ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Теория культуры >> Гигиеническая культура современной России

Гигиеническая культура современной России

Печать
АвторШарикова Е.В.  

Понятие «гигиеническая культура» в последнее время все чаще употребляется в средствах массовой информации, в основном в рубриках, посвященных проблеме воспитания подростков, проблеме гигиены в составе физической культуры, а также в разделе валеологии. В этом случае говорится о конкретных гигиенических нормах и необходимости их соблюдения с точки зрения современной медицины. Между тем, понятие «гигиеническая культура» включает в себя значительно больше смыслов, и анализ их с социально-философских позиций может быть довольно продуктивным.

Картина художника Чарльза Барбера Charles Burton Barber Купание

Эмпирически ясно, что основное содержание гигиенической культуры - уход за  телом (мытье, чистка зубов, содержание в чистоте волос, ногтей), составляющими гигиенической культуры также являются забота о чистоте одежды, обуви, рабочего места, домашнего пространства. Если попытаться дать определение понятию «гигиеническая культура», то можно сформулировать его следующим образом: гигиеническая культура -  это совокупность гигиенических норм, ценностей, знаний и средств гигиены, правил поведения, гигиенических привычек и эстетических представлений, связанных с чистотой и здоровьем тела, выработанных обществом. В соответствии с таким определением, можно говорить о  гигиенической культуре не только конкретного человека, но и народа (например, рассматривать гигиенические привычки и отношение к чистоте у ненцев или марийцев), а также о конкретной эпохе или населенном пункте в конкретный период времени.

Для того чтобы иметь возможность более глубокого социально-философского анализа, необходимо понять, что лежит в основе «гигиенического» поведения человека (т. е. стремления к чистоте).  Отметим прежде всего, что очистка - один из природных навыков. Само по себе чувство опрятности - чувство естественное, природное, оно свойственно многим животным (хорошо известны своей чистоплотностью кошки, а мухи, несмотря на то, что являются переносчиком заразы, большую часть времени заняты не чем иным, как чисткой себя). Навык очистки присутствует и у человека, более того, для человечества чистота является ценностью. Согласно словарю С. Ожегова, чистота - это «чистое состояние, вид чего-нибудь», чистый - «освобождённый от грязи, не имеющий грязи»; «нравственно безупречный, честный, правдивый, беспорочный»; «со свободной, открытой, не занятой поверхностью»; «не содержащий ничего постороннего, дополнительного, никаких примесей»[1.787].  Чистота, таким образом, в основном определяется как отсутствие грязи, отсутствие чего-то лишнего, постороннего, ненужного. Подчеркнем, что слово «чистота» имеет и нравственный оттенок. Для более полного осмысления рассмотрим и противоположное этому понятие, т.е. слово «грязь»: грязь в таком случае - то, что находится не на своем месте. Исследователь М. Дуглас отмечает: «Грязь - это побочный продукт систематического упорядочивания и классификации материи. <...> Ботинки грязные не сами по себе, но когда их ставят на обеденный стол; еда не грязная, но грязно, когда немытую посуду бросают в спальне или пачкают едой одежду»[2.68], «нечистота, или грязь, - это то, чего не должно быть, если надо сохранить образец»[2.68]. Чистота, таким образом, приобретает ценность, благодаря тому что означает порядок, организованную систему, в которой нет места хаосу (вспомним, что выражение «привести в порядок дом» или «привести себя в порядок»  означает сделать уборку или вымыться и причесаться самому). В этом плане гигиена - это способ человека отделять себя от природы и «своего» от «не-своего».

Чистота является показателем порядка. В защиту этого тезиса интересно привести результаты исследований голландских социологов: ученые Гронингенского университета провели на городских улицах ряд экспериментов, показавших, что обычное граффити на стенах или разбросанный мусор увеличивают число нарушений и мелких преступлений в этом месте в два раза, по сравнению с  «чистым» участком, т.е. признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих на дальнейшие нарушения [3.1685]. К сожалению, данных об аналогичных экспериментах в нашей стране нет. Поэтому безосновательно переносить опыт европейских исследований на российскую действительность, конечно, не стоит. Однако связь между чистотой на улицах города и социальным поведением существует, «разруха в головах» и  «разруха в клозетах» - две стороны одной медали,  пусть сложно выявить, что именно что порождает, и остается вопросом, с чего надо начинать, чтоб ликвидировать эту самую «разруху». С одной стороны, есть европейский опыт, свидетельствующий о том, что после очистки улиц и переходов от граффити и тщательного контроля уборки территории снижался уровень преступности, с другой стороны, не следует забывать о том, что российское общество своим поведением отличается от европейцев.

Тем не менее, если говорить о современном уровне гигиенической культуры России, в плане коммунальной гигиены, мы видим, что состояние наших улиц оставляет желать лучшего: города грязные, замусоренные, и дело не в нехватке уборщиков или недостаточном количестве урн. Причины следует искать глубже. Возможно, одно из главных обстоятельств в этом вопросе, это то, что городское пространство, часто даже пространство своего двора, улицы или учебного заведения,  мы не воспринимаем как «свое», то есть как нуждающееся в выделении из хаоса, отличии от «общего», то есть обезличенного пространства. Оно мыслится как «ничье», поэтому не ценится, не достойно внимания. Оппозиция «своего», как подлежащего особой заботе, поэтому чистого, и «общего», как никому не принадлежащего, поэтому неубранного, грязного пространства хорошо прослеживается на примере быта жителей коммунальной квартиры (см. подробно книгу И.В.Утехина [4]). Здесь мы имеем ту же аналогию - город и зачастую двор (хотя есть исключения) обычно мыслятся жителями как «чужая» или «ничья» территория, не осознаются как часть «своего» пространства, а скорее ставятся в оппозицию пространству домашнему.

Таким образом, рассмотрение гигиенической культуры помогает нам прояснить и осмыслить некоторые социокультурные процессы российской действительности. Гигиеническая культура является частью повседневности, но несет в себе глубокие смыслы, это немаловажная часть культуры, на основе изучения которой можно глубже понять нашу современность.

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М. : Рус. яз., 1984. - 816 с.

2. Дуглас М. Чистота и опасность. - М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 288 с.

3. Kees Keizer, Siegwart Lindenberg, Linda Steg. The Spreading of Disorder // Science. 2008. V. 322. P. 1681 - 1685

4. Утехин И. В. Очерки коммунального быта. - М. : О.Г.И, 2004. - 278 с.


05.04.2011 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#4Елена Вадимовна Шарикова11.04.2011 12:10
http://www.cleanart.ru/ - интересная ссылка
Гигиена как art. Сейчас почти все art.?
 
 
#3Елена Вадимовна Шарикова11.04.2011 10:16
"Враг" необходим в обществе потребления (вспомним франкфуртскую школу), чтоб перенести внимание на эти мелкие проблемы, не дать задуматься о больших. Так каждому есть с кем бороться, причем каждый день, причем любому это по силам (вот почему образ супергероя так часто фигурирует в рекламе гигиенических средств!).

С другой стороны такой интерес к гигиене отражает тенденцию индивидуализаци и нашего времени - повышенное внимание к телу, к себе, к сексуальности. В советское время не могло существовать такого разнообразия гигиенических средств, гигиена выполняла две функции - дисциплинироват ь и поддерживать здоровье (нужное для труда в первую очередь). Сегодня гигиена встречается, вместе со здоровьем, в контексте красоты и сексуальности...
Спасибо за комментарий, буду думать еще, пока только первые мысли.
 
 
#2Елена Вадимовна Шарикова11.04.2011 10:06
да, этот вопрос тоже меня заинтересовал. По сравнению с советской эпохой, у нас много плюсов: появились нужные гигиенические средства, которых не производили, вырос ассортимент и т.д.(если раньше один зубной порошок на всех, сейчас дифференцирован ный по возрасту, полу, для разного времени суток...) Если взять рекламу, - открывают всё новые источники грязи, и, соответственно средства защиты.
С одной стороны, открылась возможность торговли, отсюда широкая реклама гигиенических средств; это благодатная ниша для предприниматель ства. Потребности, как известно, сегодня нужно создавать искусственно, что и делают, объясняя, что без 5ти шампуней в день нам не обойтись.
Если же искать глубже...
Как вариант - создается образа "врага", в роли которого выступают бактерии, грязь.
 
 
#1Дегтярев Кирилл Станиславович11.04.2011 01:25
Тема, на самом деле, интересная.
С одной стороны - конечно, гигиена - хорошо, а её отсутствие - плохо.
С другой - любопытный феномен, требующий, мне кажется, объяснения. Видно же, что нам навязывают прямо-таки патологическое отношение к гигиене. Это я, разумеется, не про автора статьи, а про другое.
Нас пугают огромным количеством микробов и бактерий. Вы думаете, что хорошо отмыли ободок вашего, прошу прощения, унитаза (варианты - руки, лицо, посуду, другие части тела и предметы)? Ан нет - смотрите, сколько там микробов! Ну, а дальше - реклама очередного чудесного средства, наводящего идеальную чистоту.
Кроме того, все мы, как нас убеждают, страдаем от паразитов, перхоти, различных неприятных запахов и выделений из разных частей тела. Это тоже требует тотальной ликвидации - даже вспотеть после утренней пробежки недопустимо. Ну и, опять реклама разных средств.
Можно сказать, что это просто частные компании рекламируют свои товары. Ну и пускаются на разные ухищрения, чтобы их купили, нечего здесь искать какой-то "заговор".
Да, но это всё, да столь масштабно и навязчиво, вряд ли возникло на пустом месте.
Откуда это навязчивое стремление доказать нашу нечистоту - и тела, и быта, и убедить нас в необходимости полной стерилизации того и другого?
Уважаемый автор, что скажете, как исследователь вопроса?
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение