Образ П.И. Чайковского в русской языковой картине мира |
В статье рассмотрен образ великого русского композитора П.И. Чайковского, созданный русскими поэтами. Петр Ильич Чайковский (1840–1893) – не только композитор, но и дирижер, музыкальный и общественный деятель, педагог. П.И. Чайковский «…во время учебы в Училище правоведения (1850–1859) в Петербурге пел в хоре и брал уроки фортепиано у Р. Кюндингера, с 1861 г. занимался теорией музыки у Н. Зарембы. В дальнейшем Чайковский окончил Петербургскую консерваторию, где его педагогом был А. Рубинштейн. С 1866 г. композитор стал профессором Московской консерватории, с 1887 г. регулярно выступал как дирижер, исполняя в основном свои произведения. В 1888–1891 гг. состоялись гастроли Чайковского по Европе и городам США. В 1892 г. мастер удостоился избрания членом Института Франции, а в 1893 г. – звания почетного доктора Кембриджского университета в Англии» [7, с. 255]. Творческое наследие композитора составляют произведения различных жанров: «…оперы “Воевода”, 1869; “Ундина”, 1869; “Опричник”, 1874; “Кузнец Вакула”, 1876; “Евгений Онегин”, 1879; “Орлеанская дева”, 1881; “Мазепа”, 1884; “Чародейка”, 1887; “Пиковая дама”, 1890; “Иоланта”, 1892; балеты “Лебединое озеро”, 1877; “Спящая красавица”, 1890; “Щелкунчик”, 1892; 4 кантаты; 6 симфоний; 5 сюит; поэма “Фатум”, 1868; увертюрыфантазии “Ромео и Джульетта”, 1869; “Гамлет”, 1888; фантазии “Буря”, 1873; “Франческа да Римини”, 1876; “Итальянское каприччио”, 1880; баллада “Воевода”, 1891; 5 увертюр; 3 марша для оркестра…» [7, с. 256]. Творчество Петра Ильича Чайковского – это целый мир, огромный и разнообразный, он «…недаром рождает параллели с поэзией Пушкина, романами Толстого и Достоевского, полотнами Левитана, сочинениями Мусоргского и Рахманинова. Его творчество вобрало и сфокусировало всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей; оно запечатлело диалектику естественных порывов к счастью и невозможность изменить трагическую сущность земного Бытия» [8, с. 245]. В его художественном мире глубокий смысл придается теме любви: «Это символ возвышающей и облагораживающей силы, способной победить труднейшие жизненные препятствия и даже саму смерть. Любовь есть жизнь – эта мысль Толстого, созвучная мировоззрению композитора, пронизывает все его творчество» [9, с. 12]. Музыка великого композитора имеет индивидуально-авторский характер: «Чайковский узнается всеми сразу. Его музыкальная речь ощущается безоговорочно как его, как носящая глубоко личный отпечаток, ибо все, что как влияние попадает в состав элементов его музыки, становится качественно новым и звучит “по-чайковски”» [2, с. 23], она родственна народному творчеству: «В своем творчестве Чайковский близок был протяжным песням русским. Не в смысле заимствования и приемов обработки <…> Но в смысле душевного родства и психической солидарности близость эта несомненна. И как раз не в мажорных, светлых темах и мелодиях, где Чайковский большей частью претворяет итальянское и французское влияние, а в скорбном лирическом миноре, в особенности в тех мелодиях, где без театрального пафоса, просто и задушевно, поется про людское горе» [2, с. 229-230]. Национальный характер имеет и симфонизм, на принципах которого основано все творчество П.И. Чайковского: «Симфонизм выступает, наряду с песенностью, в качестве одного из основных начал русской музыки. Человек, давший жизнь русскому симфонизму, был Глинка. Его творчество явилось одним из главных источников позднейшего развития русской музыки в лице Петра Ильича Чайковского» [1, с. 190]. Вс. А. Рождественский посвятил П.И. Чайковскому одноименное стихотворение. Он рассказывает о своем восприятии выдающегося русского композитора, основанном на знании фактов его жизни и впечатлениях от прослушанных произведений: «Я вижу его, но не в шумном концерте,
