ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература

Ветераны как символ забвения

Печать
АвторАндрей Карпов  

Какую символическую функцию выполняли ветераны ВОВ в нашем обществе и чего мы лишились вместе с ними?

Игорь Кравцов. Последний салют

Раньше про ветеранов Великой Отечественной войны говорили – уходят, теперь можно сказать – ушли. Тем, кому в год Победы исполнилось 20 лет, уже за восемьдесят. И если ещё недавно старики с орденскими планками встречались и в поликлиниках, и на улицах, и в метро, то теперь даже на 9 мая их практически не разглядеть за пассажиропотоком.

Ветераны ушли, и изменилась наша реальность. Попытаемся проанализировать эти изменения.

Во-первых, мы потеряли тех, к кому страна испытывала благодарность. Заядлые циники кривили губы, стараясь видеть здесь лишь пропагандистский ход, но по совести и они понимали, что мы обязаны тем, кто отстоял страну, если и не своей жизнью, то всё равно многим и многим. Теперь же нам некого благодарить, и само умение быть благодарным потихоньку уходит. По крайней мере из общественной жизни оно уже давно ушло. Наоборот, набирает силу ощущение, что мы не обязаны ничем никому, или даже – что все вокруг обязаны нам. Социальное протестное движение, к сожалению, питается от этого нездорового корня, и потому вовсю цветёт популизм и не идёт никакой созидательной работы. Люди не считают нужным что-нибудь делать, в массе своей мы не готовы давать, зато готовы брать, не задумываясь, а заслужили ли мы это.

Во-вторых, из нашей жизни ушла обыденность подвига. На войне наши деды, а теперь уже и прадеды, жили с перенапряжением сил. Порой совершалось то, что сегодня кажется запредельным. Взять хотя бы простое умение терпеть, переносить тяготы, довольствоваться малым. Воспоминания ветеранов доносили до нас зёрна мобилизационного сознания. И в случае необходимости эти зёрна могли прорасти. Сегодня источник иссяк. Способность ограничивать себя, жить некомфортно кажется смешной, каким-то рудиментом советской эпохи. Между тем, дело здесь вовсе не в советском строе. Общество, сохранившее эту способность имеет больший запас прочности. Мы же становимся хилыми – в первую очередь в духовном плане, а потом уже в телесном.

В третьих, с уходом ветеранов мы потеряли Победу. Война слишком отдалилась, она перестала быть актуальным элементом нашей памяти, ушла из детских игр. Победа в Великой Отечественной уравнялась в значении с победами прошлых веков, например, с победой в Куликовской битве. Это проявилось и в интерпретациях. Сегодня победу на Куликовом поле практически обнулили – и ничего она нам не дала, и Тохтамыш всё равно потом сжёг Москву, и татарская политика ещё долго влияла на политику московскую. Только народу множество положили, может быть и не стоило злить Мамая? Подобным образом сегодня разбирается и история Великой Отечественной войны. Отечественный элемент затушёвывается – мол, был просто конфликт двух тиранов, а русский народ, как всегда, оказался на жерновах. И завалили мы врага телами солдат, а стало быть, воевать не умели. И сами хотели напасть на Германию, а значит ещё не известно, кто настоящий агрессор. Все эти мысли не стали бы широко дискутироваться, если бы массовое сознание сохранила существовавшую прежде святость войны.

А ведь народу необходима чёткая память побед и свершений. Иначе в народном самосознании происходит сдвиг, - возникает образ народа-неудачника, народа-пораженца, своего рода ублюдка мировой истории. Мы уже почти признали себя соответствующими этому образу. Не случайно, нормальная, качественная жизнь ассоциируется нами с возможностью устроиться за рубежом, в Европе или Америке. Этим мы признаём, что в рамках здешней социальной общности мы никаких перспектив для себя не видим. Вот и выходит, что с исчезновением племени ветеранов, народ наш теряет самосознание и идентичность. Чем меньше остаётся прошедших войну, чем меньше остаётся памяти о том грозном времени, тем меньше мы ощущаем себя великим народом. Ещё немного – и просто народом ощущать не будем.

Видимо, война – это самая главная скрепа, объединяющая всех жителей нашей страны. Общее прошлое, общий подвиг, стояние за правду, борьба с одним смертным врагом, именно это сделало советский народ советским народом. Сам советский строй закачался и пал тогда, когда ветераны полностью покинули центр экономической и политической жизни. Нас больше ничего не объединяет, вот мы и косимся в разные стороны.

Новые враги и новые опасности скроены по-другому. Они не наваливаются явной силой, не приходят ордой. И потому мы их не видим и не реагируем на них. У нас нет повода объединиться. Вернее повод есть, но нас приучили считать его пустячным, смешным и даже надуманным. Нам так удобнее.

Прощайте, ветераны! Простите нам наше беспамятство!

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение