Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
ЮMoney 41001508409863
Если у Вас есть счет в системе ЮMoney, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| АвторВ.П. Козырьков |  | В статье дается общая оценка феномена детства в современной культуре в связи с другими субкультурами и в контексте общей культуры. Высказывается идея, что возрастные субкультуры в культуре постмодернизма приобретают релятивный характер, а их содержание во все большей степени обусловлено не природой человека, а потребностями идеологии, экономики, политики и др. глобальных социальных систем. В этом процессе все большее значение приобретает феномен детства. |
| Наверх | | АвторМихель Гофман |  | Автор даёт очерк американского общества, где место подлинной культуры отвоёвывает (или даже уже отвоевало) потребление. Но, к сожалению, этот процесс происходит повсеместно, в глобальном масштабе, в том числе и в России. |
| Наверх | | АвторВ.В. Миронов |  | Автор рассматривает культурный сдвиг в результате возникновения глобального информационного пространства сквозь призму диалога культур: привычные контуры диалога культур - отдельных локальных или высокой и низкой культур внутри локальной разрушены; в результате человечество переживает кризис культуры как таковой (Культуры с большой буквы). |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | С наступлением цифровой эпохи изменился характер познания. Может быть, мы теперь знаем меньше, чем следует?
|
| Наверх | | АвторИрина Морозова |  | И
останутся от нас одни аватары… Из
диалогов со студентами |
| Наверх | | АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф. |  | Частично публиковалось в журнале «Философия хозяйства» 2017.
№ 2 |
| Наверх | |  | Интервью редактора сайта Культуролог порталу Кавказский геополитический клуб . Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба. |
| Наверх | | АвторГалина Варакина, доктор культурологии |  | История, сущностные характеристики китча и его место в обществе потребления. |
| Наверх | | АвторМиронов А.В. |  | Главы из книги "Технократизм - вектор развития глобализации". Полный текст книги доступен по этой ссылке>>> |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | Иван Карамазов о Великом Инквизиторе: «На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы великого страшного духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, “недоделанные пробные существа, созданные в насмешку”. И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми».
(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы») В развитии современного мира некоторые процессы можно определить как базисные. Это - то, что определяет лицо завтрашнего дня и объясняет изменения, происходящие сегодня. |
| Наверх | | АвторКонстантин Белов |  | (Выступление перед студентами политехнического института) Мы присутствуем при рождении нового дня или при наступлении новой кромешной ночи. Н.А. Бердяев |
| Наверх | | АвторВиктор Аксючиц |  | В современной культуре господствует постмодернистский дух. Пагубные веяния насаждаются не «мировым заговором», «мировым правительством» или «враждебными силами», а «по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе» (Ф.М. Достоевский). Идейные мании распространяются и заразны для человеческого духа, также как вирусы для тела. И только духовное, нравственное и интеллектуальное здоровье, то есть метафизический иммунитет личности позволяет самосохраниться в заражённой культурной атмосфере. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | ...между мирозданием по христианству и мирозданием по постмодернизму при
желании можно разглядеть что-то общее. И это — не случайно.
Постмодернизм вытеснил и подменил христианство. Он не смог бы это
сделать, если бы в чём-то не затрагивал те же струны нашей души... |
| Наверх | | АвторВениамин Гудимов |  | Подготавливая эту cтатью, вспомнил встречу с ребенком, который считал себя роботом, ходил по ночам в школу для роботов и верил, что сам скоро станет роботом. Родители были в ужасе, поскольку ребенок в движениях и интонациях повторял своих кумиров из мультфильмов. Социальная действительность изменяется: если ребенок в детском саду не просвещен в области «биониклов» и «человеков-пауков» — возникает риск неприятия его группой. Затем — типичная и знакомая многим ситуация, когда подвижный ребенок садится перед телеэкраном с мелькающими кадрами мульт-сериала — он успокаивается. Далее — понимание того факта, что в настоящее время нет просто игрушек, есть «высокотехнологичный продукт», который воздействует на психику ребенка определенным образом… Словом, поводов для углубления в тему достаточно. |
| Наверх | | АвторРозин В.М., д-р философ.н., проф. |  | Мода как культурно-семиотический и психологический
феномен |
| Наверх | | АвторЛ. В. Щеглова, д.филос.н., проф. |  | Автор размышляет, к каким культурным и дискурсивным последствиям приводит переход от рациональной парадигмы cogito ("мыслю") к современной парадигме affirmo ("представляю"). |
| Наверх | | АвторНиколаева Е.В. |  | Культурный концепт и его смыслы |
| Наверх | | АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф. |  | При первом
взгляде на глобализацию она предстает как усиление взаимосвязей между людьми
разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного
шара единого человечества. Радоваться бы этому! О жизни "без границ и
контрибуций" мечтали самые благородные умы. Однако в который раз
подтверждается, что реальное осуществление некогда желанных целей часто проблем порождает
больше, чем решает. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | Анализ процессов, проходящих в современную нам эпоху, раскрывается как проект глобального изменения человеческого общества и самого человека. Можно увидеть, как разрушаются прежние, традиционные смыслы, и замещаются новыми, имеющими вирусную природу. Исторически эту трансформацию удобно связывать с именем Прометея (это чуть ли не самоназвание данного проекта). |
| Наверх | | АвторТ.В. Серегина |  | В статье рассматриваются вопросы специфики русской
провинции, поднимаемые отечественными мыслителями и учёными – Н. Бердяевым, Н.
Данилевским, Вл. Соловьевым, В. Розановым и др., в центре размышления которых
находились проблемы русской духовной жизни в контексте категорий
«центр-периферия», «столица-провинция». |
| Наверх | | АвторВ. О. Хвостикова |  | Статья представляет собой очерк образа «идеального города» и его развития в истории. Показано, как меняются цели градостроителей и черты «идеального города» в зависимости от историко-культурного контекста. |
| Наверх | | АвторЮ.В. Таратухина |  | Очерк взглядов Ю.М. Лотмана на семиотику Петербурга |
| Наверх | | АвторИнга Томан |  | Образы
Рая, «золотого века», «доброго старого времени» всегда ассоциировались с жизнью
в гармонии с природой. Однако, как
понималась эта гармония в разные эпохи и когда к ностальгическим мечтам о былом
стали примешиваться сожаление о неподобающем отношении к природе и чувство вины
перед ней? |
| Наверх | | АвторАндрей Дахин |  | Автор анализирует участие возможности привязки знаково-символических комплексов к конкретным городам и парадоксы переименования. |
| Наверх | | АвторЗамятина Н.Ю. |  | Системы
ценностей в разных странах неодинаковы. То, что поощряется в одной стране,
порицается в другой, и наоборот. Почему, например, у нас почти нет
"вестернов" по мотивам собственной истории (их можно было бы назвать
"истернами")? Как американцы, так и русские еще сравнительно недавно
боролись за освоение новых территорий. Бросок через тысячи километров угрюмой
сибирской тайги был не менее тяжелым, чем "героический" переход через
Аппалачи. Буйный "ковбойский" нрав Дикого Запада не был чужд и нашим
окраинам. Почему же мы, в отличие от американцев, не восхищаемся героями нашего
Дикого Востока? Почему оказались столь различными роли, отведенные процессу
колонизации в русской и американской культурах? Ответ на эти вопросы можно
получить, обратившись к истокам формирования национальных традиций. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 101 - 125 из 133 |
|
|
|