ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Как преподавать литературу сегодня

Печать
АвторАндрей Карпов  

Проблема школьного предмета «литература» - чисто методологическая. Какие задачи ставит перед собой этот предмет? Ознакомление с литературными произведениями должно занимать среди них чуть ли не последнее место. Сколько уроков посвящено разбору сюжетов и героев, причём часто в схемах, предложенных критикой ещё девятнадцатого века. А ведь культурный контекст давно поменялся. Наиболее существенными здесь являются следующие моменты:

1) социальная структура постсоветского общества никак не пересекается со структурой, отражённой классиками русской литературы, включая даже произведения советского периода (например, «Поднятую целину»). Даже нынешние бедность и богатство не имеют ничего общего с той бедностью и богатством. Тогда это был удел, родовая неизбежность; сегодня же все прошли через задекларированное равенство и равенство это ещё свежо в памяти.

2) Пришла эпоха электронных СМИ. Информация стала доставляться на дом, при этом от человека не требуется дополнительных усилий – включи и потребляй. Высвободилось время, ранее затрачиваемое на эти усилия. Теперь можно одновременно смотреть телевизор (слушать радио) и делать что-то ещё. Чтение задействует время потребителя (читателя0 полностью. Т.о. чтение здесь проигрывает.


Ещё один существенный сдвиг – в сторону музыкальной формы потребляемой информации. Ранее музыка была такой же роскошью, что и чтение, если даже не большей. Сегодня музыка сопровождает человека в дороге, на работе, в быту. Никогда ранее (до эпохи СМИ) человек не потреблял столько музыки. Музыка, в отличие от чтения, напрямую не загружает сознание, поэтому она воспринимается легче, чем текст, а в виду её доступности конкурентное давление музыки весьма ощутимо. Чтение и здесь проигрывает.


3) Отдельно следует выделить Интернет – как реальное (а не виртуальное!) воплощение свободы. В том числе как свободы творчества, так и свободы ухода от творчества. Интернет-среда всегда готова предоставить удобные информационные блоки в ответ на любой запрос. Интернет обеспечивает и доступность литературных произведений. Литература уже не может быть втиснута в рамки хрестоматий и основных курсов.


4) Наконец, надо отметить, что сегодня культурное бытие человека протекает в агрессивной рекламной среде. Основное влияние рекламы на культуру восприятия текста – это фрагментализация и, как следствие, упрощение (впрочем, не всегда). Идеальный текст с точки зрения рекламы – афоризм. Желательно со смешком. Реклама разъедает серьёзное отношение к материалу.

Какие задачи должен решать предмет «литература» сегодня?

1) Развивать умение чувствовать слово. Слово имеет свою внутреннюю музыку, её надо уметь услышать. А чтобы этому научиться, необходимо умение слагать слово, а не просто произносить текст.

2) Необходимо научить детей отличать художественное, литературное слово от обыденного. Показать, насколько интереснее, глубже и ярче становится текст от вкрапления в него художественных элементов.

3) Развивать вкус: дети должны получить навык различения высокохудожественной литературы от литературных поделок.

4) Научить детей читать тексты, то есть воспринимать знаки культуры, архетипы и символы. В идеале дети должны чувствовать, когда ими пытаются манипулировать с помощью слова. Литература должна сделать человека более защищённым от духовных агрессий.

Сохраняются и две более общие задачи:
- литература должна помочь ребёнку полюбить чтение, приучить его работать с текстом;
- литература должна быть «волшебными очками», позволяющими отличать добро ото зла.

При этом решать эти задачи надо осторожно, мимоходом, избегая назидательности и обязаловки.

Обучение детей младшего школьного возраста целесообразно начинать и строить вокруг поэзии. Естественные ритмика и мелодика языка входят в жизнь ребёнка вместе с потешками и детскими песенками, поэтому поэзия в раннем детстве гораздо более естественный элемент, чем в старших классах. В конце концов надо учить детей писать стихи – ведь учим мы школьников рисованию, а ведь по сути одно никак не сложнее другого.

Стихи – это синтез, в старших классах центр тяжести целесообразно перенести в сторону анализа. Понимание качества текста, авторского инструментария возникает на пересечении текстов между собой. Интересно столкнуть рекламные слоганы и газетные материалы с большой литературой, можно найти сходную проблематику, но выводы и глубина осмысления окажутся показательны. Книга должна дискуссировать с телевизором, тогда она будет живой. Интересно дать детям поработать с текстами современных шлягеров, они должны сделать для себя открытие, какие приёмы необходимы, чтобы текст так крепко навяз на зубах. Тут можно подключить целый пласт истории песни, ведь и вся поэзия в целом имеет песенное происхождение. С выводами, я думаю, дети не ошибутся.

Количество произведений крупных форм, обязательных для изучения в школьный период, желательно сократить. Нет такой задачи - вместить всё лучшее нашей литературы в школьный курс. Не стоит лить слёзы над тем, что дети не ознакомятся с ещё одним кладезем гениальности наших классиков – или мы не верим, что мы прививаем им любовь к литературе? Если нам это удаётся, то дети всё лучшее прочитают и сами, а если нет – то принуждая к чтению, мы вызовем лишь отторжение и данного классика и литературы как таковой.

При этом чтение должно быть сконцентрировано во внеурочное время. Результат освоения должен сдаваться письменно – например. По следующей схеме: ребенок самостоятельно выбирает тему, потом – совместно с педагогом составляет план работы. Это приведёт к тому, что даже при доступе к Интернету ему придётся работать с материалом, компилировать тексты, а не просто списывать уже готовое.

Я думаю, ещё много чего можно взять на вооружения нашим учителям. Главное сменить установки и увидеть сегодняшний день. Кардинальное отличие литературы от других школьных предметов: те нарабатывают знание, а литература – отношение, а в конечном счёте – самого человека, обеспечивает его духовный рост. В этом её исключительность и ценность. Но сейчас её КПД стремится к нулю. Потому что она не осознаёт ни чем занимается, ни ради чего. У нас ещё есть шанс всё изменить.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение