А.С. Пушкин: В пламени Божественной любви… |
![]() |
О христианском звучании дара Пушкина
Я одарю тебя молитвами души <…>
Молитвами любви, смирения и мира [1]
А.С. Пушкин
Поэтический гений
Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) был явлен миру как истинное чудо. «Наш
поэт представляет собою нечто почти даже чудесное, неслыханное и невиданное до
него нигде и ни у кого», «ни в каком поэте целого мира такого явления не
повторилось» [2],
– справедливо
утверждал христианский писатель-пророк Ф.М. Достоевский.
Сам Пушкин воспринимал ниспосланный
ему талант не только как дар, но и как задание свыше – нести человечеству
проповедь Божественной истины:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей» (2, 149–150).
Стихи словно объяты
Божественным пламенем горения духовного. Сердце поэта-пророка – это «угль, пылающий огнём», в согласии с апостольским призывом: «Духом пламенейте; Господу служите» (Рим.
12:11). Неслучайно «Пророк» явился
духовным ядром пушкинского творчества как служения пророческого, вместившего «в
себе идею всечеловеческого единения, братской любви» (14, 419).
«Велик и свят был жребий твой!..» – восклицал о Пушкине Ф.И.
Тютчев. Он же выразил задушевную мысль, излившуюся из самого сердца России:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Последующие поколения
русских писателей и читателей, «благоговея
богомольно перед святыней красоты» (если говорить пушкинскими же стихами), в
надежде вдохновения и творческого озарения припадали к родникам литературного
наследия поэта. Неразделимый с Родиной проникновенный лирик С.А. Есенин писал,
что Пушкин «русской стал судьбой». Поразительный
есенинский образ соединил величайшего поэта России с главным христианским Таинством:
А я стою, как пред Причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
В торжественном венке,
сплетённом «дивному гению», сверкает множество
драгоценных жемчужин – художественно-поэтических образов, восторженных слов
признательности, изумления, восхищения, благодарности. И в то же время – скорби
о ранней трагической гибели великого Поэта России, разделившего участь других
убиенных русских поэтов-пророков.
Об их общей судьбе, предчувствуя
собственную скорую гибель, писал современный поэт Николай Мельников, убитый при
невыясненных обстоятельствах вблизи Оптиной Пустыни:
На мне стоит клеймо поэта,
А у поэта на Руси –
Так довелось – недолги
лета.
Мне тридцать. Господи, спаси!
Во все времена властям
предержащим было ненавистно талантливое
честное слово русских писателей и поэтов. «Свободы,
гения и славы палачи» избавляются от
неугодных самыми изощренными способами.
При этом в каждой
любящей Пушкина душе утешительным упованием отзываются строки его заповеди о
жизни вечной:
Нет, весь я не умру –
душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит (2, 460)
Как послушание Богу сформулировал
поэт программу своего творчества: «Веленью
Божию, о муза, будь послушна…» (2, 460) Покорный «веленью Божию», создавал Пушкин нетленные типы и образы своих
чудесных сказок, поэм, повестей, «маленьких трагедий», драмы «Борис Годунов», романа
в стихах «Евгений Онегин», всей своей многогранной, сверкающей алмазной россыпью лирики: пейзажной, любовной, элегической, анакреонтической, патриотической,
вольнолюбивой, философской, религиозно-мистической, молитвенной… И «тут целое
основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной,
с родным народом, с его святынею», «свидетельство того мощного духа народной
жизни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой правды» (14, 434–435).
Ниспосланная величайшему
русскому поэту «та особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни
у кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости», способность
«любить человечество и носить в себе всеединящую душу» (14, 418–420) сотворила
это дивное чудо пушкинского творчества. Во всякой человеческой душе,
прикоснувшейся к нему, находит оно свой благодатный отклик. Вот почему каждый с
полным основанием может сказать: «Мой Пушкин». Вчитываясь в него, важно сердцем
найти самое для себя сокровенное – то, что выбирает душа.
Мой Пушкин – это прежде
всего великий «духовный труженик», томимый «духовной жаждою», стремящийся «сердцем
возлетать во области заочны»:
Дабы скорей узреть – оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата (2, 442)
Это
пламенеющий духом, рождённый «для
вдохновенья, для звуков сладких и молитв» поэт-молитвенник:
Молитеся – да взыдет к Небесам
Усердная молитва православных (4,
210)
«Пробудясь, Господню волю Сердцем
он уразумел», и это дало возможность создать
настоящие духовные сокровища русской литературы.
Таковы «Отцы пустынники и жены непорочны…» – не
просто поэтическое переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, но подлинное
молитвотворчество. Всем сердцем обращаясь ко Господу, с покаянным смирением
испрашивает Пушкин благодатных душеспасительных даров:
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи (2, 456)
Как учил преподобный
Максим Исповедник, «у человека два крыла, чтобы возлетать к Богу: свобода и
благодать». Пушкин прославлял истинную свободу в Боге как
одну из главных ценностей бытия. Он мечтал о ней, «как узник из тюрьмы замысливший побег» (2, 441). Невольником
Пушкин ощущал себя не только в ссылках, куда власти изгоняли его за «свободный, смелый дар». Чувство подневольного, рабского положения, отведенного
гениальному художнику в «стране рабов,
стране господ», всегда угнетало поэта:
Давно завидная мечтается
мне доля –
Давно, усталый раб,
замыслил я побег
В обитель дальную трудов
и чистых нег (2, 387)
Свободе посвящён маленький
шедевр пушкинской лирики «Птичка» – крохотное и трепетное, словно певчая
птичка, стихотворение, созданное на «чужбине», во время южной ссылки:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать! (2, 7) Это поистине универсальное творение, которое воспринимается разумом и чувством и в самом малом возрасте, и в юности, и в зрелости, и в глубокой старости. Стихи написаны в связи с умиляющим сердце русским народным обычаем на Благовещение и Пасху выпускать из клеток перезимовавших в домах певчих птиц: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это» (9, 66), – писал Н.И. Гнедичу Пушкин. Благую весть, пасхальную радость воплощает отпущенная в небеса поющая вольная птица. Слышатся в стихах Пушкина и великая вера, и надежда, и любовь. Но любовь, по слову апостола, «из них больше» (1Кор.13:13). Согласно толкованию преподобного Максима Исповедника, «Вера и надежда имеют предел: любовь же, соединяясь с пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки».
Пушкину в его прозрениях
и предчувствиях, несомненно, были приоткрыты духовные тайны «жизни будущего века», Царствия
Небесного. Поэт прямо говорил о действии Божьего Промысла в своей судьбе:
Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как Ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой (2, 746)
За два года до
гибели у Пушкина сложились удивительные,
таинственные стихи:
Чудный сон мне Бог послал –
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия Небес.
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец... (2, 634)
Загадочное видение из
иного мира отзывается в замирающей душе отрадой, благой вестью: «сон отрадный, благовещный». Но
лирический герой, сознавая земность падшей человеческой природы, искаженной
первородным грехом, не может в то же время не испытать смущённого
замешательства, разноречивых чувств:
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец (2, 635)
Всё в Божьей власти и
Божьей воле. Отходивший ко Господу Александр Сергеевич Пушкин, по свидетельству В.И. Даля, внятно произнёс: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше, ну,
пойдём»[3]. Душа его начала
восхождение. Поэт удостоился святого венца и Небесного Царствия по
беспредельному милосердию Божию. Он пребывает в вечной гармонии и бесконечной
любви Божией. Но нет на земном языке слов, чтобы выразить то, что непостижимо
человеческим разумом. Ибо, как благовествовал апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог
открыл это Духом Своим» (1Кор. 2, 9–10). Человеку остаётся только уповать
на волю Божию – святую, благую, совершенную.
«Да будет воля Твоя», – это прошение ежедневно
повторяют христиане в молитве Господней
«Отче наш…», испрашивая того, что душеполезно, спасительно, богоугодно,
неподвластно человеческому уму. Отказом от самоволия и покорным приятием воли
Божией завершает Пушкин своё стихотворение – в полном созвучии с молитвой
Господней:
Но Твоя да будет воля,
Не моя (2,635)
Поэт осознал и прочувствовал это «своим глубоко прозорливым
и гениальным умом и чисто русским сердцем» (14, 416). И он же, по мысли
Достоевского, «дал и великую надежду, <…> что русское общество может быть
излечено, может вновь обновиться и воскреснуть» (14, 417). Пушкинское
творчество, как и вся русская классическая литература, подобно православному
Символу веры, проникнута христианским пасхальным упованием на воскресение
«мёртвых душ»: «Чаю воскресения мертвых и
жизни будущаго века».
[1] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. –
М.: ГИХЛ, 1959–1962. – Т. 3. – С. 268. Далее ссылки на это издание приводятся в
тексте с указанием тома и страницы.
[2] Достоевский Ф.М.
Дневник писателя. 1880 //Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. – Л.: Наука, 1988–1996.
– Т. 14. – С. 436, 438. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с
указанием тома и страницы.
[3] Записка доктора
В.И. Даля //Пушкин и его современники: Материалы и исследования. – Пг., 1916. – Вып. 25–27. – С. 68. |
||
09.11.2019 г. |
||
Наверх |