ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> TERRA ECONOMICS >> Вокруг экономики >> Формирование некоторых ценообразовательных тенденций в отечественной литературе

Формирование некоторых ценообразовательных тенденций в отечественной литературе

Печать
АвторЛ.И.Ярмолинский, А.Е.Прилуцкий, А.Э.Задов, Е.И.Лубяницкий  

Никуда не денешься: литература так или иначе отражает окружающую нас реальность. А хорошая литература не просто отражает, а проясняет. С помощью литературы можно совершить личные открытия в самых неожиданных областях знаний. Например, данное исследование из числа "Трудов Чайного Клуба", позволяет бросить иронический взгляд сквозь призму литературы на современную экономику.

В настоящее время практически все экономисты - главные, старшие, инженеры-экономисты, а также великие, гениальные и прочие - заняты решением вопросов совершенствования цен и механизмов ценообразования.

Нами установлено, что основой всех публикаций на эту актуальную тему являются суждения, обоснования и доказательства, выводы и предложения вышеперечисленных специалистов, ни один из которых не использует в своих работах фактов и аргументов, широко известных в неэкономической литературе.

Цель предлагаемого обзора - исправить такое положение дел и, тем самым, внести весомый вклад в развитие науки.

В литературе, игнорируемой экономистами, мы нашли рассмотрение принципов ценообразования и описание методов калькулирования себестоимости, исследования влияния отдельных ценообразующих факторов на уровень цен и свидетельство плохого состояния прейскурантного хозяйства.

При капитализме нет ничего, что не продается и не покупается. В хорошо известной классической работе [1] указывается, что продаются такие предметы

...просто фу-фу... что о цене даже странно...

В зависимости от соотношения спроса и предложения цены на один и тот же товар при капитализме подвержены значительным колебаниям - от 100 руб. до 25 коп.

Ниже мы приводим пример из той же монографии [2], характеризующий цену как функцию спроса и предложения:

...- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! - сказал Собакевич.

- По сту! вскричал Чичиков...

- Что ж, разве это для вас дорого?.. А какая бы, однако ж, ваша цена?

- Моя цена... Я бы дал по двадцать пять копеек за душу...

П.Соколов иллюстрация к поэме Гоголя Мертвые души Разговор
с Собакевичем

П. Соколов, "Разговор с Собакевичем", 1870-1880 гг 

Характерным для капиталистической экономики является установление цен в соответствии с положениями теории предельной полезности, на основе чисто психологических оценок потребительной стоимости. Подтверждение этого приводится в работе [3]:

...Цены сам платил немалые,

Не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губы алые,

Ближе к милому садись!

* * * * * * * * * * * * * * *

Катя бережно торгуется.

Все боится передать.

Парень с девицей   ц е л у е т с я[1],

Просит цену набавлять...

Нам представляется очевидным, что в данном случае уровень цены зависит только от субъективных ощущений сторон, участвующих в сделке и никак не отражает истинной стоимости товара.

Перейдем к рассмотрению вопросов формирования и движения цен в советское время.

Советское ценообразование коренным образом отличается от капиталистического.

Во-первых, это связано с тем, что с установлением и развитием нового общественного строя не все можно купить или продать - сфера товарного производства перестает быть всеобщей. Автор классического труда [4] пишет по этому поводу следующее:

...Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Подтверждение вышесказанного мы нашли и в работе [5]:

...Не написал комедии

О том, как лондонский ломбард

Сбывал его[2] наследие.

Во-вторых, в основе цены при социализме лежит не соотношение спроса и предложения или субъективная оценка потребительной стоимости, а калькуляция себестоимости продукции. В работе [6], посвященной основам финансового права, приведен представительный перечень статей затрат:

...Взгляните -

сколько я потерял,

какие

издержки

в моем производстве

и сколько тратится на материал.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

И, высчитав

действие стихов,

разложите

заработок мой

на триста лет.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Эти

сегодня

стихи и оды

в аплодисментах

                                                ревомые ревмя,

войдут

в историю

как накладные расходы...

Используя современную классификацию калькуляционных статей затрат, отметим, что в этой монографии перечислены почти все основные статьи калькуляции:

ü  сырье и материалы;

ü  заработная плата основных рабочих;

ü  амортизация основных фондов;

ü  накладные расходы.

В-третьих, тот же автор [7] заложил основы централизации ценообразования в масштабах всей страны и создания прейскурантного хозяйства, одного из важнейших участков в работе подразделений по ценам:

...какой-то центр

составляет

списки цен.

Крысы канцелярские

перышками ляскают,

и зубами клацая,

пишет

калькуляция.

По свидетельствам, найденным нами в литературе, прейскурантное хозяйство давно нуждается в совершенствовании. По выражению автора [8], зачастую

...Для виду прейскурант висит

И тщетно дразнит аппетит.

Такое положение, к сожалению, очень часто встречается в настоящее время. Справедливости ради отметим, что наметились положительные сдвиги в решении рассматриваемого вопроса. Так, современная наука о формировании и движении цен устранила путаницу в терминологии: в работе по основам централизации ценообразования [7] говорится о «списке цен»; другой автор [8], подразумевая то же самое, говорит о «прейскуранте». Признано целесообразным введение латинизированного термина «прейскурант» в соответствии с теорией теорий [9].

Важное место в рассматриваемой литературе занимают основы ценообразования в различных отраслях народного хозяйства. В настоящем обзоре мы сделаем попытку осветить, как решаются вопросы цен и ценообразования в следующих областях хозяйственной деятельности:

ü  растениеводство;

ü  животноводство;

ü  коммунальное хозяйство;

ü  общественное питание;

ü  бытовое обслуживание населения;

ü  полиграфия;

ü  мебельная промышленность;

ü  медицинская промышленность;

ü  промышленность по производству канцелярских принадлежностей;

ü  культурные учреждения;

ü     народные промыслы.

Рост закупочных цен на продукцию растениеводства является фактором, стимулирующим развитие сельскохозяйственного производства. Свидетельство высокого уровня закупочных цен мы нашли в работе коллектива авторов [10]:

Он дорог, овес-то!..

Ценообразование на продукцию животноводства сопряжено с определенными трудностями. В цитированной выше работе [11] мы нашли описание случая, когда экспертная комиссия не смогла однозначно определить стоимость жеребца[3].

...- Десять тысяч за него не дал... - Он и одной не стоит...

Поскольку сравнительно новый метод экспертных оценок завоевывает прочные позиции в ценообразовании, экономистам следовало бы более детально изучить вопрос о применении этого метода на продукцию коневодства, в частности. Возможно, в данном случае более уместной является аукционная распродажа, подробно описанная классиком [5].

Плата за коммунальные услуги, в частности, квартирная плата, взимается в зависимости от размеров благоустроенной площади применительно к конкретному квартиросъемщику. В литературе нами найдено подтверждение сказанного [12]:

-...прекрасная комната, все удобства. И недорого возьму. Пятьдесят рублей в месяц.

Цены на продукцию общественного питания строятся в зависимости от категорийности предприятия общепита. В самые дешевые, по свидетельству А. Макаревича [13],

...любой войдет за пятачок,

чтоб в пушку[4] затолкать бычок[5].

Напротив, высококатегорийные предприятия общественного питания малодоступны для подавляющей массы потребителей. В качестве иллюстрации приводим выдержку из известной монографии [14]:

...Не забудете

века

завтрак

на два червяка[6].

Выполняя решения о необходимости коренного улучшения бытового обслуживания населения, на предприятиях службы быта организован новый вид услуг - психологическая разгрузка. Но организаторы не позаботились о доступности необходимой всем услуги. Приведем пример, свидетельствующий о дороговизне сеанса психологической разгрузки [15]:

...И вот, когда у него уже кроме долгов, ничего не было, и граф подумывал о самоубийстве, один жучок[7] дал ему за пятьдесят рублей замечательный совет.

Рассматривая ценообразование на полиграфическую продукцию, мы пришли к выводу о преемственности методов установления высоких цен на книги еще со времени, когда деньги не были всеобщей мерой стоимости. Приведем пример, подтверждающий сказанное [16].

...И для Татьяны наконец

Его с разрозненной Мальвиной

Он уступил за три с полтиной,

В   п р и д а ч у    взяв еще за них

Собранье басен площадных,

Грамматику, две Петриады,

Да Мармонтеля третий том.

В более поздних источниках мы не нашли свидетельств об удешевлении книг.

Цены на мебель формируются в зависимости от действия различных факторов, описанных в специальной литературе. В неэкономической литературе есть сведения о том, что цены на мебель в 20-е гг. прошлого века были гораздо ниже действующих в настоящее время несмотря на то, что она изготовлялась вручную и, в основном, из ценных древесных пород [17]:

...- Этот стул из богадельни. Куплен сегодня за три рубля.

Несмотря на то, что в рассматриваемой литературе вопрос о ценах на медицинские препараты полностью не решен, экономистам следовало бы направить усилия на решение этой проблемы, т.к. медпрепараты относятся к предметам социального спроса.

Ниже мы цитируем постановку этой задачи в классическом виде [18].

...- Почем опиум для народа?

За дверью молчали.

Канцелярские товары являются неотъемлемой принадлежностью в работе профессиональных экономистов. Поэтому ценообразование на продукцию этой отрасли должно быть окружено особой заботой и вниманием. В настоящее время ценовики не уделяют им достаточного внимания, поскольку канцтовары сами себе назначают цены. Об этом пишет Ф.Д. Кривин [19]:

...Чернильный Прибор знает себе цену. Его не купишь!

Известно, в последнее время большое внимание уделяется внедрению методов самоокупаемости предприятий. В полной мере внедрение хозяйственного расчета должно проводиться и в учреждениях культуры, в частности, в театрах. Правда, здесь возникает противоречие между необходимостью обеспечения доступности театральных гардеробов, буфетов, а также зрительных залов для всех слоев населения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения возмещения в стоимости билета издержек и получения нормативной прибыли, с другой стороны. Эта проблема не решена и до настоящего времени. Коллектив авторов, исследовавший эту проблему, пишет [20]:

...- Все-таки... очень дорого. Шестнадцатый ряд - три рубля.

Видимо, такие цены действительно отталкивают массового зрителя от театральных буфетов и прочих очагов культуры, что отрицательно сказывается, в конечном счете, на выполнении плана реализации. Здесь уместно отметить неправильное соотношение между ценами на мебель (стулья[8]) и ценами билетов в театр. Известно, в стоимость театрального билета кроме стоимости инвентаря входят и заработная плата с отчислениями на социальное страхование артистов, обслуживающего персонала, и отчисления в централизованный фонд вышестоящих организаций, и другие расходы.

Уровень цен на продукцию народных промыслов отражает большие затраты ручного труда. Второй фактор, влияющий на уровень цен - мода. Цитировавшийся выше Ф.Д. Кривин пишет, что мухи-модницы[9]

...останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают... и платят, обычно, очень дорого [21].

Уважаемые дамы и господа!

Авторы настоящего обзора совершенно не уделили внимания зарубежной литературе. Редколлегия надеется, что этот пробел в науке будет исследован с твоей помощью. Пишите нам и ваши инициалы будут среди авторского коллектива!

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Профессиональные экономисты игнорируют неэкономическую литературу, несмотря на то, что в ней содержатся фундаментальные положения теории ценообразования в разных экономических формациях; основы калькулирования себестоимости; описание прейскурантного хозяйства; основы ценообразования в различных отраслях народного хозяйства и др.

2. Сделан весомый вклад в развитие экономической науки. Выработаны рекомендации для работников ценообразования, работающих в промышленности, коммунальном хозяйстве, общественном питании, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании населения, в учреждениях культуры и в народных промыслах.

3. Авторы, предвидя бурный рост исследований в новом направлении экономики, не претендуют на полноту охвата литературы, и предлагают всем желающим пополнить его своими измышлениями.

Авторы выражают искреннюю благодарность В.А. Гранжану, любезно предоставившему необходимую информацию для литературного обзора.

Список использованных источников.

•1.        Н.В. Гоголь. Мертвые души: Поэма. - В кн.: Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 7 томах. - М.: Художественная литература, 1967, т. 5, с. 119.

•2.        Там же, сс. 150, 119.

•3.        Н.А. Некрасов. Коробейники. - В кн.: Н.А. Некрасов. Собр. соч. в 8 томах. - М.: Художественная литература, 1965, т. 2, с. 26.

•4.        А.С. Пушкин. Разговор книгопродавца с поэтом. - В кн.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 томах. - М.: Наука, 1963, т. 2, с. 197.

•5.        С.Я. Маршак. Распродажа. - В кн.: С.Я. Маршак. Соч. в 4 томах. - М.: ГИХЛ, 1958, т. 2, с. 289.

•6.        В.В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 4, сс. 27, 33, 31 - 32, 30.

•7.        В.В. Маяковский. Маленькая цена с пушистым хвостом. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 4, с. 204.

•8.        А.С. Пушкин. Евгений Онегин: Роман в стихах. - В кн.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 томах. - М.: Наука, 1964, т. 5, с. 155.

•9.        Б.Н. Волгин. Теория теорий: Пособие для молодого ученого. - Экономика и организация промышленного производства, 1981, #6, с. 218.

•10.    И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок. - В кн.: И. Ильф, Е. Петров. Собр. соч. в 5 томах. - М.: ГИХЛ, 1961, т. 2, с. 102.

•11.    См. [1], с. 84.

•12.    См. [10], с. 156.

•13.    А. Макаревич. Бригантина/Концертная запись, 1981.

•14.    В. Маяковский. Дядя ЭМЭСПЭО. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 5, с. 14.

•15.    И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. - В кн.: И. Ильф, Е. Петров. Собр. соч. в 5 томах. - М.: ГИХЛ, 1961, т. 1, с. 71.

•16.    См. [8], с. 109.

•17.    См. [15], c. 91.

•18.    Там же, с. 119.

•19.    Ф.Д. Кривин. Мрамор. - В кн.: Ф.Д. Кривин. В стране вещей. - М.: Советский писатель, 1961, с. 70.

•20.    См. [15], с. 282.

•21.    Ф.Д. Кривин. Модницы. - В кн.: Ф.Д. Кривин. В стране вещей. - М.: Советский писатель, 1961, с. 61.



 

[1] Разрядка и выделение наши. - Здесь и далее - прим. авт.

[2] Шоу Джорджа Бернарда.

[3] Жеребец - половозрелый самец-производитель лошади. Обычно крупнее кобылы, отличается более длинными конечностями, более коротким туловищем, лучшим развитием костяка, более крупной головой, большей живой массой. - В кн.: Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1972, т. 9, с.178.

[4] Имеется в виду оформление кафе «Бригантина».

[5] Бычок (жарг.) - недокуренная сигарета.

[6] 1 червяк = 10 руб. (жарг.).

[7] Служащий фирмы, ведущий сеанс психологической разгрузки.

[8] См. вопросы ценообразования в мебельной промышленности.

[9] Аллегорический образ потребителя.

Этот текст на сайте "Труды Чайного Клуба"


14.03.2011 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#2Евгений22.03.2011 15:17
Автор "Примет времени" wind-bag.livejournal.com/2010/02/23/ сделала заманчивое предложение:
Цитата:
Авторы ясно и недвусмыленно дают понять – соавторам они рады. Email для примечаний & дополнений значится в заголовке вышеозначенного документа.
Предлагаю на основе статьи разработать и ввести новый учебный курс для студентов финансово-экономических вузов.
Как думаете, студенты бы оценили?;)

Поддерживаю это предложение и предлагаю создать авторский коллектив. Пишите!
 
 
#1Евгений15.03.2011 16:03
Уважаемые дамы и господа,
авторы настоящего обзора совершенно не уделили внимания ценообразова-тельным тенденциям в зарубежной литературе. Редколлегия Трудов Чайного Клуба надеется, что этот пробел будет восполнен вами. Пишите нам. Публикация в ТЧК влечет за собой присвоение почетного звания член-корреспондент Чайного Клуба (чк чк), награждение орденом Никулина и денежной премией.
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение