Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863
Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Пространство смыслов
Язык постоянно развивается. Это развитие нелинейно, оно
происходит на разных уровнях и является результатом столкновения различных
процессов. Жизнь языка можно представить как возникновение смыслов и соответствующих
им языковых форм, конкуренцию между ними и закрепление культурного итога в
литературном языке.
В настоящем разделе мы размещаем статьи, посвящённые анализу
этого пространства смыслов, без привязки к конкретной эпохе, авторам и
литературным произведениям. Можно сказать, что здесь речь идёт о философии
самого языка.
Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
|
Автор
Г.В. Гриненко
|
 |
Эволюция знаков письменности и чисел с семиотической точки зрения
| |
Наверх
|
|
Автор
Максим Шишков
|
 |
Взаимодействие обиходно-бытового и религиозного представлений.
| |
Наверх
|
|
Автор
А.С. Серопян
|
 |
Автор подчеркивает, что текстовое пространство в русском языке правильнее мыслить как словесность, а не литературу. И культурной основой русской словестности является семантика Православия. Только с такой позиции и следует подходить, например, к преподаванию литературы в школе.
| |
Наверх
|
|
Автор
Р. Р. Ягнутова
|
 |
В статье прослеживаются истоки лингвофилософской концепции основателя общего языкознания и философии языка В. Гумбольдта. Особое внимание обращается на эстетические аспекты в работах философа, т. к. «дух народа» полнее всего выражается в языке поэзии.
| |
Наверх
|
|
Автор
Любовь Левшун, д-р филол. наук, проф.
|
 |
В статье на материале средневековой книжности slavia orthodoxa реконструируются смысл понятия «книги» в кирилло-мефодиевской традиции и рассматриваются причины и последствия постепенного угасания этой традиции в художественной литературе нового и новейшего времени.
| |
Наверх
|
|
Автор
В. П. Океанский
|
 |
Автор находит общие черты у сталинского подхода к языкознанию и философии имяславия.
| |
Наверх
|
|
Автор
Михаил Герман
|
 |
Доклад М. Ю. Германа, прочитанный 10 ноября 1997 г. на Международной конференции «Достоевский и мировая культура» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского.
Михаил Юрьевич Герман (1933-2018) - известный петербургский историк искусства, литератор, профессор, доктор искусствоведения.
| |
Наверх
|
|
Автор
Валентина Ветловская
|
 |
Роль церковнославянского языка в русской культуре совершенно особенная. Именно этот язык, ставший языком богопознания, позволил нашему народу подняться над земным горизонтом, в который мы неизбежно упираемся, утрачивая свои духовные корни.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Мы тратим своё реальное время на вымышленные истории. Почему? Чем нам интересен художественный вымысел? Что за истории люди рассказывают друг другу на протяжении многих веков?
| |
Наверх
|
|
Автор
С.Е. Никитина
|
 |
Мы выражаем себя в языке. "Мы" — это не только каждый из нас в отдельности, но и все вместе, т.е. множество, составляющее народ. И устная речь тут имеет определенное преимущество перед письменной — она более живая, а потому более чуткая. Автор занимается разработкой понятия языкового сознания на материале фольклора.
| |
Наверх
|
|
Автор
Сёрен Вихманн
|
 |
Нередко на простые вопросы приходится давать сложные ответы. Например: в чем разница между языком и диалектом? Если вы решите спросить об этом лингвиста, то усаживайтесь поудобнее. Хотя на первый взгляд в этом вопросе нет ничего сложного, ответить на него можно по-разному.
| |
Наверх
|
|
Автор
Т.Г. Струкова
|
 |
Что мы понимаем под повседневностью? Как понятие повседневности отразилось в мировой литературе?
| |
Наверх
|
|
Автор
Люсьен Февр
|
 |
Автор - один и основателей журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа, изменившая отношение историка к изучаемому предмету. Сторонники данного подхода считали, что для объяснения событий необходимо понять образ мысли участвовавших в них людей, реконструировать мышление человека интересующей нас эпохи.
Данная статься увидела свет в 1930 году.
| |
Наверх
|
|
Автор
Виктор Аксючиц
|
 |
Российское общественное мнение начиная с XIX века судит о
национальном характере русского народа не по реальной истории, а по
художественной литературе и публицистике. Общепринятым стало мнение, что герои
русской литературы выражают типы национального характера. Причины этого кроются
и в самоощущении литераторов, и в общественном мнении. У художественной
литературы свои творческие задачи, не совпадающие с потребностями изображения
«реальной» жизни. Однако это не мешало самим писателям полагать, что они изображают
вполне «реальную» жизнь. С другой стороны, общество было образовано в традиции
культуры «русского» Запада, поэтому могло судить о российской истории и
национальном характере через призму своих иллюзий и мифов.
| |
Наверх
|
|
Автор
Екатерина Ракитина
|
 |
Немного истории, немного цитат и несколько мыслей о нашей повседневности.
| |
Наверх
|
|
Автор
Юрий Откупщиков
|
 |
Данный материал представляет собой главу из книги К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
Скачать книгу полностью можно, перейдя по этой ссылке>>>
| |
Наверх
|
|
Автор
Хосе Ортега-и-Гассет
|
 |
Эссе известного испанского философа Хосе Ортега‑и‑Гассета (1883–1955) написано в 1930 г.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
В декабре
2016 года выдающемуся учёному с мировым именем Пьеро Каццоле (1921–2015) исполнилось
бы 95 лет.
| |
Наверх
|
|
Автор
М.М. Дунаев
|
 |
Мы так привыкли к сознанию высоты и уникальности русской классической литературы, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. А это дурно: не желая размышлять, пользуясь еще школьных лет шаблонами, мы своеобразие отечественной словесности плохо сознаем и чаще ограничиваемся чванливой уверенностью в художественном превосходстве творений русских гениев над всеми прочими и в их количественном изобилии по сравнению с иными европейскими литературами - чем лишь питаем собственную гордыню, не более того.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
В последнее время в православной среде проявилась тенденция, отрицающая пользу чтения художественной литературы. При этом под огонь критики попадает не бульварное чтиво, а классика, составляющая фундамент нашей национальной кльтуры, в частности, такие авторы, как Пушкин и Достоевский. Подобную направленность имеют, например, статьи священника Георгия Селина "Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка... " и Алексадра Буздалова "Пророчества Достоевского: мифы и реальность", опубликованные на Русской народной линии. Желание отбросить светскую культуру как избыточный и даже вредный для православного сознанияэ лемент встрчалось и ранее. Так что тенденция эта не нова. Время от времени она всплывает в истории. И определённые основания у неё есть. Но всё же Пушкина и Достоевского жалко: если мы от них откажемся, то с чем останемся? Можно ли обойтись вообще без художественной литературы? Этот вопрос нуждается в рассмотрении.
| |
Наверх
|
|
Автор
О.В. Дунаевская
|
 |
Каждый,
кто пишет в газете или популярном журнале о науке, знает, какие мучения
вызывает «ввод» научного термина. Часто это слово не знакомо широкому читателю,
непонятно даже из контекста и, как правило, воспринимается как «некрасивое» для
русского уха и глаза.
Сейчас
привычные языковые стили меняются, приобретая новые черты. Что представляет
собой новый язык науки? Каким становится главное научное слово - термин?
| |
Наверх
|
|
Автор
Яндекс
|
 |
Сто пятьдесят лет назад был впервые полностью опубликован словарь Даля.
Он прославился как словарь именно живого, повседневного языка, на котором говорили в России в середине XIX века. Мы решили посмотреть, насколько сильно с тех пор изменился язык, и сравнили слова из словаря Даля с теми, которые используют люди в поисковых запросах.
| |
Наверх
|
|
Автор
Евгений Водолазкин
|
 |
От редакции: Евгений Водолазкин - сотрудник Института русской литературы РАН и автор интересных и неординарных книг - в настоящей статье пытается оправдать постмодернизм, дать ему в целом положительную оценку. Это объясняется не только и не столько сочувствием к постмодернизму - автора собственно постмодернистом назвать нельзя, хотя в постмодернистскую среду, бытующую в современной русской литературе, он, несомненно, входит. Главная же причина, думается, в другом: видя, как постмодернизм осваивает ткань современной культуры, преобразуя её по своему канону, и не обнаруживая причин, по которым ему не удастся освоить её всю (или почти всю), довольно искусительно примыслить себя к числу титульных лиц новой культурной эпохи, ведь в противном случае придётся самоопределиться в виде культурного маргинала, рискуя выпасть из-под внимания истории. Вот и приходится рассматривать постмодернизм под углом исторического оптимизма, ведь нужно же как-то оправдать свой выбор.
Между тем, несмотря на явную натянутость позитивных интерпретаций рассматриваемых параллелей новой эпохи к Средневековью, раскрытие в данной статье механизмов постмодернисткого мировосприятия представляет собой несомненную ценность. И то, что мы наблюдаем сегодня очередной виток в движении по спирали, выражающийся в отказе от принципов классической культуры, - ценное наблюдение. Мы расходимся с Е. Водолазкиным, прежде всего, в оценке направления, в котором раскручивается спираль. По нашему мнению она идёт вниз, он же считает, что вверх. Безусловную ценность статьи также составаляет анализ структуры мироощущения, вполощенного в средневековой литературе, произведённый автором на основании древнерусского материала.
| |
Наверх
|
|
Автор
Клэр Кэмерон (Claire Cameron)
|
 |
Пять языков, которые могут изменить наш взгляд на мир.
| |
Наверх
|
|
Автор
И.П. Корзун
|
 |
Литература, книга – благодатнейшая тема, по которой сказано много хороших, верных слов
многими замечательными людьми – от Гоголя и Чехова до Бродского и Солженицына.
Все они единодушны в том, что достойная книга способна влиять на мысль, очищать
души, менять человека.
Ну, а если востребован текст малоизвестный, оригинальный, наводящий на размышления, – тут к нашим услугам Мераб Мамардашвили. Достойные книги, говорит философ, – "дети тьмы и молчания", где "молчание" – одиночество, а "тьма" – глубины, которые нужно преодолеть, чтобы достигнуть истины. Иначе говоря, это "узнавание того, что я есть на самом деле и кто я"... Это путь, идущего из своей темноты к своему свету. К самому себе, истинному, чтобы обменять свою индивидуальную душу на общечеловеческую.
| |
Наверх
|
|
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 40 |
|
|
|