Автор стихотворения характеризует художественный мир П.И. Чайковского, отражая и некоторые черты личности композитора: «Иль пусть уж уносят горячие кони
Поэт указывает на важность работы для композитора; упоминает город Клин, на окраине которого он жил с 1891 г. [8, с. 249]; Шестую симфонию и формулирует сущность его музыки: «Работа! Работа! Безжалостно точен
А.А. Фет высказывает свое восхищение рассматриваемым русским композитором в стихотворении «П.И. Чайковскому»: «Тому не лестны наши оды,
Поэт желает П.И. Чайковскому плодотворной творческой деятельности. А.Н. Апухтин дружил с П.И. Чайковским и учился вместе с ним в Петербургском училище правоведения: «Самым любимым из друзей Чайковского был в то время, пожалуй, Апухтин» [5, с. 55]. Он обращается к великому композитору в двух стихотворениях с одинаковым названием «П. Чайковскому» [6, с. 91-93]. В первом из них он вспоминает, как они, будучи в училище, вместе мечтали о славе, но время прошло, и вот часть жизни уже прожита: «Ты помнишь, как, забившись в “музыкальной”,
Далее поэт пишет о судьбе друга: «Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Он признается, что видел в П.И. Чайковском что-то божественное: «А я, кончая путь “непризнанным” поэтом,
Во втором стихотворении А.Н. Апухтин говорит о расставании с другом, с которым у него было много общего, употребляя лексику из семантического поля ‘музыка’: «К отъезду музыканта-друга
Судьбы друзей сложились по-разному: «Увы, та песня отзвучала,
Благодаря метафорическому употреблению некоторые слова, обозначающие музыкальные понятия (фуга, увертюра, марш, доминанта, аккорды, песня, диссонансы, финал, ноты, бекар и др.), детерминологизируются и приобретают другое значение. Русские поэты пишут и о произведениях П.И. Чайковского. Н.В. Крандиевская-Толстая в стихотворении «По радио дали тревоги отбой» описывает Шестую симфонию, подчеркивая ее национальные особенности: «По радио дали тревоги отбой.
Словосочетанием стон лебединый поэтесса показывает, что эта симфония – последнее и очень значительное произведение выдающегося композитора: «В ней композитор отразил сложнейший мир переживаний человека, своего современника, показал тревожное смятение его души и трагическую обреченность» [12, с. 30]. Сочинение П.И. Чайковского посвящено теме, близкой и понятной каждому человеку: «По содержанию Шестая симфония близка Четвертой: жизнь человека, ее смысл и связь человеческой личности со всем окружающим» [12, с. 30]. Б.Л. Пастернак в стихотворении «Музыка» упоминает фантазию «Франческа да Римини» [10, с. 126] П.И. Чайковского: «Или консерваторский зал
Поэт показывает, какое сильное влияние на слушателей оказывало названное сочинение. И.Л. Сельвинский создал стихотворение «Лебединое озеро» во время Великой Отечественной войны [6, с. 184-189]. В этом произведении автор объединил описание своих впечатлений от балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и объективацию военных событий: «Большой рояль, от блеска бел,
Впечатления перемешались из-за того, что музыку известного русского композитора передавали по радио: «И вдруг из рупора, что вбит
Поэт восхищен гением П.И. Чайковского; прекрасная музыка, сочиненная композитором, дает ему силы пережить тяготы военного времени, создавая какой-то особый мир: «И я гляжу. И грезит сад
И.Л. Сельвинский обращает внимание и на национально-культурные особенности музыки П.И. Чайковского: «И всё парит, парит она
Поэт показывает, что замечательный балет П.И. Чайковского вечен, он будет воспринят и понят зрителями в любые времена, он будет изменять жизнь людей к лучшему. Н.И. Рыленков в стихотворении «Высокий залог» представляет строки А.С. Пушкина и музыку П.И. Чайковского как общечеловеческие ценности: «Не может жизнь утратить смысл высокий,
Действительно, у А.С. Пушкина и П.И. Чайковского много общего, их сближают следующие особенности: «Именно это драгоценное “чувство нового”, жадный интерес к воплощению тем сегодняшнего дня, острота психологического раскрытия современных типов…» [3, с. 141]. Сотрудничество двух креативных личностей наиболее ярко воплотилось в жанре оперы. Е. Берлянд-Черная высказала такое мнение: «Одно то, что из пяти зрелых опер Чайковского на русские сюжеты (мы имеем в виду “Черевички”, “Онегина”, “Мазепу”, “Чародейку” и “Пиковую даму”) три лучшие написаны на пушкинский текст, заставляет с особым вниманием отнестись к скрещению творческих путей двух гениальных русских художников <…> никто из современных Чайковскому композиторов не воплотил пушкинских образов на оперной сцене так полно и многосторонне…» [3, с. 5]. Итак, в русской языковой картине мира образ П.И. Чайковского объективируется при помощи следующих лексических единиц (исключая имена собственные): слов, принадлежащих к семантическому полю ‘музыка’ (концерт, гитары, симфонии, клавиши, нотная (бумага), симфония; струны, цевницы, певец; звуки, музыкант-друг, минорный (тон), фуга, увертюра, сыграть, марш, доминанта, аккорды, песня, отзвучать, диссонансы, гамма, финал, ноты, бекар; пропеть, гобой, музыка, многострунная (буря); консерваторский (зал); пассаж, рояль, триоль, петь, музыкальный (дым), смычки, pas de six (танец шести (франц.) [6, с. 187]), шестнадцатые, балерины, смычок, валторна, гобой, труба, виолончель; звучать и др.); слов, выражающих бытовые понятия, относящиеся к различным векам (усадьба, гостиная, портрет, окно, свеча, сигара, дом, сад; чаша; радио; зал; улица, фасад, номера, здания, литье, многооконный (фасад), кружево (балкона), балкон, двери, стена, пейзаж, рупор, бинокль, корона и др.); слов, обозначающих реалии жизни музыканта (люстры, хлопки, цветы, пассажи, афиши, рукоплескания, слава, сплетни, венки, газеты; хвала, музы; искусство, кумир, венец (лавровый), тернии, таланты; рампа и др.); слов, передающих эмоции и чувства (отчаянье, счастье, страсть, торжество, любовь; восторг; ужас, злоба, гордиться, волновать, чувства; тревога, стон; слезы, потрясать; рыдать, счастливее, успокаивать, задушевный (лепет), мучения, любить, любимые (черты) и др.); слов, относящихся к семантическому полю ‘поэзия’ (элегии; оды, стих; поэт; пушкинские (строки), строки и др.); слов, обозначающих субъектов, реалии, понятия, действия, связанные с жизнью человека (дети, свадьбы, память, голова, грудь, мечта, сердце, сила, рок; помнить, забыв, мечтать, жизнь, мечты, сознавать, знать, душа, угадать, божество, свет, дружба, верить, делиться, идеи, юность, сжиться, дело, дары; покой, узнавать, Родина, голос; судьба; слова, позабыть, устать, лицо, пальцы, дышать, дыханье, сказать, встретить, объяснить, воспоминания, быт, проспать, столетье, существовать, значить, быть, жить, друг, связи, бытие, современники, детство, поколенье, колени, зубы, отдыхая, движение, ноги, бог, сон, двигаться, гений, сказка, быль, бабушки, глаза, Россия, черты; смысл, заботы и др.) и др. Некоторые из указанных здесь слов могут быть отнесены к нескольким группам одновременно (концерт, певец, искусство и др.). Кроме названных лексических единиц, в поэтических произведениях некоторых авторов используются: фамилии людей (Апухтин, Чайковский – Вс.А. Рождественский; Чайковский – Н.