С кем ты, чиновник? |
31.05.2018 г. | |
Чьи интересы должен защищать чиновник - государства или бизнеса? Хороший менеджер по работе с
клиентами должен принимать интересы своих клиентов близко к сердцу. Его задача
- сделать так, чтобы клиент был доволен. А для этого он должен стремиться по возможности
решить все его проблемы. Но иногда настройки лояльности у менеджера сбиваются:
его лояльность к клиентам перевешивает лояльность к родной компании. При
столкновении интересов он встаёт на сторону клиента и защищает его в ущерб
своей организации. И тогда хороший менеджер превращается в плохого. И если он
не вразумится, то его следует уволить, иначе причиняемый им вред будет расти. Нечто подобное, очевидно,
просматривается и в государственном управлении. Чиновник существует не в
вакууме, он является сотрудником определённого ведомства. Что такое
министерство? В каком-то смысле это - структура, имеющая своей клиентурой целую
отрасль. С одной стороны, задача министерства - найти баланс между свободой
деятельности предприятий, эту отрасль составляющих, и государственными интересами.
С другой стороны, поскольку государство заинтересовано в существовании данной
отрасли, министерство должно заботиться, чтобы подответственным предприятиям
было хорошо. Чтобы их число росло, а
доходы умножались. Развитая отрасль - гарантия стабильности и доходов
государства, и государственной системы как таковой. И тут чиновника поджидает
ловушка. Он может проникнуться интересами своих подопечных настолько сильно,
что будет отстаивать их, не беря в расчёт интересы государства в целом. Это
называется узковедомственным мышлением. Дай такому чиновнику волю, и он
увеличит степень свободы в вверенной ему отрасли настолько, что на других
участках государственной жизни что-то начнёт ломаться. Непонимающий целостности
государственного механизма чиновник не может считаться хорошим управленцем,
какие бы он ведомственные результаты не выдавал на-гора. По большому счёту,
такого чиновника следует уволить, потому что он создаёт угрозу всей системе. 30 мая в Чите прошел II-й Забайкальский медиафорум,
в котором принял участие заместитель министра цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Алексей Волин - чиновник со стажем, в
министерстве работает с 2012 года (тогда оно называлось Минкомсвязь, теперь сокращают
как Минцифра). В 2000-2003 годах работал заместителем руководителя аппарата
правительства, отвечал за связи с общественностью и курировал СМИ. Подобный
профиль понятен, так как родом сей персонаж из РИА «Новости». Был гендиректорм
телеканала «Деловая Россия». Участвовал в предвыборной кампании Ельцина. После
чего работал в аппарате Президента (всё те же связи с общественностью). Уже при
Путине получил звание Действительного Государственного Советника 1-го класса
(соответствует званию генерала-полковника). Либеральные корни чиновника ясны.
Но он снова - в обойме. Время сегодня другое, а его мировоззрение, видимо, мало
поменялось. Как ответственный за СМИ, Волин обеспокоен их выживанием. Это,
наверное, правильно - на то и поставлен. Но интересы подопечных не должны
застилать интересы государства. А вот интересы государства Волин, пожалуй,
просто не видит. Выступая на форуме, Волин заявил, что министерство
по-прежнему «выступает за широкую либерализацию
рекламного рынка». Экономическая подоплёка тут
понятна. Есть ограничения на рекламу алкоголя, БАДов, медицинских услуг,
лекарств. Все эти ограничения сужают рынок. В результате СМИ получают меньше
рекламных объявлений, их доходы падают. Тема не нова. Волин выступал за
отмену запрета на рекламу алкоголя и БАДов ещё в 2015 году. Пытался
противостоять солидарной позиции ФАС, Минэкономразвития и Минздрава. Не
получилось. Наоборот, идёт дальнейшее наступление на свободу рекламы. В Госдуму
в этом году уже пытались внести закон о запрете рекламы лекарств на
телевидении. Минздрав хотел бы запретить (как это сформулировал Волин) «фастфуд, все сомнительное, сладкое, жирное,
нездоровое». В общем, останется реклама только того, что
действительно приносит пользу. Как с этого будут кормиться СМИ? Впрочем, думается, экономические
соображения - это ещё не всё. Волин негативно воспринимает любые ограничения в
работе СМИ. Когда-то он выступал с идеей отказа от прямого вмешательства государства
в сферу масс-медиа, заявлял, что средствами массовой информации надо не
управлять, а манипулировать. Такой вот адепт свободы в федеральном
министерстве. Что будет с людьми, отведавшими
пропущенной им рекламы, его мало интересует. Что будет со страной, в которой
народ спивается, теряет здоровье, вымирает, его тоже, видимо, не заботит.
Благополучие СМИ он готов строить на эксплуатации пороков, и совесть его не
болит. (Кстати, это - черта к портрету
СМИ вообще. Большинство масс-медиа - это упыри. Они питаются нашей жизнью. Мы
думаем, что их задача - дать нам информацию или обеспечить досуг, а ведь нет.
Их задача - заработать на рекламе. И чем больше мы будем покупать (и хорошего,
и плохого), тем им лучше. Одного хорошего мало, прибавить плохого - так
получится гораздо больше. Вот и вся их жизненная философия). Возможно, иметь такого человека,
как Волин, в профильном министерстве по-своему полезно. Он работает в качестве
противовеса всем желающим «завинтить гайки»
на рекламном рынке» (слова самого Волина). Но польза эта - весьма
ограниченная. Очевидно, что Волин - не государственник. Он не занимается
строительством страны, его предел - лоббирование интересов участников рынка. И,
стало быть, он плохой чиновник. Не адекватный требованиям момента. Не пора ли
ему снова оказаться среди тех, к кому он так близок - среди бизнесменов от СМИ,
а не государственных управленцев? | |
Наверх |