ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Модернизация изнутри

Печать
АвторКирилл Дегтярёв  

Сегодня принято говорить о модернизации. Она стала обязательным элементом "правильной" картины будущего России. И, наверно, это оправданно, поскольку нам действительно требуется рывок. Без мобилизации, без технологического рывка статус России как мировой державы будет утрачен окончательно и бесповоротно. А вместе с ним может быть потерян и суверенитет.

Однако, став частью официоза, понятие модернизации попало в своеобразную "зону недоверия". Мы не верим, что власть говорит о модернизации всерьёз. Мы не верим, что будут предприняты реальные действия, направленные действительно на модернизацию. Но если модернизация нам всё же необходима, как быть?

Автор статьи рассуждает о модернизации с точки зрения народа России. Что можем сделать мы, не дожидаясь решений сверху/? И какая модернизация действительна нам нужна?

 

 

Представим себе спортсмена – бывшего чемпиона мира, который, увы, бросил спорт лет этак 25 назад, начал пить, курить и неправильно питаться.

И, после этого, от него требуется, чтобы он, если не вернул себе чемпионство, то, хотя бы, добился места в пятёрке лидеров. Причём, при условии, что свой неспортивный образ жизни он не бросит.

 Именно это напоминают наши декларации о модернизации страны. Задача модернизации поставлена – на словах, во всяком случае, на фоне более глобальной задачи – «интеграции в мировую экономику». Для нас модернизация – это «возвращение в большой спорт», а «интеграция в мировую экономику» - «продолжение неправильного образа жизни».

В мировой системе нам отведено место сырьевого придатка с лимитом населения примерно в 50 млн человек.

Наше же вступление в ВТО— это очередной «гвоздь в крышку гроба» нашего развития. 

Картина советского художника Александра Дейнеки На просторах подмосковных строек 
Александр Дейнека, "На просторах подмосковных строек", 1949

Решить такую задачу – одновременно модернизацию и интеграцию, ещё, вероятно мог единый, великий, могучий и развитый СССР лет 25-30 назад. Поэтому ему-то интегрироваться никто и не дал. 

Но нынешняя Россия, которая в 1986-91 гг. с распадом СССР одним махом потеряла половину населения, ресурсов и ВВП, где последние 20 лет шёл и продолжается разгром науки, образования, промышленности - на фоне развития остального мира, где продолжается истощение кадровых и в целом человеческих ресурсов, это не осилит. 

Под успокаивающие разговоры о модернизации будет продолжаться развал страны, нас окончательно затянет в «интеграционную воронку», и никакое Сколково нас не вытянет.

Мы действительно «отстали навсегда». 

В связи с этим горькая для нас правда содержится в словах одного из наших злейших врагов – Збигнева Бжезинского, сказавшего примерно следующее:

«Россиянам надо очнуться от розовых снов, в которых они видят себя великой державой, потому, что с одной стороны у них – в 10 раз превосходящая их экономика США, с другой – в 10 раз превосходящая экономика ЕС, с третьей – в 4 раза превосходящая экономика Японии, с четвёртой – в 5 раз превосходящая их экономика Китая». 

Нужен какой-то фантастический кульбит, чтобы вырваться из пике. 

И, в связи с этим, например, «Форсайт-проект «Детство-2030» , при всей своей дьявольщине, основан на верных предпосылках. И отчасти – даже предлагает верный вывод. Всего лишь в том смысле, что единственное, на что можно рассчитывать – это люди России. Именно ими надо заниматься в первую очередь. 

Мы продолжаем терять людей, терять кадры, спиваться, будем и дальше терять территории – условия, создающие эти процессы, не устранены. Более того, мы «подписались» под соблюдением этих условий, и отзывать свою подпись не собираемся. 

У нас нет субъекта модернизации, нет субъекта экономического и научно-технического развития. Ни власть, ни бизнес под это не «заточены». 

В этой ситуации бессмысленно выходить с какими-то предложениями куда-то наверх. Мы можем обратиться только к самим себе и своим близким и подумать, что мы сможем сделать, опираясь на свои небольшие ресурсы. 

Мы должны выжить, удержать Россию, вывести её из тупика и спасти остальное человечество (а как же нам без этого?), идя против течения, против господствующих тенденций. Это очень тяжело, но вряд ли есть какой-то иной путь.  

Первое – нам надо рожать детей. Это утверждение тут же рождает известные вопросы: «А что их ждёт?», «Можем ли мы себе позволить?», «Способны ли мы их обеспечить?». Но ведь мы вымираем. Если будем рожать детей – как минимум, есть шанс, что не вымрем. А не будем – вымрем, с чувством глубокой ответственности и умными мыслями, подобные «премудрому пескарю» Салтыкова-Щедрина. 

Второе – нам надо воспитывать наших детей. Это становится полностью нашим делом. Ни школа, ни улица, ни производство их не воспитают. 

Из общественных структур в качестве единственной опоры можно рассматривать Церковь – хранительницу истинных ценностей, но священники всё равно родителей не заменят. 

Третье – мы должны сохранить, пусть для этого придётся действовать в катакомбах, почти в подпольных условиях, то хорошее, что у нас есть. 

Мы – своего рода «староверы» западного мира. Это в своё время говорил дьякон Андрей Кураев применительно к вере, но это можно распространить и на все стороны жизни.

У нас сохраняется классический подход к образованию. И классическая схема образования. Из школ она будет изгнана, поэтому нам надо будет самим учить своих детей. 

У нас сохраняется незамутнённое «кондовое» представление об основных морально-этических нормах. 

Да, крепкая семья – это хорошо. Семья – это муж, жена и их дети, а также связанные с ними старшие поколения и другие родственники (так сказать, расширенная семья). А, скажем, гомосексуализм – это половое извращение, и «однополый брак» браком не является. 

Да, быть честным, защищать слабых, защищать родину, быть хорошим другом – это хорошо. «Быть успешным», «быть конкурентоспособным» - это вторично и годится лишь в качестве средства, в той мере, в какой это позволяет решать основную задачу – защищать правду и защищать своих. 

Хорошо – это честь, совесть, спасти утопающего, накормить голодного, выучить безграмотного. А «свобода», «демократия» и т.п. – это абстракции. 

Эти традиционные классические нормы надо хранить и придерживаться их в повседневной жизни. Нельзя позволять сбить себя с толку. 

Нам нужно, возможно, даже сформулировать морально-этический кодекс, некий «светский Символ Веры». Или, может быть, правильнее сказать, «социальный Символ Веры».  

С чистотой морально-этических норм и ясностью сознания тесно связана чистота и ясность языка. Его надо не потерять. С одной стороны, конечно, читать хорошую литературу, правильно говорить, не засорять свою речь матом, словами-паразитами, жаргонизмами. 

С другой стороны – бороться со словами и понятиями – «вирусами», убивающими истинные смыслы. Это отдельная работа – возвращение и сохранение истинных имён и разоблачение ложных. Их много – «политкорректность», «толерантность», «прогресс» и т.д. и т.п. 

Наконец, у нас есть ещё одно преимущество – мы пока больше, чем западные люди, способны к самообслуживанию. У нас больше людей, способных пока починить сливной бачок в унитазе самостоятельно. У нас больше людей работает на дачах и обустраивает загородное жильё. И т.д. Т.е. у нас лучше сохранились навыки самообслуживания и взаимодействия в условиях «автономного плавания». 

И это искусство надо сохранять, развиваться, учиться, по возможности, всему, что помогает выживанию, обмениваться опытом, учить этому наших детей.  

Мы, кстати, пока ещё умеем общаться архаичным образом – собираться вместе и говорить, и петь под гитару. Это тоже надо не утрачивать. И развивать, по возможности, традиционные формы общения. 

Очень важно сохранить и культивировать способность общаться и взаимодействовать, минуя публичное пространство, в том числе — интернет, которое в большей степени является средством не объединения людей, а манипуляции ими. 

Резюмируя, мы можем и должны (не надеясь на власть и не ища спонсоров и инвесторов): 

  • Просто размножаться, физически воспроизводя себя;
  • Хранить, продолжать и развивать свою культуру, опираясь на классические, «архаичные» формы и способы;
  • Учиться выживать и поддерживать друг друга экономически. 

Это необходимое условие выживания, а в дальнейшем – необходимое условие и модернизации. Нельзя исключать, что именно на этом пути будут сделаны, в качестве «побочного эффекта», и какие-то большие научно-технические открытия. 

Если говорить о нашей миссии по отношению к человечеству… Вот это, «сохранение старой веры», нравственное и умственное развитие в её рамках, и может стать той миссией.

Мир сходит с ума и тупеет. Мир ждут огромные катаклизмы и бедствия. 

А русские катакомбы (не «катакомбы для русских», мы приглашаем всех, кто разделяет наши подходы) могут стать местом сохранения и развития истинных смыслов и школой выживания  во всех смыслах: физического выживания, морально-этического и умственного выживания, культурного выживания, экономического выживания. 

И, если говорить о роли для всего человечества, не только для нас, то это способ сохранения и  развития мировой классики – духовной, культурной, умственной, морально-этической. 

«Модернизация» - от слова «Модерн», а Модерн, по сути своей, и есть эта мировая классика.

Это, если угодно, некий светский или социальный монотеизм -  не все «буквально веруют» в христианские, мусульманские и другие монотеистические догматы, но даже неверующие могут разделять монотеистическую этику и философию. 

 Эта система ценностей разрушается, её разрушают,  поэтому быть модернистом или модернизатором сейчас — примерно то же, что быть консерватором. 

В Писании сказано: «Не нарушить пришёл Я, но исполнить». Но для исполнения необходимо сохранить то, что надо исполнить, сохранить почву. 

Подобный опыт в человеческой истории есть — у некоторых народов или других объединений людей. И, вероятно, нам есть, чему у них поучиться — способу сохранения и передачи своих понятий,  умению жить в своих катакомбах и терпению — умению ждать, понимая, что впереди десятки, а быть может, и сотни, или даже тысячи лет в подполье. 

Можно, в связи с этим, вспомнить евреев, цыган, наконец - масонов. Но у нас есть и более близкий нам опыт — первых христиан, старообрядцев, казаков, монахов. Да и Русь несколько веков была расчленена, находилась в вассальной зависимости от Орды, одновременно испытывая давление с Запада. Так что можно надеяться на генетическую память, которая позволит нам вспомнить навыки выживания в отсутствие сильного патерналистского государства.

 

 

 


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение