Скрытая теплота |
Никакими мерками не измерить безмерный талант Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) , не исчерпать до конца глубин его произведений, в которых каждая строка проникнута скрытой теплотой его сердца. Своему рассказу «Скрытая теплота» Лесков предпослал эпиграф: «Скрытая теплота не поддаётся измерению», и слова эти – о самом писателе. Религиозный философ и богослов Владимир Соловьёв, хорошо знавший Лескова, справедливо указал, что его читатели «все сойдутся, конечно, в признании за ним яркого и в высшей степени своеобразного таланта, которого он не зарывал в землю, а также – живого стремления к правде». Лесков прожил жизнь,
полную «всяческих терзательств»: тревог, борьбы, изнурительного труда, духовных
исканий и обретений. В 1889 году в ответ на упрёк, что он «сделал недостаточно»,
Лесков писал: «Не видно ведь, сколько талантов я получил от моего Господина и
на сколько сработал? Это только Он разберёт. Может быть, я что-нибудь и зарыл,
“закопал серебро Господина моего”, но я шёл дорогою очень трудною, – все сам
брал без всякой помощи и учителя и вдобавок ещё при целой массе сбивателей,
толкавших меня и кричавших: “Ты не так… ты не туда… Это не тут… Истина с нами, –
мы знаем истину”. А во всём этом надо было разбираться и пробираться к свету
сквозь терние и колючий волчец, не жалея ни своих рук, ни лица, ни
одежды». В конце жизни писатель выстрадал своё понимание истины – в
«раскрытии сердца», в «просветлении духа», «отверзании разумения». «Чей я? – размышлял Лесков. – Хорошо прочитанное
Евангелие мне это уяснило, и я тотчас же вернулся к свободным чувствам и
влечениям моего детства… Я блуждал и
воротился, и стал сам собою – тем,
что я есмь». Готовясь пройти в «выходные
двери» последнего странствия, он паковал свой духовный багаж, в котором «не значили ничего ни имения, ни слава,
ни родство, ни страх». Лесков постиг, что значат слова: «Ты во мне, и я в Тебе,
и Он в нас». «Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного
роста – когда сознание просветлялось и дух рос». Писатель познал, что «в делах и вещах нет величия» и
что «единственное величие – в бескорыстной любви». Восстанавливая на склоне
лет давно угасшую переписку с сестрой Натальей Семёновной, ставшей в монашестве
«сестрой Геннадией», Лесков писал: «в общении людей вижу большую для них
пользу, а в отчуждательстве и прекращении сношений – явный и очевидный вред».
Ранее не любивший поздравлений с днём рождения – с «нарастанием лет», теперь он
растроганно благодарит сестру за поздравление с 64-й его годовщиной – всего за
несколько недель до смерти: «Ведь чуть было не растерялись совсем! Ну и хорошо!
Значит, и в новом существовании друзьями встретимся. Хорошо!» «Пустого и
незначительного» в отношениях с людьми для писателя не существовало: все было
ценно, требовало внимания снисхождения,
участия. Андрей Николаевич Лесков
– сын и биограф писателя – отмечает, что в отце жило «ещё одно очень ценное,
незаслуженно мало отмеченное и едва ли не призабытое свойство – неиссякаемая и
неустанная потребность живого, действенного доброхотства». Лесков каждому «шёл
на выручку и подмогу сплошь и рядом», даже «к заведомому былому недругу, а то и
прямому, хорошо навредившему ему когда-то врагу». Особенно если в беду и нужду
попадал литератор, никакие сомнения не допускались, все обиды забывались, личные
счёты отпадали. И примером писателю служил его же собственный
персонаж-праведник – главный герой рассказа «Несмертельный Голован», который «ломал хлеб от своей краюхи без
разбору каждому, кто просил», следуя евангельскому призыву «преломи и даждь». В своём доброделании Лесков совершенно преображался:
«Где-то в глубине его непостижимо сложной души таилась живая участливость к
чужому горю, нужде, затруднениям, особенно острая, если они постигали
работников всего более дорогой и близкой его сердцу литературы, членов их семей
или их сирот. В этой области всё делалось без чьих-либо просьб или обращений,
по собственному почину, чутью, угадыванию, движению, органическому влечению,
нераздельному с большим жизненным опытом, навыками, чисто художественным
представлением себе положения человека, впавшего в тяжёлое испытание, беду.
Немного знает литературная летопись его времени таких заботников о неотложной
помощи нуждающемуся товарищу, каким неизменно всегда бывал Лесков, – вспоминал
сын писателя. – Собрать
деньги; поместить больного в лечебницу; помирить с редакцией, “выправить”
или “проправить”, не хуже своей собственной, чужую “работку” и “пристроить” её
в печать; добыть потерявшему место “работишку”; выпросить принятие юноши,
исключённого из одной гимназии с “волчьим паспортом”, в другую, выхлопотать в
мертвенном Литературном фонде пособие; поместить в богадельню беспомощную литераторскую
нищую вдову <…> – на все такие и схожие хлопоты он всегда первый,
неустанный старатель. <…> Вот, так сказать, его credo. Исповедовал и
воплощал его Лесков на протяжении всей своей жизни неотступно». Доброхотству
писателя сохранилось множество документальных подтверждений: и в письмах и
воспоминаниях, в статьях и заметках. Когда дни Лескова были
уже сочтены – 12 февраля 1895 года – в «прощёное воскресенье» – день, в который
православным «положено каяться друг перед другом во взаимно содеянных грехах и
гнусностях», к дому писателя пришёл, не решаясь переступить порог, «злейший его
враг и ревностный гонитель, государственный контролёр в министерском ранге»
Тертий Филиппов. Сцену их встречи Лесков
взволнованно передавал сыну Андрею: «– Вы меня примете,
Николай Семёнович? – спросил Филиппов. – Я принимаю всех,
имеющих нужду говорить со мною. – Перечитал я вас всего начисто,
передумал многое и пришёл просить, если в силах, простить меня за все сделанное
вам зло. И с этим, можешь себе
представить, опускается передо мною на колени и снова говорит: – Просить так просить:
простите! Как тут было не растеряться? А он стоит, вот где ты, на ковре, на
коленях. Не поднимать же мне его по-царски. Опустился и я, чтобы сравнять
положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и
расплакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогательно
бывает <…> все-таки лучше помириться, чем продолжать злобиться <…>
Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том
свете». Лесков не стоял перед
перспективой полного уничтожения, он твёрдо хранил веру в Бога и бессмертие:
«Думаю и верю, что “весь я не умру”, но какая-то духовная постать уйдёт из тела
и будет продолжать вечную жизнь». В последние годы писатель
страдал тяжёлым недугом сердца. Первый приступ болезни он испытал на
лестнице типографии А.С. Суворина, где
печаталось Собрание сочинений Лескова, в
знаменательный день 16 августа 1889
года, когда он узнал о цензурном аресте
шестого тома его сочинений куда входил цикл рассказов и очерков «Мелочи архиерейской жизни». С тех пор писатель
постоянно ощущал «истому от дыхания недалеко ожидающей смерти», сжился с мыслью
о ней. «Распряжки», как он называл, и «вывода из оглобель» Лесков не
страшился. Затронув вопрос о неизбежном, старался ободрить и близкого человека:
«Может быть, так легко выпряжешься, что и не заметишь, куда оглобли
свалятся». Однако писатель не мог не
думать о «великом шаге». Склонность «заглядывать
за край того видимого пространства, которое мы уже достаточно исходили своими
ногами» он всё чаще обнаруживал во многих беседах и письмах последних лет. Одно
из них – к Суворину от 30 декабря 1890 года: «Я получил Ваше приглашение,
Алексей Сергеевич, – встретить с вами новый, 1891 год. Благодарю Вас за
внимание и ласку и приду к Вам. <…> никому не ведомо – придётся ли нам
ещё раз встретить этот день на этой планете… Радуюсь за Вас, что мысль о “великом
шаге”, по-видимому, всё сильнее дружится с Вами и даже, быть может, уже
“сотворила себе обитель в Вас”… На свете есть много людей, которые её боятся и
гонят от себя, а как это жалостно и как напрасно! Она очень сурова, но как
только сроднишься с нею, так она словно будто делается милостивее… А между тем
в ней кроется самая могущественная сила утешения и усмирения себя. Кроме смерти,
в известном возрасте всё становится очень мелким и даже не волнует глубоко. У
аскетов читал, от вдумчивых стариков слыхал, и Лев Николаевич <Толстой>
мне сказывал, что самое нужное – это смириться (то есть войти в лады) с мыслью
о неизбежности смерти. Я с нею ложусь и встаю давно, и с той поры как сжился с
нею – увидел свет: мне всё стало легче, и в душу пришла какая-то смелость, до
сих пор неизвестная». Так, по крайней мере, в
теории смерть не страшила. Писатель имел «ясную
веру в нескончаемость жизни» – это был большой шаг к постижению Истины.
«Но, – писал Лесков Л.Н. Толстому, – как ни изучай теорию, а на практике-то всё-таки
это случится впервые и доведётся исполнить “кое-как”, так как будет это “дело
внове”». Хотелось преступить
последнюю черту с достоинством, сохранив «бодрость душевную – бодрость ума и
живость чувства», как «доберегла» до 85 лет Татьяна Петровна Пассек – писательница
и журналистка. О ней Лесков написал тёплую статью. По слову писателя, эта «литературная
бабушка» «умерла молодцом! – «Уплыла»… В свою последнюю ночь она попросила сыграть ей на гитаре: «Хорошо… Я
плыву… Перебирай аккорды гитары! … Жила умницей и “уплыла” во всём свете
рассудка». «Всё чувствую как будто
ухожу…», – говорил о себе Лесков в последние годы. Но, и уходя от мира,
писатель сохранял своё удивительное жизнелюбие, особенно ценил, как последние лучи
заката, дружескую беседу, общение с близкими, малейшее радостное проявление
жизни вокруг себя. Сын его Андрей
вспоминает, как привёл своего собственного сына Юрия поздравить дедушку с
именинами и с 64-й годовщиной, которая стала последней в жизни писателя: «4
февраля, в день “списателя канонов” Николы Студийского, в шестьдесят четвертую
годовщину рождения Николая Лескова, поздним утром на мягкой оттоманке у него
сидел пришедший поздравить деда 2-х с половиной–летний его внук. Лесков был неузнаваем.
Забывая все свои недуги, он ползал по ковру, умилённо поднимая и подавая
младшему из Лесковых вещицы, которые последний святотатственно брал со святая
святых – с писательского письменного стола! Случайные гости, не веря своим
глазам, дивились благорастворенности, светившейся в обычно гневливых глазах
хозяина. Сколько бы раз внук ни бросил только что поданную ему дедом
безделушку, тот торопился сам разыскать её на полу и снова вручить баловнику.
Попытки невестки, опасавшейся утомить больного свёкра, увести сына вызывали
горячий протест и трогательные просьбы старика побыть у него подольше». Лесков был поистине живым
человеком и горел полнотой жизни – не только в кругу домашнем, но и в
общественном, литературном – до последнего вздоха. «Когда, бывало ни зайдёшь к
нему в его маленькую уютную квартирку на Фурштадской, – вспоминал критик М.О.
Меньшиков, – всегда застанешь его чем-нибудь взволнованным, расстроенным или
восхищённым: каждая низость в общественной жизни делала его больным на несколько
дней <…> зато и каждый признак свежей, чистой жизни в литературе, политике, обществе приводил его
в умиление: он радовался, как ребёнок, и “носился”, как говорится, с хорошею
новостью, спеша всем её сообщить и расславить. К молодым писателям,
обнаруживающим дарование, он питал просто отеческую нежность: он первый писал
им письма, приглашал их к себе и часто захваливал до преувеличения <…> В Лескове, который по
возрасту и заслугам мог бы считать себя “литературным генералом”, не было и
тени этого противного генеральства: он был необыкновенно для всех доступен и со
всеми одинаково прост и любезен». Но в то же время писатель
был скромен и не любил помпезного шума вокруг своего имени. В наступившем 1895
году исполнялось 35 лет его литературной работы. Ранее Лесков отклонял
перспективы празднования и двадцатилетнего, и тридцатилетнего юбилеев его
служения литературе. В письме 1890 года в редакцию газеты «Новое время» писатель
просил «оставить без исполнения» мысль
об устройстве «юбилейного праздника»: «С меня слишком довольно радости знать,
что меня добром вспомянули те люди, с которыми я товарищески жил, и те
читатели, у которых я встретил благорасположение и сочувствие. “Сие едино точию
со смирением приемлю и ничего же вопреки глаголю”. А затем я почитаю мой юбилей
совершившимся и чрезвычайно удобно и приятно для меня отпразднованным». А в
начале 1895 года писатель посылает письмо редактору «Исторического вестника»
С.Н. Шубинскому: «Уважаемый Сергей
Николаевич! Очень может быть, что к
Вам обратятся с какими-нибудь предложениями по поводу исполнения 35 лет моих
занятий литературою. Сделайте милость, имейте в виду, что я не только не ищу этого
(о чем, кажется, стыдно и говорить), но я не хочу никого собою беспокоить, и не
пойду ни в какой трактир, и у себя не могу делать трактира. А поэтому эта
праздная затея никакого осуществления не получит, и ею не стоит беспокоить
никого, а также и меня. Преданный вам Н.
Лесков». Болезнь Лескова как будто
отпустила, и 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе
великого поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников,
открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён его портрет кисти
В.А. Серова. Во время работы художника писатель с радостью и шутливой гордостью
делился первыми впечатлениями: «Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня
Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы
прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора
Александра Николаевича Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет
превосходный». Однако на выставке портрет
смутил писателя, произвёл на него тяжёлое впечатление: изображение было
помещено в тёмную раму, которая показалась мнительному Лескову почти траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия,
он морозным днём отправился на прогулку в Таврический сад – любимую свою
«Тавриду», с упоением вдыхал полной грудью свежий воздух и простудил лёгкие. «Непростительная неосторожность», – как сказал впоследствии
доктор. 21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашёл Лескова
бездыханным. Писатель скончался так, как ему и
желалось, во сне: без страданий, «без слёз, без визгов». В чине православного
отпевания есть слова о безобразии смерти: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть
и вижду во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною,
бесславною, не имущею вида». Лицо же
Лескова, по воспоминаниям современников,
приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение
вдумчивого покоя и примирения. Он «отрешился от тела скоро и просто»... Сбылось
моление о «мирной и непостыдной кончине живота нашего»… В «Посмертной просьбе» Лесков просил похоронить его «самым скромным и
дешёвым порядком», «по самому низшему, последнему разряду»; не устраивать
церемоний и не произносить никаких речей; не ставить на могиле «никакого иного
памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста. Если крест этот
обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это
сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не
будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле». Ранее – в одном своём
«критическом этюде» – Лесков замечал, что как-то «не по-русски» придавливать могилу «каменным памятником»:
«скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое
стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более
или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. <…> Наш же
русский памятник, если то кому угодно знать, – это дубовый крест с голубцом – и более ничего. Крест ставится на могиле
в знак того, что здесь погребён христианин<…> русских простолюдинов камнями не прессуют, а “означают”, – заметьте, не украшают, а только “означают”крестом». В заключительном пункте
своего завещания Лесков писал: «прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил,
огорчил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем все, что ими
сделано мне неприятного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием
вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался
служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя
любовью по слову Господа моего Иисуса Христа».
На письменном столе
Николая Семёновича остался Новый Завет, раскрытый на словах послания апостола
Павла:«Знаем, что когда земной наш дом,
эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный,
вечный…» | ||
09.09.2017 г. | ||
Наверх |