В. Крандиевская-Толстая, Б.Л. Пастернак, Н.И. Рыленков); имена героев (и название персонажа) из произведений П.И. Чайковского (Таня, Спящая красавица – Вс.А. Рождественский; Паоло, Франческа – Б.Л. Пастернак); имя легендарного и литературного героя (Ланчелот – Вс.А. Рождественский); имя богини (Леда – И.Л. Сельвинский); название сказочного персонажа (Царевна-Лебедь – И.Л. Сельвинский); название сочинения П.И. Чайковского (Шестая симфония – Вс.А. Рождественский; Шестая – Н.В. Крандиевская-Толстая); географическое название (Клин – Вс.А. Рождественский). Все эти слова формируют неповторимый образ П.И. Чайковского как человека, композитора и музыканта. Анализ вышеприведенной лексики показывает, что образ П.И. Чайковского в русской языковой картине мира воплощается как образ человека, занимающегося музыкой; любящего свой дом; живущего активной жизнью; эмоционального, творческого; создающего произведения, выражающие все категории человеческой жизни и воздействующие на чувства людей. Э.С. Смирнова указывала: «Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей – музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен» [10, с. 106]. Композитор очень любил жизнь и отразил это в своих сочинениях. Н.А. Калинина писала по этому поводу: «Чайковский был великим и неисправимым жизнелюбом, о чем свидетельствует вся его музыка <…> Поныне от колыбели всем нам сопутствует великая, могучая музыка Петра Ильича Чайковского» [4, с. 139]. Каждый человек открывает для себя своего П.И. Чайковского; познает жизнь и мир благодаря его произведениям; становится мудрее, красивее и лучше, если в его душе есть место для прекрасного мира гениального композитора и музыканта. Список литературы1.Альшванг, А.А. П.И. Чайковский [Текст]. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. – 704 с. 2.Асафьев, Б.В. О музыке Чайковского. Избранное [Текст]. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1972. – 376 с. 3.Берлянд-Черная, Е. Пушкин и Чайковский [Текст]. – М. Музгиз, 1950. – 144 с. 4.Калинина, Н.А. П.И. Чайковский: Повесть [Текст]. – М.: Дет. лит., 1988. – 143 с. 5.Конисская, Л.М. Чайковский в Петербурге [Текст]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Л.: Лениздат, 1974. – 320 с. 6.Музыка в зеркале поэзии [Текст]: [Сб. стихов. В 3-х вып.] / cост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. – Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1985. – Вып. 1: «…Нам музыка звучит». – 240 с. 7.Музыка: Энциклопедия [Текст]. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 287 с. 8.Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» [Текст]: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с. 9.Розанова, Ю.А. История русской музыки [Текст]. Т. 2, кн. 3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский: учебник для муз. вузов / общ. ред. А.И. Кандинского. – М.: Музыка, 1981. – 310 с. 10.Смирнова, Э.С. Русская музыкальная литература [Текст]. Для VI–VII классов детской музыкальной школы / под ред. Т.В. Поповой. – 11-е изд. – М.: Музыка, 1989. – 128 с. 11.Стихи о музыке. Русские, советские, зарубежные поэты [Текст]: сборник / сост. А.Н. Бирюкова, В.М. Татаринов; под общ. ред. В. Лазарева. – М.: Сов. композитор, 1982. – 224 с. 12.Третьякова, Л.С. Страницы русской музыки (Русская классическая музыка на рубеже XIX–XX вв.) [Текст]. – М.: Знание, 1979. – 160 с. Публиковалось: Двести лет со дня рождения академика Измаила Ивановича Срезневского: сборник докладов международной интернет-конференции (Ярославль, 1–31 марта 2012 г.) / под науч. ред. док. филол. наук О. В. Лукина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 - Стр. 155-160 | ||
Наверх |