ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Основная цель идущей в России кампании по вакцинации

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры

Теория культуры

Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?

Об этом - настоящий раздел.

Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




Куда уходит детство из современной культуры?Печать
АвторВ.П. Козырьков  
Николай Богданов-Бельский Игра в шашки

В статье дается общая оценка феномена детства в современной культуре в связи с другими субкультурами и в контексте общей культуры. Высказывается идея, что возрастные субкультуры в культуре постмодернизма приобретают релятивный характер, а их содержание во все большей степени обусловлено не природой человека, а потребностями идеологии, экономики, политики и др. глобальных социальных систем. В этом процессе все большее значение приобретает феномен детства.


Наверх
 
Хищные вещи векаПечать
АвторМихель Гофман  
trish biddle Material Girls 2

Автор даёт очерк американского общества, где место подлинной культуры отвоёвывает (или даже уже отвоевало) потребление. Но, к сожалению, этот процесс происходит повсеместно, в глобальном масштабе, в том числе и в России.


Наверх
 
Информационное пространство: вызов культуреПечать
АвторВ.В. Миронов  
Лесли Олдейкер Следующие за мной

Автор рассматривает культурный сдвиг в результате возникновения глобального информационного пространства сквозь призму диалога культур: привычные контуры диалога культур - отдельных локальных или высокой и низкой культур внутри локальной разрушены; в результате человечество переживает кризис культуры как таковой (Культуры с большой буквы). 


Наверх
 
Раз-умениеПечать
АвторАндрей Карпов  
Мишель дель Кампо Девушки, сидящие с книгой

С наступлением цифровой эпохи изменился характер познания.  Может быть, мы теперь знаем меньше, чем следует? 



Наверх
 
Феномен человека-смартфонаПечать
АвторИрина Морозова  
Рубен Монахов Девушка со смартфоном, 2017

И останутся от нас одни аватары…

Из диалогов со студентами


Наверх
 
Прощальные песниПечать
АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф.  
Татьяна Юшманова Праздник

Частично публиковалось в журнале «Философия   хозяйства»  2017.  № 2


Наверх
 
Почему вокруг так много тату?Печать
Норман Роквелл. Татуировщик. Обложка для журнала ''The Saturday Evening Post'' (4 марта 1944)

Интервью редактора сайта Культуролог порталу Кавказский геополитический клуб

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба.


Наверх
 
Китч как норма современной культурыПечать
АвторГалина Варакина, доктор культурологии  
Джефф Кунс "Священное сердце", 2008

История, сущностные характеристики китча и его место в обществе потребления.


Наверх
 
Этика технократизмаПечать
АвторМиронов А.В.  
Ацуши Кояма. Без названия 10. 2014

Главы из книги "Технократизм - вектор развития глобализации". Полный текст книги доступен по этой ссылке>>>


Наверх
 
Базисные культурно-социальные процессы современностиПечать
АвторАндрей Карпов  
Питер Брейгель-старший «Вавилонская башня», 1563

Иван Карамазов о Великом Инквизиторе: «На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы великого страшного духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, “недоделанные пробные существа, созданные в насмешку”. И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми».

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

В развитии современного мира некоторые процессы можно определить как базисные. Это - то, что определяет лицо завтрашнего дня и объясняет изменения, происходящие сегодня.


Наверх
 
"Джаз-фантазия" Карла СэндбергаПечать
АвторКонстантин Белов  
Юлиус Леблан Стюарт. Дамы Голдсмит в Булонском лесу в 1897 году на автомобиле, 1901

(Выступление  перед студентами политехнического института)

Мы присутствуем при рождении нового дня

или при наступлении новой кромешной ночи.

Н.А. Бердяев


Наверх
 
Нирванизм постмодернизмаПечать
АвторВиктор Аксючиц  
rerih.jpg

В современной культуре господствует постмодернистский дух. Пагубные веяния насаждаются не «мировым заговором», «мировым правительством» или «враждебными силами», а «по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе» (Ф.М. Достоевский). Идейные мании распространяются и заразны для человеческого духа, также как вирусы для тела. И только духовное, нравственное и интеллектуальное здоровье, то есть метафизический иммунитет личности позволяет самосохраниться в заражённой культурной атмосфере.


Наверх
 
Антиномии постмодернизмаПечать
АвторАндрей Карпов  
broken_dancer.jpg

...между мирозданием по христианству и мирозданием по постмодернизму при желании можно разглядеть что-то общее. И это — не случайно. Постмодернизм вытеснил и подменил христианство. Он не смог бы это сделать, если бы в чём-то не затрагивал те же струны нашей души...


Наверх
 
Генезис игрушкиПечать
АвторВениамин Гудимов  
Картина современной художницы Татьяны Дерий Вечерняя песенка

Подготавливая эту cтатью, вспомнил встречу с ребенком, который считал себя роботом, ходил по ночам в школу для роботов и верил, что сам скоро станет роботом. Родители были в ужасе, поскольку ребенок в движениях и интонациях повторял своих кумиров из мультфильмов. Социальная действительность изменяется: если ребенок в детском саду не просвещен в области «биониклов» и «человеков-пауков» — возникает риск неприятия его группой. Затем — типичная и знакомая многим ситуация, когда подвижный ребенок садится перед телеэкраном с мелькающими кадрами мульт-сериала — он успокаивается. Далее — понимание того факта, что в настоящее время нет просто игрушек, есть «высокотехнологичный продукт», который воздействует на психику ребенка определенным образом… Словом, поводов для углубления в тему достаточно.


Наверх
 
МодаПечать
АвторРозин В.М., д-р философ.н., проф.  
Картина русского художника Валентина Серова - иллюстрация к теме Мода - Портрет Г.Л. Гиршман

Мода как культурно-семиотический и психологический феномен


Наверх
 
Языковые игры в парадигме «affirmo ergo est»Печать
АвторЛ. В. Щеглова, д.филос.н., проф.  
Александра Еськова Разговор

Автор размышляет, к каким культурным и дискурсивным последствиям приводит переход от рациональной парадигмы cogito ("мыслю") к современной парадигме affirmo ("представляю").


Наверх
 
Пиксель в пространстве городской архитектурыПечать
АвторНиколаева Е.В.  
пиксельная скульптура «Flowing Pixels» возле здания кампуса Нью-Йоркского университета

Культурный концепт и его смыслы


Наверх
 
Глобализация в свете культурыПечать
АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф.  
Павел Гришин. Globalization, 2012

При первом взгляде на глобализацию она предстает как усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения  земного шара единого человечества. Радоваться бы этому! О жизни "без границ и контрибуций" мечтали самые благородные умы. Однако в который раз подтверждается, что реальное осуществление некогда  желанных целей часто проблем порождает больше, чем решает.


Наверх
 
Прометеевский проектПечать
АвторАндрей Карпов  
Константин Хансен. Прометей, создающий человека

Анализ процессов, проходящих в современную нам эпоху, раскрывается как проект глобального изменения человеческого общества и самого человека. Можно увидеть, как разрушаются прежние, традиционные смыслы, и замещаются новыми, имеющими вирусную природу. Исторически эту трансформацию удобно связывать с именем Прометея (это чуть ли не самоназвание данного проекта). 


Наверх
 
Провинциальная культура и русская провинцияПечать
АвторТ.В. Серегина  
Борис Кустодиев - Провинция, 1919

В статье рассматриваются вопросы специфики русской провинции, поднимаемые отечественными мыслителями и учёными – Н. Бердяевым, Н. Данилевским, Вл. Соловьевым, В. Розановым и др., в центре размышления которых находились проблемы русской духовной жизни в контексте категорий «центр-периферия», «столица-провинция». 


Наверх
 
Образ идеального города как культурный архетипПечать
АвторВ. О. Хвостикова  
Неизвестный итальянский автор (предположительно Пьеро делла Франческа) - Идеальный город (около 1470 или позднее - до начала XVI в.)

Статья представляет собой очерк образа «идеального города» и его развития в истории. Показано, как меняются цели градостроителей и черты «идеального города» в зависимости от историко-культурного контекста. 


Наверх
 
Пространство городской культурыПечать
АвторЮ.В. Таратухина  
Павел Еськов. Львиный мостик. В начале зимы

Очерк взглядов Ю.М. Лотмана на семиотику Петербурга


Наверх
 
Чувство вины перед природой в культуре античности и РенессансаПечать
АвторИнга Томан  
Константин Маковский. счастливая Аркадия, 1890

Образы Рая, «золотого века», «доброго старого времени» всегда ассоциировались с жизнью в гармонии с природой. Однако,  как понималась эта гармония в разные эпохи и когда к ностальгическим мечтам о былом стали примешиваться сожаление о неподобающем отношении к природе и чувство вины перед ней?


Наверх
 
Имена городов в структуре локальных социо-культурных пространствПечать
АвторАндрей Дахин  
Дмитрий Попков. Фотография здания Белорусского вокзала со стороны платформ.

Автор анализирует участие возможности привязки знаково-символических комплексов к конкретным городам и парадоксы переименования.


Наверх
 
Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурахПечать
АвторЗамятина Н.Ю.  
Джеральд Харви Влажное утро

Системы ценностей в разных странах неодинаковы. То, что поощряется в одной стране, порицается в другой, и наоборот. Почему, например, у нас почти нет "вестернов" по мотивам собственной истории (их можно было бы назвать "истернами")? Как американцы, так и русские еще сравнительно недавно боролись за освоение новых территорий. Бросок через тысячи километров угрюмой сибирской тайги был не менее тяжелым, чем "героический" переход через Аппалачи. Буйный "ковбойский" нрав Дикого Запада не был чужд и нашим окраинам. Почему же мы, в отличие от американцев, не восхищаемся героями нашего Дикого Востока? Почему оказались столь различными роли, отведенные процессу колонизации в русской и американской культурах? Ответ на эти вопросы можно получить, обратившись к истокам формирования национальных традиций. 


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 101 - 125 из 133

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение