Фотография 1941 года |
Эссе о том, как изменяется мир вокруг нас, как изменилась наша страна. О глобальных стандартах и противостоящей им человеческой индивидуальности. Умный радуется водам, Человечный рад горам... Конфуций 551- 479гг. до н. э. Хочется, чтобы Наш мир был постоянен, Не изменялся, Как след рыбацкой лодки, Плывущей вдоль берега. Минамото-Но Санэтомо 1192-1219гг. Лица - все, все русские. Выпускники сельской семилетки. И их учителя. Прихоперье. Из тех, кто на этой фотографии, - уже почти никого нет в живых. Погибли. Пропали без вести. Умерли. Но несколько человек еще живы. Один из них живет в нашем доме. Давно уже живет. В самом же Волжском - с самых первых дней строительства гидроузла. Он жил и в "Палаточном", и в "Деревянном", и в "Каменном"... Менял профессии. Менял место работы. Сейчас - давно на пенсии. Утром, когда еще не очень жарко, или к вечеру - выходит он во двор. Сидит на лавочке. И если собеседника не случается, читает он тогда свою "Советскую Россию"... Разные он вызывает чувства. Он не туп. И не пуст душой. И он страстен (с сильным, правда, оттенком лицедейства). И внешность у него - она тоже весьма незаурядна (это особо - на фоне нынешнего лысоголового торгово- уголовного "элемента"). На этой околоподъездной лавочке уже лет десять он говорит - кричит, хрипит! - об одном и том же, все об одном и том же - Предали! Продались! Развалили! Бесполезно спрашивать его, откуда, из какой то есть среды, объявились вдруг эти предатели. Он ведь не хуже вас знает, что классовый враг - помещики, буржуи, кулаки - этот враг давным-давно частично изгнан был, в большинстве же своем изничтожен, а те, что уцелели (по недоразумению или недосмотру), - они почти поголовно - осоветились. Помалкивает, значит, он на все эти твои напоминания. Но он может - это иногда бывает с ним - решиться и на такое вот объяснение событий-перемен, произошедших в нашей стране за последние годы: - "враг самый крепкий - и больше именно через него все это и случилось - это инстинкт частной собственности! Вот на нем-то, этом инстинкте, и сыграли все эти европейские и заокеанские недруги нашего Союза!" Верно, инстинкт этот - сильнейший! Но - точно ли, что он - враг человеку? Редко, однако, это бывает, когда признает он, что не внешний и не внутренний враг виновен во всем том, что с нами случилось. Обычно же - ну никак неохота ему думать про то, что первопричина обвала социалистической системы - была она сокрыта - до времени, до времени! - в самих принципах организации этой системы. Именно же - в поравнении, в обуздывании всех, - это ради осуществления этой самой социальной справедливости. Но справедливость через поравнение всех - это пустое мечтание, которое реально можно осуществить только на какой-то короткий исторический срок. Но нет, неохота ему думать про изначальную несостоятельность общества, организованного на уравнительных началах. Ему куда как облегчительней наркотизировать себя ненавистью ко всем этим врагам социалистических - "самых человечных, - разве не так?!" - идей. Но есть, есть правда в его речах - очень горькая правда. Правда эта в том, что родины у нас сейчас действительно нет. И потому, что нет у нас родины - нет потому и счастья у нас... Нет, я имею в виду не развал СССР. Конечно, и к порушению Союза - к этому тоже не совсем уж беспечально отнеслись мы. Но Союз этот - это все-таки было создание больше казённое. В чертах этого гособразования очень уж явно просматривались интересы конкретного времени и произволения конкретных людей. Потом вот еще что. Империи рушились, знаем мы про то из истории, и в далекой древности, и во времена не очень давние. Много их порушилось... Теперь пришел вот и наш черед. И - куда ж тут денешься?! Ну, хотят - страстно хотят! - народы жить самовольно! Что же против этого можно иметь?! Но... - верно, грустновато, все-таки грустновато... Главная, однако, печаль наша - она, повторяем, не про СССР, - нет, нет! Мы утратили - уже утратили? утрачиваем? обречены утратить? - родину другую, - совсем-совсем не казенного происхождения... Стремительно - в последние десятилетия просто обескураживающе, катастрофически стремительно! - утрачиваем мы ту нашу родину, которая есть жизнь органическая. Она же - это жизнь, всем своим строем следующая законам естественной природы, - природы той или иной земли - земли Испании... земли Франции... земли России... земли Китая... Веками, тысячелетиями жизнь большинства людей была именно такой - приспосабливающейся, приноравливающейся к окружающему их Природному. И имя этому приноравливающемуся большинству было крестьянство. Конечно, жить в крепости у земли было тяжело. И эту тяжесть пытались - когда трудом/умом, когда прямым насилием преодолеть. Что, вроде бы, и удалось - в самое последнее историческое время. Но точно ли, что - удалось? Отчего это мы не очень-то счастливы - от достигнутого? Почему, почему это так?! Вам случалось когда-нибудь видеть крестьян? Вы когда-нибудь бывали в какой-либо деревне? Они еще есть - пока еще есть - крестьяне, деревни... Всмотритесь в лица крестьян. Всмотритесь - и сравните их с лицами тех, кто вас окружает сегодня. Заметна ведь разница? А в чем вот она? Один философ о жизни крестьянства выразился так: "Идиотизм деревенской жизни". Но скажите, не хитротайничая только, вы разве не знаете, в чем заключен идиотизм жизни тех, кто обитает в городах? Особо же в таких городах, которые - мегаполисы? Давайте сравним лица крестьян с картины А. Венецианова "Гумно" с этими вот физиономиями из журнала "Management". Что вы думаете про тех, что на фото из "Management", - люди это или манекены? Так эта манекенность - это же образец, которому все мы теперь должны следовать! Попробуйте не следовать! Вы тогда не интегрируетесь в современное общество! Вы что, не поняли - стандарт есть основополагающая норма сегодняшнего дня! Эх, родина, родина, - рвется сердце при виде всего того, что с тобой сегодня происходит... C каким вот чувством можно наблюдать, - как можно это вынести только! - как погибает - вытесняется убогим, мертвым стандартом и другое еще прекрасное органическое - живой наш язык? Тот язык, который рождался в уме /душе людей, живших очень и очень по природе вещей. А что есть язык сегодняшнего дня?! Эти вот "эсперантизмы" - эрзацы мысли и чувства - "это ваши проблемы", "я не в курсе", "какие у вас планы на сегодня?", "это абсолютно верная информация" и проч. и проч. - Боже, дай сил, дай терпения перенести это, - дай сил, чтоб не задохнуться от чувства гадливости к этому! А с каким чувством слушаешь сегодняшнюю музыку - ту, которой обдает тебя из этих проносящихся мимо "иномарок"? Души их владельцев - они что, одними только генитальными чувствами и ритмами живут - так, что ли?! А ведь эти новые русские - происходят-то они от тех, в чьих сердцах родились "У поли могыла" и "Виют витры буйние..." "Новое время - новые песни". И еще: "Музыка - это душа народа" (М. Глинка). Господи, про какую еще там душу можно говорить, когда долбят, долбят, долбят тебя "мелодиями" из репертуара радиостанции "Европа +" и прочих ей подобных ?! Так что же случилось с сегодняшним народом? Каковы сущностные черты нового человека? Человек этот - прагматичен, динамичен, физиологичен. Он - обладает хорошей профвыучкой. И последнее о нем: он - безнационален. То есть новый человек - это создатель и продукт той, не имеющей национального своеобразия, среды, имя которой - город. Город же - это завод - shop -pub. Сегодня уже нет ни французов, ни англичан, ни итальянцев, ни испанцев, ни русских. Все они ныне - прежде всего - горожане, - почти ничем сущностно не отличающиеся друг от друга. Вспоминается фрагмент из телефильма, виденного мной при проведывании моих друзей ("Да ладно, если ты заявился, я должен выключать, что ли, тут же телевизор?! А я без него и без радио - не могу!") Сюжетец этого фильма такой вот. Француз лет сорока (миллионер, рантье, владелец замка в стиле модерн, - т.