Концепции (парадигмы) культурологии. Эволюционистская парадигма |
Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления или концепции: «эволюционистскую», «культурно-исторических типов», «психологическую» («культурно-психологическую»), «функционалистскую», «структурно-антропологическую», «понимающей социологии культуры», «семиотическую» и «постмодернистскую». Говоря о концепциях или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные (отрефлектированные) теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений. Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм. Эволюционистская парадигмаФормированию этой парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний. Шедшее вслед научное эволюционистское объяснение уже опиралось на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе. Для эволюционистского объяснения были характерны: метод сравнительного анализа разных культур, а также сопоставление современной европейской культуры с предшествующими и особенно примитивными культурами; использование идеи развития культуры, трактуемой в естественнонаучной ключе (то есть предшествующие состояния культуры рассматриваются как причина появления последующих); наконец, философско-психологистическое истолкование культурных феноменов. Поясняя последний момент, Ионин пишет: «Психология часто была лишь выводом из более глубокого философского осмысления человеческой природы. Именно человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое<…> Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру. В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе<…> Из таких, конечно же не психологических, а глубоко философских представлений о природе человека и следуют эволюционистские выводы: развитие от простого к сложному, то есть постепенное усложнение культуры, выведение явлений общественного строя и культуры из природы человека»[1]. Чтобы лучше понять смысл эволюцинистской парадигмы, послушаем и прокомментируем высказывания одного из первых представителей этого направления Эдуарда Тейлора. «С одной стороны, – пишет Тейлор, – однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего <…> Люди вообще еще слишком мало подготовлены к тому, чтобы считать изучение человеческой жизни отраслью естествознания и применять в широком смысле указание поэта: “объяснять нравственные явления так же, как явления природы”»[2]. Нетрудно заметить, что развитие культуры Тейлор понимает по аналогии с развитием природных явлений, например, биологических видов. А вот уже конкретное размышление Тейлора об эволюции в культуре представлений о душе. «Бросим теперь беглый взгляд на общее отношение учения о душе у диких племен к учению о том же у варваров и цивилизованных народов. У дикарей общее понятие о душах выработано с замечательной широтой и последовательностью[3]. Души признаются у животных вследствие естественного расширения учения о душе человека. Души деревьев и растений следуют по особому и несколько неопределенному пути. Наконец, души неодушевленных предметов доводят всю теорию до крайних пределов. Отсюда, исследуя развитие человеческой мысли от состояния дикаря до жизни варвара и цивилизованного человека, мы находим эту теорию более согласованной с положительным знанием, но обособленной и менее полной и последовательной <…> Анимизм в самом деле, повидимому, покидает свои аванпосты и сосредоточивается в первоначальной и главной позиции – в учении о человеческой душе[4]. Последнее подвергалось чрезвычайно разнообразным видоизменениям в ходе развития культуры. Оно пережило почти полную утрату одного из наиболее важных своих аргументов – веру в объективную реальность привидений и духов, видимых во сне и наяву <…> Очевидно, впрочем, что, несмотря на эти глубокие изменения, понятие о человеческой душе по существу сохранилось неизменным от философии дикарей-мыслителей до учения современных профессоров богословия: во все времена она определялась как оживляющая, отделимая и бессмертная сущность, как причина индивидуального существования»[5]. Последнее замечание Тейлора исключительно интересно. Чтобы описывать развитие культуры, ему приходится выделять инварианты развития (универсалии культуры), в данном случае Тейлор утверждает, что существует сквозное понимание души, которое и развивалось от дикарей до наших времен. Это дало основание ряду культурологов (например, Орловой) утверждать, что существуют фундаментальные, неизменяемые в ходе развития свойства человека и самой культуры. Правда, противники эволюционистского объяснения культуры могут здесь возразить, указывая, что различия между разными состояниями развивающейся культуры значительно более выражены, чем сходство. Например, архаическое представление о душе, не знакомой с нравственными отношениями, ведущей и после смерти человека примитивную жизнь охотника или собирателя, практически ничего общего не имеет с современными представлениями о душе верующего христианина. Последняя не только является личностью, создана творцом и стремится к нему, но и находится с Богом и людьми в сложных нравственных отношениях. Каким образом, тут можно усмотреть инвариант? Под влиянием критики на основе классического эволюционизма в начале 60-х годов сложилось направление «неоэволюционизма». Вот например, как в этом направлении объясняется неоднородность культурных феноменов. Культурные изменения возникают в результате адаптации людей к окружению и происходят в направлении дифференциации и специализации социокультурных функций, а также их последующей интеграции в новые уровни организации. При этом одни адаптационные изменения способствуют увеличению сложности и организованности культуры в глобальном масштабе (здесь сказывается действие «эволюционных универсалий»), а другие изменения сказываются только в масштабе локальных сообществ[6]. В отличие от классического эволюционизма в неоэволюционизме используются более изощренные способы объяснения культурной эволюции, в частности, учитываются достижения функционализма и психологической антропологии. [1] Ионин Л.Г. Социология культуры. С. 27. [2] Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 1, 2. [3] Тейлор показывает, что примитивные народы понимают под душой невещественную субстанцию (дух) – суть жизни, причем душа может выходить из тела и возвращаться в него. На основе учения о душе архаический человек объясняет самые разные явления: например, смерть (когда душа уходит из тела и больше не возвращается), болезни (временный выход души), сновидения (путешествия души вне тела или приход в тело других душ) и многие другие. [4] Анимизм – вера (мироощущение) в существование душ и духов. [5] Тейлор Э. Первобытная культура. С. 299-300. [6] Орлова Э.А. Культурная антропология в ХХ веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов. С. 116-117. | |
18.10.2011 г. | |
Наверх |