ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Слово (язык и литература) >> Русское слово: век XIX-й и ранее >> Феномен известности в прошлом и сегодня

Феномен известности в прошлом и сегодня

Печать
АвторЛ.Е. Гринин  
Личная известность – это благо, которое было ценным всегда. Даже на заре человеческой истории слава о великих охотниках, воинах, сказителях, колдунах высоко ценилась и тяжело добывалась. 

За славу соревновались ученые и поэты, полководцы и короли, «схимники» и кардиналы, актеры и пророки, рыцари и их дамы. Порой ради славы люди были готовы на все (см., например: Braudy 1986). Например, императору Нерону во что бы то ни стало хотелось приобрести славу актера, а Герострат поджег храм Артемиды, который считался одним из семи чудес света.

Но хотя известность возникла в человеческом обществе намного раньше, чем в нем появилось богатство, долгое время и после возникновения последнего слава не приносила больших доходов. Конечно, известность могла иногда давать больше власти и материальных благ. Более известные колдуны, врачи, повара, актеры имели больше «клиентов» и более высокие «гонорары». Знаменитых мудрецов, например, в древнем Китае, иногда приглашали к себе правители и щедро одаривали их (см., например, подобный эпизод в биографии Мо-цзы [Таранов 1995: 161-162]). Слава вождя привлекала в его дружину. Вокруг легендарных волхвов или друидов собирались многочисленные ученики. И т. д. Однако как ни ценна была личная известность для определенных людей, все же в доиндустриальную эпоху (когда и вообще грамотных людей было не так много) число тех, кто с ее помощью получал основные средства к существованию или мог их резко увеличить, было незначительным.

Дело в том, что в архаических обществах, как правило, главными социальными характеристиками были знатность, сословное положение, членство в корпорации, земельное богатство, близость к власти. Личная же известность выполняла второстепенную роль, то есть роль маркера для дополнительной дифференциации в среде более или менее социально равных людей. Поэтому обладание или необладание личной известностью не влияло фатально на социальное положение дворянина и буржуа (за отдельными исключениями). Вместе с тем сегодня известный или неизвестный писатель (певец, актер, спортсмен) различаются в доходах и престиже между собой примерно как крестьянин и дворянин или как простой дворянин и герцог.

С появлением СМИ (изначально в виде газет и журналов) число людей, зависящих от своей известности, увеличилось, а их материальные возможности выросли. Например, Лев Толстой говорил, что он имел в деньгах 600 тыс. рублей (около 30 млн долларов на современные деньги), из которых значительную часть составляли гонорары. Александр Дюма промотал миллионы франков, у А. П. Чехова в усадьбе постоянно жили десятки гостей, Джек Лондон построил огромный особняк. Доходы Максима Горького существенно помогали партии большевиков.

Постепенно число людей, зависящих от своей известности, увеличивалось. Оно возрастало по мере появления новых технических средств, таких как радио, кино и особенно телевидение, а с ростом информационных технологий значение известности и слоя людей известности выросло еще больше. Значение такого слоя в информационном обществе, по-видимому, будет расти, чему, в частности, способствует информационная прозрачность границ, а также «империализм средств массовой информации», то есть их экспансия из развитых стран, особенно из США, в другие страны.

Таким образом, из дополнительной социальной характеристики личная известность становится одной из главных. Одним из доказательств этому служат случаи, когда известность, приобретенная благодаря громким скандалам, дает солидные дивиденды (ярким примером является Моника Левински)[1]. Рост значения личной известности ведет к тому, что слой людей известности начинает ее как бы «монополизировать».

По благосостоянию люди известности стремительно приближаются к собственникам. Сегодня многие спортсмены, артисты, певцы, шоумены, топ-модели по уровням личного дохода начинают обгонять даже солидных предпринимателей. Уже есть целая группа спортсменов, актеров и певцов, которые получают в год десятки миллионов долларов. Пятьдесят лет назад выдающийся американский социолог Райт Миллс в книге «Властвующая элита» (Миллс 1959)[2] указывал, что в Америке профессиональные знаменитости встали в один ряд с людьми из «четырехсот семейств» центральных городов, то есть самых богатых семейств Америки (Mills 2000[1956]: 71). Теперь похожие явления стали характерными и для многих других стран.



[1] Таких людей, кто оказался в центре внимания изначально не по своей вине, а в результате процессов, которые они не могли контролировать, Дж. Монако (Monaco 1978) называет «квазарами», а Г. Тернер и др. (Turner et al. 2000) говорят о них как о «случайных знаменитостях».

[2] «The Power Elite» (Mills 2000[1956]).

К содержанию

Вперёд

Назад


21.09.2010 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение