Как преподавать литературу сегодня |
Проблема школьного предмета «литература» - чисто методологическая. Какие задачи ставит перед собой этот предмет? Ознакомление с литературными произведениями должно занимать среди них чуть ли не последнее место. Сколько уроков посвящено разбору сюжетов и героев, причём часто в схемах, предложенных критикой ещё девятнадцатого века. А ведь культурный контекст давно поменялся. Наиболее существенными здесь являются следующие моменты: 1) социальная структура постсоветского общества никак не пересекается со структурой, отражённой классиками русской литературы, включая даже произведения советского периода (например, «Поднятую целину»). Даже нынешние бедность и богатство не имеют ничего общего с той бедностью и богатством. Тогда это был удел, родовая неизбежность; сегодня же все прошли через задекларированное равенство и равенство это ещё свежо в памяти.2) Пришла эпоха электронных СМИ. Информация стала доставляться на дом, при этом от человека не требуется дополнительных усилий – включи и потребляй. Высвободилось время, ранее затрачиваемое на эти усилия. Теперь можно одновременно смотреть телевизор (слушать радио) и делать что-то ещё. Чтение задействует время потребителя (читателя0 полностью. Т.о. чтение здесь проигрывает. Ещё один существенный сдвиг – в сторону музыкальной формы потребляемой информации. Ранее музыка была такой же роскошью, что и чтение, если даже не большей. Сегодня музыка сопровождает человека в дороге, на работе, в быту. Никогда ранее (до эпохи СМИ) человек не потреблял столько музыки. Музыка, в отличие от чтения, напрямую не загружает сознание, поэтому она воспринимается легче, чем текст, а в виду её доступности конкурентное давление музыки весьма ощутимо. Чтение и здесь проигрывает. 3) Отдельно следует выделить Интернет – как реальное (а не виртуальное!) воплощение свободы. В том числе как свободы творчества, так и свободы ухода от творчества. Интернет-среда всегда готова предоставить удобные информационные блоки в ответ на любой запрос. Интернет обеспечивает и доступность литературных произведений. Литература уже не может быть втиснута в рамки хрестоматий и основных курсов. 4) Наконец, надо отметить, что сегодня культурное бытие человека протекает в агрессивной рекламной среде. Основное влияние рекламы на культуру восприятия текста – это фрагментализация и, как следствие, упрощение (впрочем, не всегда). Идеальный текст с точки зрения рекламы – афоризм. Желательно со смешком. Реклама разъедает серьёзное отношение к материалу. Какие задачи должен решать предмет «литература» сегодня? 1) Развивать умение чувствовать слово. Слово имеет свою внутреннюю музыку, её надо уметь услышать. А чтобы этому научиться, необходимо умение слагать слово, а не просто произносить текст. 2) Необходимо научить детей отличать художественное, литературное слово от обыденного. Показать, насколько интереснее, глубже и ярче становится текст от вкрапления в него художественных элементов. 3) Развивать вкус: дети должны получить навык различения высокохудожественной литературы от литературных поделок. 4) Научить детей читать тексты, то есть воспринимать знаки культуры, архетипы и символы. В идеале дети должны чувствовать, когда ими пытаются манипулировать с помощью слова. Литература должна сделать человека более защищённым от духовных агрессий. Сохраняются и две более общие задачи: - литература должна помочь ребёнку полюбить чтение, приучить его работать с текстом; - литература должна быть «волшебными очками», позволяющими отличать добро ото зла. При этом решать эти задачи надо осторожно, мимоходом, избегая назидательности и обязаловки. Обучение детей младшего школьного возраста целесообразно начинать и строить вокруг поэзии. Естественные ритмика и мелодика языка входят в жизнь ребёнка вместе с потешками и детскими песенками, поэтому поэзия в раннем детстве гораздо более естественный элемент, чем в старших классах. В конце концов надо учить детей писать стихи – ведь учим мы школьников рисованию, а ведь по сути одно никак не сложнее другого. Стихи – это синтез, в старших классах центр тяжести целесообразно перенести в сторону анализа. Понимание качества текста, авторского инструментария возникает на пересечении текстов между собой. Интересно столкнуть рекламные слоганы и газетные материалы с большой литературой, можно найти сходную проблематику, но выводы и глубина осмысления окажутся показательны. Книга должна дискуссировать с телевизором, тогда она будет живой. Интересно дать детям поработать с текстами современных шлягеров, они должны сделать для себя открытие, какие приёмы необходимы, чтобы текст так крепко навяз на зубах. Тут можно подключить целый пласт истории песни, ведь и вся поэзия в целом имеет песенное происхождение. С выводами, я думаю, дети не ошибутся. Количество произведений крупных форм, обязательных для изучения в школьный период, желательно сократить. Нет такой задачи - вместить всё лучшее нашей литературы в школьный курс. Не стоит лить слёзы над тем, что дети не ознакомятся с ещё одним кладезем гениальности наших классиков – или мы не верим, что мы прививаем им любовь к литературе? Если нам это удаётся, то дети всё лучшее прочитают и сами, а если нет – то принуждая к чтению, мы вызовем лишь отторжение и данного классика и литературы как таковой. При этом чтение должно быть сконцентрировано во внеурочное время. Результат освоения должен сдаваться письменно – например. По следующей схеме: ребенок самостоятельно выбирает тему, потом – совместно с педагогом составляет план работы. Это приведёт к тому, что даже при доступе к Интернету ему придётся работать с материалом, компилировать тексты, а не просто списывать уже готовое. Я думаю, ещё много чего можно взять на вооружения нашим учителям. Главное сменить установки и увидеть сегодняшний день. Кардинальное отличие литературы от других школьных предметов: те нарабатывают знание, а литература – отношение, а в конечном счёте – самого человека, обеспечивает его духовный рост. В этом её исключительность и ценность. Но сейчас её КПД стремится к нулю. Потому что она не осознаёт ни чем занимается, ни ради чего. У нас ещё есть шанс всё изменить. | |
13.03.2010 г. | |
Наверх |