ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Театр ниже пояса

Печать
АвторАндрей Карпов  

В рамках года Франции в России в Мариинском театре (Санкт-Петербург) 03.12.2010 прошел показ балетов Анжелена Прельжокажа, известного и популярного хореографа. В том числе был показан балет И.Стравинского «Священная весна», кульминацией которого является 10-ти минутный танец обнажённой балерины.

По сообщению агентства Балтинфо театральная администрация ничего скандального в этом спектакле не видит.

«Такая реакция может быть только у тех, кто не знаком с хореографией спектакля и музыкой Стравинского. В XX веке режиссеры постановщики по-разному интерпретировали «Священную весну», балетмейстер Анжелен Прельжокаж видит спектакль в таком варианте. Во время постановки публика отреагировала абсолютно нормально - никто из зала не уходил, и одеть танцовщицу не требовал. Негативная реакция была бы понятна, если бы обнаженные балерины танцевали «Лебединое озеро», - отметили в пресс-службе театра. (См.: http://www.baltinfo.ru/2010/12/10/Nichego-skandalnogo-v-obnazhennoi-balerine-net--Mariinskii-teatr-176751 ).

Также, в пресс-службе  сослались на то, что данный спектакль с обнажённой натурой существует уже 15 лет. А «Священная весна» воспринимается неоднозначно с самой первой своей постановки 1913 года.

Премьера 1913 года действительно провалилась. По либретто балет призван передать языческое мироощущение, преклонение перед силой Природы – прекрасной, великой и страшной. Которую пробуждают к жизни после зимы, принося в жертву человеческую жизнь – самую красивую девушку…

Авторы балета (И.Стравинский и Н.Рерих), может быть, и хотели показать языческое действие, но воплотили в танце, скорее, своё представление о том, каким должно быть «чистое» язычество, если на него смотреть из просвещённого, но не ещё не до конца утратившего своё христианство начала  XX-го века. Естественно, у Нижинского, поставившего этот балет, танцовщицы были одеты.

У современного балетмейстера уже совсем другие представления о язычестве. Его не интересует пробуждение Природы, рериховские мотивы взаимоотношения человека и мироздания его не занимают. Фабулу балета он использует для того, чтобы снять культурный слой и обнажить то, что, по его мнению, образует основу любой духовности – половой фактор. Для Прельжокажа язычество – это духовный примитивизм, когда естество представлено без затей, в его натуральном виде. В квинтэссенции жёсткости и жестокости.

 

И снова мы имеем дело с интерпретацией, выражающей, прежде всего, авторские установки. Ни наше языческое прошлое, ни либретто, ни музыка балета не могут нести ответственность за эту философию. Подобная тяга к половому натурализму – отличительная черта нашего времени. История достаточно богата: исторические параллели можно найти и к подобному восприятию. Однако половая откровенность присуща, как правило, временам упадка, а периоды культурного расцвета характеризуются сосредоточением внимания на духовных переживаниях, а не голом физиологизме. То, что сегодня искусство всё в большей степени воздействует на зрителя через примитивные сексуальные раздражители, как раз свидетельствует о культурном упадке нашей эпохи.

Можно констатировать: существовавшее практически всю человеческую историю разделение культуры на высокую и низкую сегодня практически утрачено. Театр, прежде всего, в своих наиболее классических жанрах – оперы и балета  - всегда относился  к высокому искусству. Высокое искусство апеллировало к идеалам. Но идеалы надо прививать, а это сложно. Низкому искусству было проще: вместо воспитания души оно занималось угождением публике. И как только общество переставало контролировать нравственность, это сразу же оборачивалось потаканием человеческим слабостям и порокам.

Провокации вроде снимания трусиков (сцена из прельжокажевской «Священной весны»), демонстрации голого тела и сцен насилия в этом контексте понятны: разжигая зрителей, можно рассчитывать на большую кассу. Перенос этих уличных приёмов на высокую сцену означает признание, что современный «художники» не видит другого способа стимулировать зрительский интерес, кроме как с помощью эпатажа. Нынешние «творцы» соревнуются не столько в области творческой реализации, сколько в коммерческом успехе. Успех же обеспечивается известностью, а известность – с помощью провокаций.

И.-Г. де Майер Большой Каменный театр (Мариинка)

И.-Г. де Майер, "Большой каменный театр". Между 1796-1803 гг.

Но вопрос не в том, кто из авторов и каким образом реализует свою творческую свободу, а в том, как на это смотрит общество. И государство. Мариинский театр – не ярмарочный балаган, а федеральное государственное учреждение культуры. При этом театр носит гордое имя академического, что означает, что данный театр являет собой образец театрального искусства.

Что же мы имеем в случае с постановкой балетов Прельжокажа? Совершается двойная подмена. Зритель, пришедший смотреть балет – то есть искусство высокого жанра, получает в результате зрелище, построенное по канонам низкого искусства. И это происходит в академическом, более того, – в самом статусном театре Санкт-Петербурга, культурной столицы России. То есть данную постановку нам предлагают как образец.

Художественным руководителем и директором Мариинского театра является Валерий Гергиев. И он же выступил инициатором и является художественным руководителем ежегодного Московского пасхального фестиваля. Имя Гергиева, таким образом, служит маркером высокой духовности. Провокация, проведённая под таким прикрытием, становится ещё более опасной. Мы настроены, что с подобной сцены не может быть ничего плохого, и потому легко пропускаем идеологический удар.

Когда танцовщицы снимали трусики, зал аплодировал. В аплодисментах, как пишет обозреватель Эксперта, отчётливо чувствовались ирония и снисхождение.  Это – не поощрение, а знак: публика заметила подмену. Зрелище не соответствует статусу. Так что реакция зала была. А то, что никто не ушёл… Кто-то сидел из вежливости (мы пока ещё не так раскрепощены, чтобы не заботиться о формах проявления своего недовольства), кому-то и впрямь было интересно… Пороку ещё можно противостоять, когда от тебя зависит, сделаешь ты шаг ему на встречу, или нет. А когда первый шаг сделали за тебя, воспротивиться этому движению гораздо сложнее…

То, что произошло в Мариинском театре, можно считать акцией по растлению аудитории. Людей, пришедших за другим (за искусством), поставили перед фактом демонстрации пола. Пользуясь благородной вывеской, публику опустили по культурной лестнице на ступеньку-другую вниз.

А самое страшное, что администрация театра (в лице своей пресс-службы) ничего такого не видит и считает, что никакого криминала не произошло. Эти люди мыслят совсем в других категориях: они привезли известную труппу, показали постановку мирового класса. С коммерческой стороны – тоже всё в порядке. А привкус скандальности только способствует популярности театра…  Одного того, что постановка показывается в таком виде в течении значительного времени,  для них достаточно, чтобы счесть её приемлемым культурным явлением. То, что они несут ответственность за нравственное и культурное состояние нации, за состояние всего отечественного искусства, а в пределе – за судьбу самой России (поскольку судьба страны определяется культурным и нравственным уровнем её народа), им и в голову не приходит.



Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение