Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863
Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Русское слово: век XIX-й и ранее
В настоящем разделе мы размещаем статьи, посвященные
золотому веку русской литературы. Хотя отечественная литературная традиция
оформилась лишь в XIX-м
веке, предшествующую ей эпоху нельзя считать временем, вычеркнутым из литературной
истории. Наша литература опирается на русскую духовность, и очень важно понимать, как движение национального
духа отразилось в возникновении русской
литературной классики.
Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь.
| |
Наверх
|
|
Автор
Дергачева И.В., Дергачев В.В.,
|
 |
В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова).
| |
Наверх
|
|
Автор
Екатерина Иванова
|
 |
В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего
звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова,
продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных
формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом
искусстве.
Текст стихотворения>>>
| |
Наверх
|
|
Автор
Павел Иванов
|
 |
В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.
|
 |
«И в любви жизнь и смерть...»
| |
Наверх
|
|
Автор
Валерий Волков, д-р филол. наук, проф.
|
 |
Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации
лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской
поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам
полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить
контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый",
которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются
своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли.
| |
Наверх
|
|
Автор
А.Г. Кулыгина
|
 |
Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Николай Семёнович Лесков создал рассказ (1887) специально к святкам.
| |
Наверх
|
|
Автор
В.Ф. Стенина
|
 |
Философия и психология творчества.
В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
О христианском звучании дара Пушкина
| |
Наверх
|
|
Автор
Юхнова И.С.
|
 |
Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога.
| |
Наверх
|
|
Автор
И. Муллер де Морогуес
|
 |
Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова
| |
Наверх
|
|
Автор
Л.Г. Панин
|
 |
История литературных языков многих народов донесла имена их
создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного
развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа
одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного
языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с
тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской
деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых».
| |
Наверх
|
|
Автор
Николай Головкин
|
 |
Многие
строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных
потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих
событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
| |
Наверх
|
|
Автор
Герман Гессе
|
 |
Эссе по "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского написано ещё до самых "громких" романов писателя, но это уже - плод состоявшегося и довольно известного автора. Написано оно в 1919 году, когда только что отгремела Первая мировая, а в России ещё бушевала гражданская война. Переживаемый момент истории отразился на восприятии писателя. Да и вообще, европейцу (даже такому ориенталистки ориентированному, как Гессе) сложно, практически невозможно понять русского человека, заглянуть на донце русской души, предъявленной Достоевским. Вне Православия (и уж тем более - вне христианства) - это никак не получится. И всё же статья Гессе полезна для отечественного читателя. Это - взгляд со стороны, который улавливает то, что мы можем не заметить или постесняемся сами проговорить. Стоит обдумать то видение "Братьев Карамазовых", которое здесь обрисовал Гессе, - быть может, мы сможем открыть для себя новую глубину великого романа.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Глава из книги (сокращенный вариант).
“А вы не называйтесь
учителями,
ибо один у вас Учитель – Христос”
(Мф.
23: 8)
| |
Наверх
|
|
Автор
Ирина Монахова
|
 |
Вступительная статья к книге Мысли и афоризмы В.Г.Белинского / Составители Е.А.Грачёв, Т.В.Шалыганова, Л.М.Руднева, Прага: Vĕdeckovydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
О Тургеневе было не принято говорить как о христианском писателе. По большей части его представляли как «атеиста», «либерала», «западника», «русского европейца».
Но к сожалению, это не только атеистические либо иноверческие трактовки, лукаво насаждаемые, как плевелы среди пшеницы, на протяжении долгих десятилетий.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Очерк по творчеству Н.С. Лескова
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Мысли о произведении Н.С. Лескова "Рассказ про чёртову бабку".
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Тема прототипов в литературе. Управляющий имения И.С. Тургенева стал основой персонажа Н.С. Лескова в романе "На ножах".
| |
Наверх
|
|
Автор
Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.
|
 |
Никакими мерками не измерить безмерный талант Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) , не исчерпать до конца глубин его произведений, в которых каждая строка проникнута скрытой теплотой его сердца. Своему рассказу «Скрытая теплота» Лесков предпослал эпиграф: «Скрытая теплота не поддаётся измерению», и слова эти – о самом писателе.
| |
Наверх
|
|
Автор
Ростислав Плетнев
|
 |
Главка из книги «Достоевский и духовная литература» (публиковалась в журнале "Путь", №58 (1938-9)
| |
Наверх
|
|
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 58 |
|
|
|