Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863
Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Пространство смыслов
|
Автор
Юрий Откупщиков
|
 |
Данный материал представляет собой главу из книги К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
Скачать книгу полностью можно, перейдя по этой ссылке>>>
| |
Наверх
|
|
Автор
Хосе Ортега-и-Гассет
|
 |
Эссе известного испанского философа Хосе Ортега‑и‑Гассета (1883–1955) написано в 1930 г.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
В декабре
2016 года выдающемуся учёному с мировым именем Пьеро Каццоле (1921–2015) исполнилось
бы 95 лет.
|
Наверх
|
|
Автор
М.М. Дунаев
|
Мы так привыкли к сознанию высоты и уникальности русской классической литературы, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. А это дурно: не желая размышлять, пользуясь еще школьных лет шаблонами, мы своеобразие отечественной словесности плохо сознаем и чаще ограничиваемся чванливой уверенностью в художественном превосходстве творений русских гениев над всеми прочими и в их количественном изобилии по сравнению с иными европейскими литературами - чем лишь питаем собственную гордыню, не более того.
|
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
В последнее время в православной среде проявилась тенденция, отрицающая пользу чтения художественной литературы. При этом под огонь критики попадает не бульварное чтиво, а классика, составляющая фундамент нашей национальной кльтуры, в частности, такие авторы, как Пушкин и Достоевский. Подобную направленность имеют, например, статьи священника Георгия Селина "Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка... " и Алексадра Буздалова "Пророчества Достоевского: мифы и реальность", опубликованные на Русской народной линии. Желание отбросить светскую культуру как избыточный и даже вредный для православного сознанияэ лемент встрчалось и ранее. Так что тенденция эта не нова. Время от времени она всплывает в истории. И определённые основания у неё есть. Но всё же Пушкина и Достоевского жалко: если мы от них откажемся, то с чем останемся? Можно ли обойтись вообще без художественной литературы? Этот вопрос нуждается в рассмотрении.
| |
Наверх
|
|
Автор
О.В. Дунаевская
|
 |
Каждый,
кто пишет в газете или популярном журнале о науке, знает, какие мучения
вызывает «ввод» научного термина. Часто это слово не знакомо широкому читателю,
непонятно даже из контекста и, как правило, воспринимается как «некрасивое» для
русского уха и глаза.
Сейчас
привычные языковые стили меняются, приобретая новые черты. Что представляет
собой новый язык науки? Каким становится главное научное слово - термин?
| |
Наверх
|
|
Автор
Яндекс
|
Сто пятьдесят лет назад был впервые полностью опубликован словарь Даля
Он прославился как словарь именно живого, повседневного языка, на котором говорили в России в середине XIX века. Мы решили посмотреть, насколько сильно с тех пор изменился язык, и сравнили слова из словаря Даля с теми, которые используют люди в поисковых запросах.
|
Наверх
|
|
Автор
Евгений Водолазкин
|
От редакции: Евгений Водолазкин - сотрудник Института русской литературы РАН и автор интересных и неординарных книг - в настоящей статье пытается оправдать постмодернизм, дать ему в целом положительную оценку. Это объясняется не только и не столько сочувствием к постмодернизму - автора собственно постмодернистом назвать нельзя, хотя в постмодернистскую среду, бытующую в современной русской литературе, он, несомненно, входит. Главная же причина, думается, в другом: видя, как постмодернизм осваивает ткань современной культуры, преобразуя её по своему канону, и не обнаруживая причин, по которым ему не удастся освоить её всю (или почти всю), довольно искусительно примыслить себя к числу титульных лиц новой культурной эпохи, ведь в противном случае придётся самоопределиться в виде культурного маргинала, рискуя выпасть из-под внимания истории. Вот и приходится рассматривать постмодернизм под углом исторического оптимизма, ведь нужно же как-то оправдать свой выбор.
Между тем, несмотря на явную натянутость позитивных интерпретаций рассматриваемых параллелей новой эпохи к Средневековью, раскрытие в данной статье механизмов постмодернисткого мировосприятия представляет собойнесомненную ценность. И то, что мы наблюдаем сегодня очередной виток в движении по спирали, выражающийся в отказе от принципов классической культуры, - ценное наблюдение. Мы расходимся с Е.Водолазкиным, прежде всего, в оценке направления, в котором раскручивается спираль. По нашему мнению она идёт вниз, он же считает, что вверх. Безусловную ценность статьи также составаляет анализ структуры мироощущения, вполощенного в средневековой литературе, произведённый автором на основании древнерусского материала.
|
Наверх
|
|
Автор
Клэр Кэмерон (Claire Cameron)
|
Пять языков, которые могут изменить наш взгляд на мир.
|
Наверх
|
|
Автор
И.П. Корзун
|
Как человеку, прожившему четверть века на улице Маркса-Энгельса (ныне
Ваганьковская), в доме напротив Ленинки и прошедшего через все её залы - от
детского до научного – мне было бы, наверное, неприлично игнорировать Год
литературы.
Литература, книга – благодатнейшая тема, по которой сказано много хороших, верных слов
многими замечательными людьми – от Гоголя и Чехова до Бродского и Солженицына.
Все они единодушны в том, что достойная книга способна влиять на мысль, очищать
души, менять человека.
|
Наверх
|
|
Автор
Константин Васильев
|
Стоит ли доверять известному речению, что глас народа - это глас божий?
|
Наверх
|
|
Автор
И.П. Корзун
|
Беседы с Н.В. Гоголем
|
Наверх
|
|
Автор
Михель Гофман
|
Первая строка Библии: «В начале всего было Cлово», говорит, что мир был
создан «Словом».
|
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
Сравнение слов из
русского и украинского языков
|
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
Как в политике легко прийти к профанации христианского языка.
Анализ статьи С.Е. Кургиняна "Враг человечества"
|
Наверх
|
|
Автор
Вениамин Гудимов
|
Человек [. . .] текст. Что за многоточие между ними? Дело в том, что я не знаю, какой именно там может быть глагол. Может быть — создал? Набросал? Нарисовал? Или набрал? Связал? Прочитал? Проглядел?
|
Наверх
|
|
Автор
Анатолий Лунев
|
«Есть,
конечно, птички, которые в стае вообще не летают, они предпочитают вить
гнёзда где-то отдельно. Даже если они не члены стаи, они всё равно
члены нашей популяции, и к ним нужно относиться бережно по возможности». [1]
В.В. Путин.
|
Наверх
|
|
Автор
Ю.В. Рождественский
|
Главы из книги "Общая филология "
|
Наверх
|
|
Автор
Стародубцева Л.
|
Невозможность возвращения:
память и забвение в мифопоэтической топике сознания
|
Наверх
|
|
Автор
Константин Фрумкин
|
Возможность исчезновения книги под влиянием
компьютерных технологий беспокоит культурологов с конца прошлого века.
Этому, например, посвящена недавно вышедшая на русском языке и сразу
ставшая популярной книга интервью Умберто Эко и Жана-Клода Карьера под
характерным заголовком “Не надейтесь избавиться от книг!”. На первый
взгляд проблема здесь чисто техническая, связанная с гигиеничностью
экранов, дешевизной переносных электронных устройств и возможностью
решения проблемы авторского права внутри компьютерных сетей. Но в таком
ракурсе речь идет не о книге как таковой, а только о бумажной книге.
Вопрос о материальных носителях текстовой информации
мог бы и не быть столь важным, если бы от них не зависело отношение
человека к тексту. Вообще говоря, смешно предполагать, что угрозу
книжной культуре представляет прогресс в сфере распространения
информации, делающий тексты более доступными. Если где-то и таится
опасность, то это в мышлении и потребностях потенциального читателя.
Поэтому главный вопрос, который ставит развитие культуры отчасти
независимо от достижений компьютерной техники и телекоммуникаций, —
будет ли нужна книга человеку будущего.
|
Наверх
|
|
Автор
Галина Хотинская
|
 |
Светлана Михайловна Гайер (26 апреля 1923, Киев — 7 ноября 2010, Фрайбург-в-Брайсгау). Фото с yarki.ru
|
О "божьем даре" Светланы Гайер
и её тяге к бессмертию
| |
Наверх
|
|
Автор
Аронсон О.В.
|
Вокруг нас много книг. Изо дня в день они, стоящие в пыли на полках, лежащие на письменном столе неделями и месяцами, или — на полу у кровати со вчерашнего вечера, сложенные в углу и уже давно ждущие отправки в букинистический магазин, — изо дня в день они, попадаясь нам на глаза повсюду, от прилавков книжных магазинов и уличных лотков до вагонов метро, где вперемежку с газетами и журналами отвлекают людей от рассматривания друг друга...
|
Наверх
|
|
Автор
Уорф Бенджамен Л.
|
 | Работа опубликована в посмертном издании 1956 г. Русская публикация в 1960 г. (в сборнике "Новое в лингвистике", вып. 1). Уорф считается одним из основателей (наряду с Э. Сепиром) гипотезы лингвистической относительности, согласно которой языковые формы формируют мировосприятие человека. В настоящее время эта гипотеза не является популярной, однако работа Уорфа несмомненно интересна как иллюстративный материал взаимосвязей языковых явлений и культуры в широком понимании этого слова.
| |
Наверх
|
|
Автор
Кирилл Дегтярев
|
Движение словесного капитала, или свобода слова как индикатор общественного безумия и истощения
|
Наверх
|
|
Что в наше мыышление попадает извне, да еще так, что мы этого не замечаем? Как часто мы следуем встроенным в нас схемам, думая при этом, что мы действительно мыслим?
|
Наверх
|
|
|
|
|
|