ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Основная цель идущей в России кампании по вакцинации

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры

Теория культуры

Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?

Об этом - настоящий раздел.

Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




Информация – знание – мудростьПечать
АвторАртановский С.Н., д-р филос.наук, проф.  
М.В. Нестеров Пустынник

Информация – знание – мудрость: от преходящего к вечному.

Теги:   Знание


Наверх
 
Формально-логические и философские основы современного консерватизмаПечать
АвторДмитрий Дубнов  
Андрей Лях - Благослови меня, мама

Тезисы доклада. Доклад презентован на конференции "Глобальные тенденции развития мира" (Москва, ИНИОН РАН, 14 июня 2012 г.) 


Наверх
 
Миф и магия как понятия и область гуманитарного изученияПечать
АвторРозин В.М., д-р филос.наук, проф.  
Александр Воронков - Похищение Европы, 2001

Случаен ли современный интерес к изучению мифа и магии? Почему вдруг даже методологи, а не только философы, антропологи и культурологи пытаются понять природу этих феноменов?


Наверх
 
О сущности культурной традицииПечать
АвторЗапесоцкий А.С, Лукьянов В.Г.  
Фотография Дмитрия Сергеевича Лихачева

Сквозь призму научного наследия Д.С. Лихачева (1906-1999)


Наверх
 
Парадигма в культуреПечать
АвторЛалетин Д. А.  
картина художника раннего итальянского Возрождения Лука делла Роббиа

Впервые понятие «парадигма»  начали использовать античные философы. В языке современной науки это понятие стало популярно с подачи Томаса Куна. В настоящее время происходит расширение поля применения рассматриваемого понятия.


Наверх
 
Смерть культуры. Да здравствует культура!Печать
АвторРозин В.М., д-р филос. наук, проф.  
Картина
художника Винсента Ван Гога Сеятель на закате солнца

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания (во всяком случае, я ощущаю). Не в последнюю очередь, потому, что накопленные знания позволяют выйти на новое понимание культуры, но и потому, что приходится обсуждать парадоксальное заявление о смерти культуры.


Наверх
 
Христианское и светское понимание прогрессаПечать
АвторДзема А.И., канд. филос. наук  
Роквелл Кент. Сила... для колес прогресса (Из серии Битуминозный уголь), 1945

Прогресс переводится с латинского как «продвижение», то есть поступательное движение. Именно так рассматривалась история на протяжении многих столетий. Сегодня понятие прогресса в социальных науках утратило статус общепринятого взгляда на общественное развитие. То, почему это произошло, мы обсудим в нашей статье. 


Наверх
 
Проблемы синтеза основных дефиниций культурыПечать
АвторД.В. Пивоваров, д-р филос. наук, проф.  
Зинаида Серебрякова - Атрибуты искусства

Критическому анализу подвергаются аксиологические, операциональные и семиотические дефиниции культуры. Обсуждаются три основных стадии развития понятия культуры и смены главных  смыслов этого понятия. Автор формулирует синтетическое определение: культура есть идеалообразующая сторона человеческой жизни и деятельности. 


Наверх
 
Культура как процессПечать
АвторЛалетин Д. А.  
Джованни Паоло Панини - Каприччо с римскими руинами и аркой Константина, 1731

О культурологии и её трудноопределимом предмете - культуре.


Наверх
 
К вопросу об окончательном определении термина "культура"Печать
АвторВажинский Н. П., канд. филос. наук  
Художник венецианской школы - Император Август и Сивилла

Пока культура не имеет однозначного определения, можно ли считать, что культурология существует как наука? Автор предлагает свою формулировку определения термина "культура".


Наверх
 
Публичное пространствоПечать
АвторАндрей Карпов  
картина
художника Шматько Л.А. Выступление Ленина о плане ГОЭЛРО

Наши представления о том, что представляет собой публичное пространство, часто интуитивны. Для того, чтобы иметь ясную картину, как устроен механизм идеологии, надо разобраться в числе базовых понятий и с публичным пространством.

 


Наверх
 
Мир вещей. Лекция по теории культурыПечать
АвторАндрей Карпов  
Евгений Ивкин - Забытые вещи отца

Первая лекция по теории культуры: даётся понятия мира культуры. Приводятся примеры расшифровки комплекса отношений стоящих за самыми простыми предметами нашего быта.


Наверх
 
Мир природных объектов. Лекция по теории культурыПечать
АвторАндрей Карпов  
Дмитрий Белюкин - Три брата, 2006

Вторая лекция по теории современной культуры: показываются приёмы, с помощью которых культура осваивает мир природных объектов. Описывается, как мир, в котором мы живём, попадает в пространство нашей культуры.


Наверх
 
Мир символов. Лекция по теории культурыПечать
АвторАндрей Карпов  
Илья Глазунов - Райские птицы Древней Руси, 2010

Третья лекция по теории культуры: вводится понятие символа. Даётся описание функционирования символа.  Показывается символическая природа мифа. Место традиции в мире символов. Современное состояние культуры.


Наверх
 
Историчность в культуреПечать
АвторАндрей Карпов  
Сергей Соловьёв - Семья. Кормящая мать, 1967

Человечество исторично.

Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, народы воюют друг с другом…

Теги:   Культура


Наверх
 
Что такое культураПечать
АвторАндрей Карпов  
Илья Глазунов «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию», 1980

Чтобы понять что-то, необязательно давать ему определение. Определение не снимает непонимания. Можно попытаться проанализировать связи, рождаемые  объектом исследования, в том числе и в нашем  сознании, и тогда кое-что прояснится.


Наверх
 
Жёлтые брюки и зелёный галстукПечать
АвторАндрей Карпов  
Александр Борисенко - иллюстрация к книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», 1994

Как меняется культурный код


Наверх
 
Игровая деятельность как основа трудового воспитания русского народаПечать
АвторНадежда Тимошкина  
Владимир Маковский - Утро во дворе. Дети, 1895

В статье рассматривается роль народных игр истории в приобщения детей к трудовой деятельности, раскрывается их влияние на формирование умения жить в обществе. 


Наверх
 
Зачем нужна традицияПечать
АвторАндрей Карпов  
Игорь Кравцов - Отец и сын. Тишина, 2009

«Если бы молодость знала, если бы старость могла» — знакомые строчки. Мы словно цитируем какое-то популярное стихотворение. Но такого нет.


Наверх
 
Сравнительно-исторический метод в гуманитарных исследованиях и русская идеяПечать
АвторАртановский С.Н., д-р филос.наук, проф.  
Михаил Нестеров - Два лада, 1905

Во второй половине XIX века в России сложилась историософская концепция, получившая название русская идея. По мнению автора, она была определенным этапом эволюции русской национальной идеи. В это время в русской фольклористике и литературоведении появилось течение, которое избрала своим основным методом сравнительно-исторический. В статье выявляется взаимосвязь русской идеи и сравнительно-исторического метода в гуманитарных исследованиях.


Наверх
 
Культура, цивилизация, просвещение – история понятий на русской почвеПечать
АвторСугай Л.А.  
Николай Павлов «А.С. Пушкин в книжной лавке А.Ф. Смирдина», автолитография, 1936

Термины "культура", "цивилизация" и "просвещение" в России XIX – начала XX века (Велланский, Пушкин, Гоголь, символисты)


Наверх
 
Шпенглер о РоссииПечать
АвторБорис Парамонов  
Илья Глазунов. Закат Европы

Автор принадлежит к эмигрантской культуре (консервативному её изводу). Живя в США и работая на "Радио Свобода", он, конечно, не мог не подпасть под стереотипы, господствующие в американском публичном пространстве. И в то же время его мысли о Шпенглере и описании русской культуры во втором томе "Заката Европы" достаточно интересны. Статья публикуется без сокращений.


Наверх
 
Рождественский вертепПечать
АвторАнна Карамышева  
Копия вертепного театра с коллекцией кукол из Старорусского уезда Новгородской губернии. (Подлинник, приобретенный в 1902 году, хранится в фондах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург)

Хочу рассказать об удивительном, ярчайшем явлении славянского фольклора — рождественском вертепе.


Наверх
 
Парадоксы культурологииПечать
АвторАхутин А.В.  
Рене Магритт - Друг порядка, 1964

Культура - это сфера, в которой человек соотносится с собой. А культурология имеет своим предметом эту рефлексию, выраженную в различных формах. Автор анализируют парадоксы, возникающие в силу подобной позиции исследователя "над самим собой". 


Наверх
 
Маска как элемент культурыПечать
АвторВячеслав Иванов  
Евгений Суржан Маска в маске

Статья была написана для каталога выставки Масок, предполагающейся в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 2006 г. Основное содержание работы было доложено 7 июня 2005 г. на конференции об идентичности в Институте славяноведения РАН.


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 26 - 50 из 133

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение