ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Искусство >> Музыка >> Одна из элит современного общества

Одна из элит современного общества

Печать
АвторЛ.Е. Гринин  
Согласно теории элит деление на элиты и массы является неотъемлемой чертой любого сложного общества(Джерри Д., Джерри Дж. 1999, Jerry D., Jerry J. 1995; о понятии элиты см. также: Bottomore 1966)[1]. Многие ученые считают, что общество - это всегда единство меньшинства (правящего, родовитого, богатого, образованного, энергичного и т. п.) и масс. Миллс считал, что элита современного общества представляет собой ряд высших кругов общества, члены которых преимущественно специально подбираются, обучаются и получают возможность (официально или неофициально) влиять на общество. Карьера, образ жизни, психология этих людей во многом похожи, их общность имеет психологические и социальные основы и поддерживается неформальными отношениями (Mills 2000[1956]: 11-19). Все эти признаки вполне подходят к людям известности, которых следует рассматривать как особую часть или круг элиты современного общества.

Но любая элита только потому обладает престижем и уважением, что имеет заметные преимущества перед остальным обществом, а ее позиции поддерживаются какими-то важными общественными отношениями и ресурсами. Политики контролируют власть в государстве, бизнесменам принадлежит богатство, дворяне владели землей. Возникает вопрос: в чем преимущества людей известности? Ответ: они фактически захватили внимание общества, даже стали центром этого внимания. И в результате они приобрели огромный престиж в глазах публики, что позволяет им воздействовать на нее в собственных или определенных сил (политиков, бизнесменов и т. п.) целях и интересах. Так что напрасно Фр. Алберони описывает знаменитостей как «бессильную элиту» («the powerless elite») (Alberoni 1972).

О причинах, которые превратили этот слой в элиту, дали ему высокий престиж и сделали людей известности предметом поклонения в обществе, мы, в принципе, уже говорили. Перечислим их: 1) По роду своей деятельности люди известности обладают колоссальным влиянием на умы и сердца людей, являются предметом поклонения, зависти и подражания; 2) современные информационные технологии расширили возможность такого влияния в гигантской степени; 3) знаменитости являются важной частью современного шоу-, информационного и рекламного бизнеса, который в свою очередь обеспечивает их материальное благополучие; 4) люди известности как нельзя лучше годятся для роли символов, о которых все могут поговорить со всеми, поэтому светские сплетни и «перемывание косточек» знаменитостям с подачи бульварных СМИ и самих звезд начинают играть роль части общей культуры; 5) люди известности связаны с политической и экономической элитами, частично обслуживают их или вовлечены в те же круги деятельности (особенно это касается различного рода журналистов, обозревателей, идеологов и ученых).

Образование элиты знаменитостей повлекло за собой появление черт корпоративности, в результате чего для достижения известности профессиональных талантов и способностей стало совершенно недостаточно. Едва ли не более важным, а иногда и просто решающим моментом становится сама возможность занять место в корпорации и понять ее внутренние требования, тогда она сама сделает тебе имя. Словом, как верно замечал Миллс, чтобы быть знаменитым, богатым, власть имущим, - для этого требуется доступ к главенствующим институтам общества (Mills 2000[1956]: 11). Чтобы попасть в «цех» людей известности без поддержки, нужна удача, причем, как правило, все равно требуется обладание энергией, напором, коммуникабельностью, хваткой, умением быстро ориентироваться плюс такими не слишком уважаемыми качествами, как беспринципность, умение угождать, хитрить, быть изворотливым и т. п. Теперь претендент на звание звезды может и не иметь особого таланта, умений, образования по определенной профессии (например, голоса или слуха), но должен обладать стройной и сексуальной фигурой. К сожалению, часто человек также должен забыть о том, что такое скромность и стыд (и, соответственно, понятие чувства долга и высокой ответственности перед обществом теперь вовсе стало как бы анахронизмом).

Корпорации людей известности стремятся к влиянию на общество и к власти иногда своими особыми путями. Так, еженедельник «Пипл» публикует традиционный список «100 самых красивых людей», среди которых практически нет незнакомых людей, - сплошь голливудские знаменитости: у одного самые красивые глаза, у другого - губы и т. д. (см., например: Watts 2008). Этим фактом подтверждается то, что человеческие качества, в данном случае красоту, люди известности начинают «приватизировать» (подробнее см.: Гринин 2007а). Так было и в других элитах: святость «принадлежала» людям церкви, храбрость и благородство - рыцарям, мудрость - ученым. Монополизация какого-либо ресурса, если ее не ограничивать, становится кумулятивным процессом: известность идет к известности, как деньги идут к деньгам; в брак вступают в своей среде; одни и те же люди известности мелькают во всех СМИ и т. д.

Этого мало. Подобно тому, как раньше сан священника приписывал святость человеку, а титул - аристократизм и благородство, так и известность в общественном мнении как бы сама по себе предполагает выдающиеся качества, причем по определению хорошие. Предполагается, что чем известнее человек и громче его слава, тем больше и его достоинства. На самом деле степень известности никак не гарантиру­ет, что ее обладатель - непременно достойная и выдающаяся личность. Бывает весьма часто, что личные качества знаменитости обратно пропорциональны его известности. В целом же большинство нынешних «звезд» - это посредственности. Но благодаря некоему «оптическому обману» поклонникам и фанатам кажется, что их кумир - совершенно особый человек, само поклонение которому возвышает их. Соответственно любое его «явление народу» становится сильным эмоциональным событием. Облегчается превращение людей известности в своего рода символы успеха, красоты, образа жизни. Юношам и девушкам, говоря словами поэта, «обдумывающим, сделать бы жизнь с кого», не надо размышлять: кумир всегда перед глазами.

Помимо огромного духовного и морального воздействия на большое число людей звезды в некотором смысле изменяют само строение общества, то есть структурируют его по новым признакам. Например, сегодня каждая звезда в культуре, моде, спорте и особенно спортивные и иные команды создают вокруг себя группы фанатов и поклонников, людей, готовых сопровождать их везде.В чем-то такое влияние напоминает ситуацию, когда вокруг проповедников, святых, пророков и прочих религиозных деятелей собирались группы (иногда очень большие) учеников, последователей, которые составляли как бы их свиту. Отношения между звездами и фанатами также в чем-то напоминают отношения «патрон - клиент», характерные для древнего Рима и многих других обществ. Можно сказать, что вокруг каждой звезды собирается его «клиентела». Причем численность этого окружения иногда весьма велика. В самом деле, только крупные футбольные клубы, например, имеют каждый десятки тысяч активных болельщиков. А все вместе фанаты составляют огромный пласт общества, причем пласт растущий. Стоит отметить, что само понятие фаната какой-либо команды или поп-звезды становится вполне значимой социальной характеристикой. Достаточно человеку сказать: «Я - фанат "Спартака"», - и уже готов его социальный портрет. Следует учитывать, что пассивных фанатов различных телепередач и звезд на порядки больше, чем активных[2].

Внутри любой элиты формируются стиль жизни, мораль, особые корпоративные требования, в чем-то приятные, а в чем-то обременительные. Последние для людей известности связаны с открытостью их жизни, необходимостью все время быть на виду, поддерживать физическую форму и внешний вид[3]. Несоблюдение этого правила грозит потерей своего «капитала». Ведь сегодня человек исчезает из сознания людей, если не мелькает в СМИ. «С глаз долой - из сердца вон». Таким образом, необходимость быть все время на виду, появляться как можно чаще в самых разных программах и СМИ, быть публичным и открытым, позволять копаться в своей жизни, постоянно поддерживать (и выдерживать) отношения с поклонниками и фанатами, нигде не быть самим собой и прочее - это профессиональные и элитарные требования к знаменитостям.


[1] Конечно, существует много споров по поводу понятия «элита», а также сложностей с использованием этого термина (см., например: Weber 1962; Lenski 1966; Bottomore 1966; Stanworth, Giddens 1974; см. также: Lachmann 1989: 147; Piterberg 1990: 275-276); однако, несмотря на все эти различия, исследователи, по моему мнению, сходятся во мнении относительно некоторых важных характеристик элит.

[2] Фанат - это «тот, кто помешан на отдельно взятой знаменитости, звезде, фильме, ТВ-программе, группе, кто может выдать кучу информации о своем объекте поклонения и с точностью цитировать свои любимые строки или песни» (Hills 2002: ix).

[3] А что касается смены имиджа и собственных анатомических характеристик (например, с помощью пластической хирургии и т. д.), тут звезды оставляют далеко позади представителей других элит.

К содержанию

Вперёд

Назад

Теги:   Элита


21.09.2010 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение