Формирование некоторых ценообразовательных тенденций в отечественной литературе |
Никуда не денешься: литература так или иначе отражает окружающую нас реальность. А хорошая литература не просто отражает, а проясняет. С помощью литературы можно совершить личные открытия в самых неожиданных областях знаний. Например, данное исследование из числа "Трудов Чайного Клуба", позволяет бросить иронический взгляд сквозь призму литературы на современную экономику. В настоящее время практически все экономисты - главные, старшие, инженеры-экономисты, а также великие, гениальные и прочие - заняты решением вопросов совершенствования цен и механизмов ценообразования. Нами установлено, что основой всех публикаций на эту актуальную тему являются суждения, обоснования и доказательства, выводы и предложения вышеперечисленных специалистов, ни один из которых не использует в своих работах фактов и аргументов, широко известных в неэкономической литературе. Цель предлагаемого обзора - исправить такое положение дел и, тем самым, внести весомый вклад в развитие науки. В литературе, игнорируемой экономистами, мы нашли рассмотрение принципов ценообразования и описание методов калькулирования себестоимости, исследования влияния отдельных ценообразующих факторов на уровень цен и свидетельство плохого состояния прейскурантного хозяйства. При капитализме нет ничего, что не продается и не покупается. В хорошо известной классической работе [1] указывается, что продаются такие предметы ...просто фу-фу... что о цене даже странно... В зависимости от соотношения спроса и предложения цены на один и тот же товар при капитализме подвержены значительным колебаниям - от 100 руб. до 25 коп. Ниже мы приводим пример из той же монографии [2], характеризующий цену как функцию спроса и предложения: ...- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! - сказал Собакевич. - По сту! вскричал Чичиков... - Что ж, разве это для вас дорого?.. А какая бы, однако ж, ваша цена? - Моя цена... Я бы дал по двадцать пять копеек за душу...
Характерным для капиталистической экономики является установление цен в соответствии с положениями теории предельной полезности, на основе чисто психологических оценок потребительной стоимости. Подтверждение этого приводится в работе [3]: ...Цены сам платил немалые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись! * * * * * * * * * * * * * * * Катя бережно торгуется. Все боится передать. Парень с девицей ц е л у е т с я[1], Просит цену набавлять... Нам представляется очевидным, что в данном случае уровень цены зависит только от субъективных ощущений сторон, участвующих в сделке и никак не отражает истинной стоимости товара. Перейдем к рассмотрению вопросов формирования и движения цен в советское время. Советское ценообразование коренным образом отличается от капиталистического. Во-первых, это связано с тем, что с установлением и развитием нового общественного строя не все можно купить или продать - сфера товарного производства перестает быть всеобщей. Автор классического труда [4] пишет по этому поводу следующее: ...Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Подтверждение вышесказанного мы нашли и в работе [5]: ...Не написал комедии О том, как лондонский ломбард Сбывал его[2] наследие. Во-вторых, в основе цены при социализме лежит не соотношение спроса и предложения или субъективная оценка потребительной стоимости, а калькуляция себестоимости продукции. В работе [6], посвященной основам финансового права, приведен представительный перечень статей затрат: ...Взгляните - сколько я потерял, какие издержки и сколько тратится на материал. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * И, высчитав действие стихов, заработок мой * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Эти сегодня стихи и оды в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю Используя современную классификацию калькуляционных статей затрат, отметим, что в этой монографии перечислены почти все основные статьи калькуляции: ü сырье и материалы; ü заработная плата основных рабочих; ü амортизация основных фондов; ü накладные расходы. В-третьих, тот же автор [7] заложил основы централизации ценообразования в масштабах всей страны и создания прейскурантного хозяйства, одного из важнейших участков в работе подразделений по ценам: ...какой-то центр составляет списки цен. Крысы канцелярские перышками ляскают, и зубами клацая, пишет калькуляция. По свидетельствам, найденным нами в литературе, прейскурантное хозяйство давно нуждается в совершенствовании. По выражению автора [8], зачастую ...Для виду прейскурант висит И тщетно дразнит аппетит. Такое положение, к сожалению, очень часто встречается в настоящее время. Справедливости ради отметим, что наметились положительные сдвиги в решении рассматриваемого вопроса. Так, современная наука о формировании и движении цен устранила путаницу в терминологии: в работе по основам централизации ценообразования [7] говорится о «списке цен»; другой автор [8], подразумевая то же самое, говорит о «прейскуранте». Признано целесообразным введение латинизированного термина «прейскурант» в соответствии с теорией теорий [9]. Важное место в рассматриваемой литературе занимают основы ценообразования в различных отраслях народного хозяйства. В настоящем обзоре мы сделаем попытку осветить, как решаются вопросы цен и ценообразования в следующих областях хозяйственной деятельности: ü растениеводство; ü животноводство; ü коммунальное хозяйство; ü общественное питание; ü бытовое обслуживание населения; ü полиграфия; ü мебельная промышленность; ü медицинская промышленность; ü промышленность по производству канцелярских принадлежностей; ü культурные учреждения; ü народные промыслы. Рост закупочных цен на продукцию растениеводства является фактором, стимулирующим развитие сельскохозяйственного производства. Свидетельство высокого уровня закупочных цен мы нашли в работе коллектива авторов [10]: Он дорог, овес-то!.. Ценообразование на продукцию животноводства сопряжено с определенными трудностями. В цитированной выше работе [11] мы нашли описание случая, когда экспертная комиссия не смогла однозначно определить стоимость жеребца[3]. ...- Десять тысяч за него не дал... - Он и одной не стоит... Поскольку сравнительно новый метод экспертных оценок завоевывает прочные позиции в ценообразовании, экономистам следовало бы более детально изучить вопрос о применении этого метода на продукцию коневодства, в частности. Возможно, в данном случае более уместной является аукционная распродажа, подробно описанная классиком [5]. Плата за коммунальные услуги, в частности, квартирная плата, взимается в зависимости от размеров благоустроенной площади применительно к конкретному квартиросъемщику. В литературе нами найдено подтверждение сказанного [12]: -...прекрасная комната, все удобства. И недорого возьму. Пятьдесят рублей в месяц. Цены на продукцию общественного питания строятся в зависимости от категорийности предприятия общепита. В самые дешевые, по свидетельству А. Макаревича [13], ...любой войдет за пятачок, чтоб в пушку[4] затолкать бычок[5]. Напротив, высококатегорийные предприятия общественного питания малодоступны для подавляющей массы потребителей. В качестве иллюстрации приводим выдержку из известной монографии [14]: ...Не забудете века завтрак на два червяка[6]. Выполняя решения о необходимости коренного улучшения бытового обслуживания населения, на предприятиях службы быта организован новый вид услуг - психологическая разгрузка. Но организаторы не позаботились о доступности необходимой всем услуги. Приведем пример, свидетельствующий о дороговизне сеанса психологической разгрузки [15]: ...И вот, когда у него уже кроме долгов, ничего не было, и граф подумывал о самоубийстве, один жучок[7] дал ему за пятьдесят рублей замечательный совет. Рассматривая ценообразование на полиграфическую продукцию, мы пришли к выводу о преемственности методов установления высоких цен на книги еще со времени, когда деньги не были всеобщей мерой стоимости. Приведем пример, подтверждающий сказанное [16]. ...И для Татьяны наконец Его с разрозненной Мальвиной Он уступил за три с полтиной, В п р и д а ч у взяв еще за них Собранье басен площадных, Грамматику, две Петриады, Да Мармонтеля третий том. В более поздних источниках мы не нашли свидетельств об удешевлении книг. Цены на мебель формируются в зависимости от действия различных факторов, описанных в специальной литературе. В неэкономической литературе есть сведения о том, что цены на мебель в 20-е гг. прошлого века были гораздо ниже действующих в настоящее время несмотря на то, что она изготовлялась вручную и, в основном, из ценных древесных пород [17]: ...- Этот стул из богадельни. Куплен сегодня за три рубля. Несмотря на то, что в рассматриваемой литературе вопрос о ценах на медицинские препараты полностью не решен, экономистам следовало бы направить усилия на решение этой проблемы, т.к. медпрепараты относятся к предметам социального спроса. Ниже мы цитируем постановку этой задачи в классическом виде [18]. ...- Почем опиум для народа? За дверью молчали. Канцелярские товары являются неотъемлемой принадлежностью в работе профессиональных экономистов. Поэтому ценообразование на продукцию этой отрасли должно быть окружено особой заботой и вниманием. В настоящее время ценовики не уделяют им достаточного внимания, поскольку канцтовары сами себе назначают цены. Об этом пишет Ф.Д. Кривин [19]: ...Чернильный Прибор знает себе цену. Его не купишь! Известно, в последнее время большое внимание уделяется внедрению методов самоокупаемости предприятий. В полной мере внедрение хозяйственного расчета должно проводиться и в учреждениях культуры, в частности, в театрах. Правда, здесь возникает противоречие между необходимостью обеспечения доступности театральных гардеробов, буфетов, а также зрительных залов для всех слоев населения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения возмещения в стоимости билета издержек и получения нормативной прибыли, с другой стороны. Эта проблема не решена и до настоящего времени. Коллектив авторов, исследовавший эту проблему, пишет [20]: ...- Все-таки... очень дорого. Шестнадцатый ряд - три рубля. Видимо, такие цены действительно отталкивают массового зрителя от театральных буфетов и прочих очагов культуры, что отрицательно сказывается, в конечном счете, на выполнении плана реализации. Здесь уместно отметить неправильное соотношение между ценами на мебель (стулья[8]) и ценами билетов в театр. Известно, в стоимость театрального билета кроме стоимости инвентаря входят и заработная плата с отчислениями на социальное страхование артистов, обслуживающего персонала, и отчисления в централизованный фонд вышестоящих организаций, и другие расходы. Уровень цен на продукцию народных промыслов отражает большие затраты ручного труда. Второй фактор, влияющий на уровень цен - мода. Цитировавшийся выше Ф.Д. Кривин пишет, что мухи-модницы[9] ...останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают... и платят, обычно, очень дорого [21]. Уважаемые дамы и господа! Авторы настоящего обзора совершенно не уделили внимания зарубежной литературе. Редколлегия надеется, что этот пробел в науке будет исследован с твоей помощью. Пишите нам и ваши инициалы будут среди авторского коллектива! Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. 1. Профессиональные экономисты игнорируют неэкономическую литературу, несмотря на то, что в ней содержатся фундаментальные положения теории ценообразования в разных экономических формациях; основы калькулирования себестоимости; описание прейскурантного хозяйства; основы ценообразования в различных отраслях народного хозяйства и др. 2. Сделан весомый вклад в развитие экономической науки. Выработаны рекомендации для работников ценообразования, работающих в промышленности, коммунальном хозяйстве, общественном питании, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании населения, в учреждениях культуры и в народных промыслах. 3. Авторы, предвидя бурный рост исследований в новом направлении экономики, не претендуют на полноту охвата литературы, и предлагают всем желающим пополнить его своими измышлениями. Авторы выражают искреннюю благодарность В.А. Гранжану, любезно предоставившему необходимую информацию для литературного обзора. Список использованных источников.•1. Н.В. Гоголь. Мертвые души: Поэма. - В кн.: Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 7 томах. - М.: Художественная литература, 1967, т. 5, с. 119. •3. Н.А. Некрасов. Коробейники. - В кн.: Н.А. Некрасов. Собр. соч. в 8 томах. - М.: Художественная литература, 1965, т. 2, с. 26. •4. А.С. Пушкин. Разговор книгопродавца с поэтом. - В кн.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 томах. - М.: Наука, 1963, т. 2, с. 197. •5. С.Я. Маршак. Распродажа. - В кн.: С.Я. Маршак. Соч. в 4 томах. - М.: ГИХЛ, 1958, т. 2, с. 289. •6. В.В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 4, сс. 27, 33, 31 - 32, 30. •7. В.В. Маяковский. Маленькая цена с пушистым хвостом. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 4, с. 204. •8. А.С. Пушкин. Евгений Онегин: Роман в стихах. - В кн.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 томах. - М.: Наука, 1964, т. 5, с. 155. •9. Б.Н. Волгин. Теория теорий: Пособие для молодого ученого. - Экономика и организация промышленного производства, 1981, #6, с. 218. •10. И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок. - В кн.: И. Ильф, Е. Петров. Собр. соч. в 5 томах. - М.: ГИХЛ, 1961, т. 2, с. 102. •13. А. Макаревич. Бригантина/Концертная запись, 1981. •14. В. Маяковский. Дядя ЭМЭСПЭО. - В кн.: Владимир Маяковский. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1978, т. 5, с. 14. •15. И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. - В кн.: И. Ильф, Е. Петров. Собр. соч. в 5 томах. - М.: ГИХЛ, 1961, т. 1, с. 71. •19. Ф.Д. Кривин. Мрамор. - В кн.: Ф.Д. Кривин. В стране вещей. - М.: Советский писатель, 1961, с. 70. •21. Ф.Д. Кривин. Модницы. - В кн.: Ф.Д. Кривин. В стране вещей. - М.: Советский писатель, 1961, с. 61.
[1] Разрядка и выделение наши. - Здесь и далее - прим. авт. [2] Шоу Джорджа Бернарда. [3] Жеребец - половозрелый самец-производитель лошади. Обычно крупнее кобылы, отличается более длинными конечностями, более коротким туловищем, лучшим развитием костяка, более крупной головой, большей живой массой. - В кн.: Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1972, т. 9, с.178. [4] Имеется в виду оформление кафе «Бригантина». [5] Бычок (жарг.) - недокуренная сигарета. [6] 1 червяк = 10 руб. (жарг.). [7] Служащий фирмы, ведущий сеанс психологической разгрузки. [8] См. вопросы ценообразования в мебельной промышленности. [9] Аллегорический образ потребителя. | ||
14.03.2011 г. | ||
Наверх |
Комментарии
Цитата:
Поддерживаю это предложение и предлагаю создать авторский коллектив. Пишите!
авторы настоящего обзора совершенно не уделили внимания ценообразова-тельным тенденциям в зарубежной литературе. Редколлегия Трудов Чайного Клуба надеется, что этот пробел будет восполнен вами. Пишите нам. Публикация в ТЧК влечет за собой присвоение почетного звания член-корреспондент Чайного Клуба (чк чк), награждение орденом Никулина и денежной премией.
RSS лента комментариев этой записи.