е. замок этот - что-то среднее между элеватором и Тауэром; замок - на берегу моря; берег, естественно, - бетонная безукоризненная парабола, сработанная, разумеется, совсем не так, как недавно сработана была бомжами-поденщиками бетонная отмостка возле нашего дома) - так вот этот француз ждет к себе в гости свою дочку, - она едет к нему на летние каникулы из Американских Соединенных Штатов. Мы видим, как этот симпатичный рантье, который имеет обыкновение предаваться всяким разным таким элегантным чувствованиям - любовным томлениям, смотрениям в пламя своих многочисленных каминов, любованиям пустынными горизонтами моря... ну и, само собой, - возлияниям, возлияниям... - (пожить бы так вот хоть пару недель, блин, а?!) - мы видим, как этот лирический, стало быть, француз выходит из своего замка и бредет отлогим песчаным берегом навстречу дочери (она, надо полагать, уже сообщила папочке по сотовому, что выезжает к нему с аэропорта). И вот мы, наконец, зрим эту волнительную встречу: французская эта американочка появляется из-за берегового мыса, обделанного, повторяю, в бетон, и - бегут, бегут они навстречу друг другу... Крупным планом дает зрителю оператор лицо отца... О, это лицо! Лицо чистопородного француза, душа которого - ну прямо как у самого этого - Джо Дассена! Слезинка, другая - из зажмуренных глаз... А доченька его заокеанская, - прямо застыла, уткнувшись лицом в папочкину грудь, обхватив его шею худенькими своими ручками... И долго-долго (как это водится во всех телесериалах) мы можем предаваться разглядыванию... цветастой, бешено-яркой синтетической бархотки-резинки, которой перехвачены на затылке волосы у этой - с Америки до папочки, до родненького! - приехавшей девочки... Эти резинки последнее время что-то исчезли с хвостов наших, русских то есть, девочек. А еще совсем недавно ими были украшены чуть не поголовно все головки милых наших соотечественниц. Их, говорят, производили среднеахтубинские и верхнепогромненские цыгане, а сбывали они эти резинки через киоски союзпечати, аптеки и "кено-барби" лотки. (Ну, это само-собой, что цыгане не исходные материалы синтезировали, а мастерили свой товарец из уже готового сырья. Интересно только было бы узнать вот: в какой химической лаборатории были эти материалы созданы - в наших российских или тамошних, закордонных?). Спору нет, пошлого, вульгарного, низменного - всего этого такого-то в жизни человека во все времена было очень не мало. И никогда в переизбытке не было того, что есть собственно человеческое - т.е. высокодуховное. Уже ведь две тысячи лет, как мы все повторяем и повторяем вослед Цицерону горькие его слова: "О времена! О нравы!". И все же разница между прежними и нынешними некрасивостями человеческими - велика она очень и очень! Нынешние некрасивости, оставаясь по сути своей прежними, тем не менее, стали еще более отталкивающими - это через то, что нынешние некрасивости стали совершенно безындивидуальны. Ныне - повсеместно! - утвердился - во всем, во всем! - стандарт. А как может быть иначе, если - технологии да глобализации?! Стандарт же... - ну разве может быть что-то отвратительней его?! Ведь когда стандарт - это уже как бы наличествующее небытие! Есть ли сопротивление нынешнему убогому? Несомненно. Только нынешнее сопротивление убогому (равно как и утверждение достойного) - его, увы, увы, почти не видно, почти не слышно. Место достойного и достойных теперь занимает то, что орет о себе и о своем по радио, всякоподиумничает по всем этим кабельным, бескабельным и спутниковым телеканалам и лепит, лепит, лепит свои кайфовые морды на стены домов, на решетки заборов, на афишные тумбы. Какие голоса мы слышим ныне по радио и телевидению! А эти ихнии - нынешних этих - интонации! А жаргончик этот ихний! "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!" Хана тебе пришла, русский язык, хана! А если по-современному сказать - "шиздец"! Трудно, это почти невозможно - не ненавидеть всё это - настолько оно стало вездесущим, главенствующим. Оно ведь теперь - глобально! Боже, неужели это - надолго?! Неужели на всю нашу остатнюю жизнь?! Похоже, что так. Но чтоб это утвердилось навсегда - нет, этого не может, не может, не может быть! Пустое, не надейтесь - не сбудется это пророчество, будто б худшие станут лучшими, а лучшие - худшими! А если это пророчество все-таки сбудется, то совсем, совсем не так, как вам про то злобно мечталось. Нынешнее новое... Да, неприглядного в нем - ну прямо невмоготу уже сколько! И все же - утешимся, обнадежимся старым-престарым, проверенным-перепроверенным: "Все перемелется - мука будет". Так оно, так. Но нам только, видно, пироги с той муки, увы, уже не попробовать. Ну что ж, не дотянем мы до хорошего времени - значит и ладно. Нам главное другое. С нас хватит и того, если мы дотянем до понимания самих себя - до понимания особенностей восприятия всякого нового. Про эту особенность замечательно умно, тонко - и, как всегда, с грустной улыбкой - сказано у Марка Твена - лично прочувствовано сказано - "Я - весь за прогресс. Я только против перемен". Да, ко всякому новому мы - всегда! - настороженно, недоверчиво... Главное же - ревниво, страшно ревниво... Новое - оно ведь идет всему твоему на смену. Всему тому твоему, которое какое-никакое, а все же твое единственное, все же твое - страстно любимое. Старое и новое... - у нас у всех есть своя личная мера притяжения к ним, отталкивания от них. Вот два примера - показательных, выразительнейших. Протопоп Аввакум исповедовал и проповедовал единственно лишь завещанное отцами. И как непоколебимо верен завещанному был он - "До нас положено - лежи оно так во веки веков!" А бывает проповедуют - и тоже одержимо - идеи прямо противоположного - чудовищно противоположного - характера: К.Э. Циолковский призывал человечество извести всю живую природу и переселиться в космос - для постижения его Великих Прекрасных Тайн. Два этих примера - это, конечно, монстральные крайности. Типичнейшей же нормой человеческого поведения в ситуации вековечной этой тяжбы Нового со старым является жизнь (действия и чувствования) известного революционера-консерватора Генри Форда. Этот инженер-предприниматель, пересадивший всю Америку из конных бричек в свой автомобиль, потом... потом яростно сопротивлялся его модернизации! Да, так оно с нами, так: если ты способен чувствовать, - если есть у тебя душа - тогда уход Старого и нарождение Нового - будешь ты это переживать неминуемо драматически. Один только острее, болезненней будет переживать эту драму, другой - поспокойнее. Все тут будет зависеть от особенностей твоего духовного склада. А еще - от особенностей времени, в котором тебе выпадет жить. Спору нет: мир - всегда, всегда в кризисе, - в непрекращающемся своем самостановлении. Но бывает время, когда этот кризис - обвальный, катастрофический. Нам, русским, жить случилось во время именно такого кризиса. Душа - в смятении! Сильнейшем! В смятении - трагическом. В смятении - ужасном... Оставьте, не надо: знаем, знаем мы это - сказанное за пять веков до нашей эры, - "Спасенье не в соблюдении форм, а в преодолении их". Но это уму - все так замечательно ясно. А вот душе... - как, как ей-то, бедной, быть?! Как? Да ведь известно - как! Не злобиться. Не брюзжать. Не отчаиваться. Душе надлежит жить чувствами совсем-совсем другими. Вы ведь знаете эти чувства? Вы помните их - по именам? Именам - родившимся не в уме, а в сердце человека? Что? древняя эта триада, о которой ведем мы сейчас речь, - это "формула жизни прекраснодушных дураков"? Полноте, вы не смутите нас этим трезвым своим "всепониманием". Все ваши едкие правды - они ведь не столько от вашего ума, сколько от вашей холодности, от вашей бездарности. Вы с этим своим циническим мироощущением - сторонний только наблюдатель вы! Бог с вами, наблюдайте, наблюдайте - что вам в жизни еще остается-то делать?! Совет бы вам дать - так вряд ли прислушаетесь? И все же...все же выскажемся - так, на всякий случай. Знаете что, наблюдающие, - вы, как бы ни было трудно это вам, постарайтесь, постарайтесь оставить в покое тех, кто хочет - кто всеми силами ума/души стремится! - быть созидателями. И если вдруг случится, что в этом вы хоть сколько-то преуспеете, чувства обделенности заметно попригаснет в вас, - будете вы через этот успех свой чуточку посчастливее. ...Лет двадцать назад в нескольких километрах от Серафимовича, в ложбине между Обдонских гор набрел я на хутор - все два двора. Спустился к реке. Редко стоящие старые осокори. Разбитый полусгнивший дощаник. Берег - весь в мелких осколках известняка. Дон... Его белёсые медленные воды. В них - туманное отражение высоких облаков. Широкие, пустынные пески низкого левого берега. Гряды клубов тускло-зеленых ивняков - по этим пескам. И ветерки - легчайшие! - вдруг прибегающие откуда-то со средины реки... Что, слышится тебе тогда - в дремотном, еле слышном лепете листвы этих старых, гигантских осокорей?! Вечное - пленительное, пленительное! - диво природы. Диво жизни земли, воды, неба... Этим дивом - нельзя, нельзя надышаться. На него - не дано, не дано наглядеться. Когда ещё бываешь ты так счастлив, как не в эти моменты, когда оно, это диво, - перед тобой?! Я вернулся в хутор. В одном из дворов две женщины, молодая и старая, ворошили граблями сено, разметанное по всей свободной земле вокруг дома. Его, видно, свезли со степи сыроватым и теперь вот досушивали. Окликнув женщину, я спросил, не продадут ли они мне чего-нибудь поесть. Молодая хозяйка достала из погреба ирьяну (сцеженного кислого молока). Старуха принесла ломоть хлеба. Нет, денег не надо. Вы лучше помяните наших родителей. Я поклонился. Меня спросили, кто я, откуда. Я назвался... начал говорить про то, что у меня с детства живут в памяти плески теплейшей пенной донской волны, и жар этих белейший, звенящей под пяткой твоей, песков и горький, горячий дух, - из ивняковых этих зарослей... И что меня долгие годы томило желание увидеть, услышать все это снова. И вдруг... - "Встали бы родители - не узнали бы берега!" Неужели это правда?! Изменился - неузнаваемо?! Но ты ведь сейчас вот... Значит, это действительно так! Изменения... Исчезновения... Нарождение другого... Всегда, всегда оно так было. И всегда так и будет. И всегда будет про то кто-то печалиться. Неузнаваема, неузнаваема наша родина сейчас! Другой народ. Другой язык. Другие ценности. И все же ... - нет, ненужно отчаиваться. Не нужно потому, что человек в основе своей всегда остается самим собой - остается существом, движимым стремлениям организовать свою жизнь по Истине, Добру, Красоте. Да, все - все без исключения! - понимают - только одни больше разумом, другие же интуитивно - что быть, и быть счастливым, и быть бессмертным - бессмертным через свое потомство - на это может надеяться лишь тот, кто способен организовать свою жизнь гармонически, - то есть способен организовать её по главенствующему закону бытия всего. И это-то все бытийное - оно и есть все то, что нашим разумом/чувством понимается как истинное, доброе, красивое. Да, все всё понимают/чувствуют верно. Нет среди нас таких, кого влекло бы небытие, уродство, тупость, жестокость (речь, конечно, идет о психически здоровых людях). Но вот реально организовать свою жизнь гармонически или хотя бы только пытаться это сделать - это редко кому удается. Ведь для этого нужно, чтоб были у тебя и дарования, и силы и воля... Оно и всегда-то было трудно - чтоб жить гармонически, - то есть праведно и счастливо. Ныне же, когда человек пробует жить не по природе вещей, а пробует создать совершенно новую реальность, устроенную уже по его собственному разумению, - о сколь несчетно много открывается ему возможностей для ложного, уродливого одностороннего существования! Смутное время! Страшное время! Но ... - было, было ли это когда, чтоб время жизни человека было несмутным, было нестрашным?! Нет, не думаем мы, что путь, которым идет сегодня человек, - это путь к его гибели. Он - спохватится он! Он - одумается. Он - исправиться. Он... Но он никогда, никогда - не повернет он вспять! Не повернет потому, что живет он не смирением, а надеждой. Надеждой на воплощение выстраданного им идеала - живет надеждой на устроение своей жизни по красоте. Да, на этом пути - провалы. Провалы несчетные. Провалы страшные. На этом пути - гибель многих и многих. Но другого пути... - нет другого пути. Если не этим путем, тогда - только покорство тогда. Нет, такого не будет - ни в одной, ни в одной! - душе живой. Не будет, потому как живая душа живет всегда одним - только одним! - красотой, - живет мечтой вечного пребывания в ней. Этой мечтой живет душа живая даже тогда, если ей случится и заблудиться где-то... ...Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что жил он в Японии - три века назад. За тяжкое какое-то преступление он был осужден на казнь. Перед тем, как взойти на эшафот, он сложил стих: "Я сейчас дослушаю В мире мертвых до конца Песню твою, кукушка!" Ничего, ничего не знаем мы о его жизни. Но - знаем ли мы всё о его душе? Узнаем ли мы себя - в ней? Она нам - родная? Если так - мы прощены. Прощены и - спасены... | ||||
17.06.2011 г. | ||||
Наверх |
Комментарии
И, немножко перефразируя вас, продали не советскую систему как таковую, а нечто большее.
Обменяли космос на колбасу, если угодно. Или, как в Библии сказано, первородство на чечевичную похлёбку.
И, возможно, даже хорошо, что нас при обмене кинули - колбаса оказалась просроченной импортной низкого качества.
Хорошо, потому, что это помогает понять произошедшее. А то, будь колбаса получше, мы могли бы и не заметить.
Так что прав ваш сосед. Хотя он не совсем верно называет это "инстинктом частной собственности".
Не надо пытаться ловить его на противоречиях или какой-то неискренности.
Да, вы правы, он не туп. Это мы тупы. И он не пуст душой - а мы пусты. И он страстен - а мы равнодушны.
А всеми этими словами об "изначальной несостоятельнос ти системы" и вреде поравнения мы просто маскируем свою вину.
И ничем он себя не наркотизирует, это мы себя наркотизируем.
Ну, а какая система тогда "изначально состоятельна"? Которая в Америке и т.д.? А в чём её состоятельность ? В том, что удалось купить весь мир (или большую его часть) и впарить ему свою просроченную колбасу?
И в чём она, эта природа вещей, о которой вы говорите - в том, чтобы грести под себя и возводить на пъедестал того, кто нагрёб больше?
Сами же понимаете, что нет. Вот, пишете же:
"Да, на этом пути - провалы.
Провалы несчетные.
Провалы страшные.
На этом пути - гибель многих и многих.
Но другого пути... - нет другого пути.
Если не этим путем, тогда - только покорство тогда"
Христианство тоже улетучивается из жизни некогда христианской цивилизации. Оно тоже изначально несостоятельно?
Ваш сосед уже стар и немощен, ему-то сейчас остаётся только рвать и метать, сидя на скамейке. Но когда-то он жил, шёл, проваливался, вставал... А мы?
Думаем, что проникнемся стихотворением про кукушку, пофилософствуем , попереживаем драму и будем прощены?
Этот человек из Японии тоже заплатил головой, а не стихом.
RSS лента комментариев этой записи.