосы и борода всклокочены, и одежда изорвана» (27). «Не судите по
наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), – эти евангельские слова, избранные Лесковым
в качестве эпиграфа к повести «Владычный
суд», как нельзя лучше подошли бы и к рассказу Короленко. Грешник, считающий себя отделённым от Бога, интуитивно страшится
перехода в план смертного греха и небытия. Но человек, который и был сотворён
для цельного и гармоничного бытия, обретает искомую полноту и самодостаточность,
устремляясь к единению с Богом, желая превзойти свою ограниченность. Небесная «большая дверь, которую раньше скрывали туманы»
(21), для Макара открыта. Здесь снова перекличка с Лесковым, также не раз размышлявшим
о том, кто достоин Царствия Небесного. В «рождественском рассказе» «На краю света» впервые появляется образ-символ
«билета», развитый затем в «Братьях Карамазовых» (1881) Достоевским.
«Ну а теперь мы видим, – пишет Лесков, –
что рядом с нами туда же бредёт человечек без билета. Мы думаем: “Вот дурачок!
Напрасно он идёт: не пустят его! Придёт, а его привратники вон выгонят”. А придём
и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а Хозяин увидит, да,
может быть, и пустить велит, – скажет: “Ничего, что билета нет, – Я его и так
знаю: пожалуй, входи”, – да и введёт, да ещё, гляди, лучше иного, который с
билетом пришёл, станет чествовать» (V, 472). В финале рассказа Короленко сглаживается наметившееся отступление
от традиционных святочных мотивировок. На первый план выступают главные рождественские
мотивы – чудо, спасение, дар. Макар, всю жизнь страшившийся больших и малых начальников, не имеющих понятия о сострадании и жалости
к простому человеку, почувствовал у
небесных врат милосердное заступничество Божие, на которое и не смел надеяться.
Так, в святочном рассказе явлена евангельская «сверх надежды надежда», «ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8: 24). Преображение
Макара, полнота его единения с Богом наступают, когда смягчилось сердце героя,
хлынули очистительные слёзы. В преданиях Восточной Церкви, христианской «антропологии
цельности» сердце является проводником человека к Богу, средоточием благодати
даров Святого Духа. Ещё в первые века христианства святой Макарий Египетский
учил о необходимости «собрать в любви ко Господу рассеянное по всей земле
сердце». Исаак Сирин учил: «сердце обнимает в себе и держит в своей власти
внутренние чувства. Оно есть корень, а если корень свят, то и ветви святы, то
есть если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства» [iv]. Это подлинно рождественский финал с торжеством высшей справедливости, с размягчением сердец и даром благодатных слёз умиления: «И Макар дрогнул, на сердце его пало сознание, что его жалеют, и оно смягчилось <…> И он заплакал. И Старый Тойон тоже плакал… И плакал попик Иван, и молодые Божьи работники лили слёзы, утирая их широкими белыми рукавами. А весы всё колыхались, и деревянная чашка подымалась всё выше и выше!» (29). «Возлюбленные! мы
теперь дети Божии; но ещё не открылось, чтó будем. Знаем только, что, когда
откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий,
имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3: 2–3).
Христианское упование Иоанна Богослова может служить глубинной метафизической
основой святочного рассказа Короленко «Сон
Макара». [i]Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 1956–1958. – Т. XI. – С. 138–139. Далее ссылки на это
издание приводятся в тексте с указанием тома и страниц. [ii]Хоружий С.С. После перерыва. Пути
русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – С. 293. [iii]Короленко В.Г. Повести и рассказы. – М.:
Худож. лит., 1986. – С. 25. Далее ссылки
на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. [iv]Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1993. – С. 24. | ||
15.01.2017 г. | ||
Наверх |