Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| АвторАртановский С.Н., д-р филос.наук, проф. | | Информация – знание – мудрость: от преходящего к вечному. |
| Наверх | | АвторДмитрий Дубнов | | Тезисы доклада. Доклад презентован на конференции "Глобальные тенденции развития мира" (Москва, ИНИОН РАН, 14 июня 2012 г.) |
| Наверх | | АвторРозин В.М., д-р филос.наук, проф. | | Случаен ли современный интерес к
изучению мифа и магии? Почему вдруг даже методологи, а не только философы,
антропологи и культурологи пытаются понять природу этих феноменов? |
| Наверх | | АвторЗапесоцкий А.С, Лукьянов В.Г. | | Сквозь призму научного наследия Д.С. Лихачева (1906-1999) |
| Наверх | | АвторЛалетин Д. А. | | Впервые понятие «парадигма» начали использовать античные философы. В языке современной науки это понятие стало популярно с подачи Томаса Куна. В настоящее время происходит расширение поля применения рассматриваемого понятия. |
| Наверх | | АвторРозин В.М., д-р филос. наук, проф. | | К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания (во всяком случае, я ощущаю). Не в последнюю очередь, потому, что накопленные знания позволяют выйти на новое понимание культуры, но и потому, что приходится обсуждать парадоксальное заявление о смерти культуры. |
| Наверх | | АвторДзема А.И., канд. филос. наук | | Прогресс переводится с латинского как «продвижение», то есть поступательное движение. Именно так рассматривалась история на протяжении многих столетий. Сегодня понятие прогресса в социальных науках утратило статус общепринятого взгляда на общественное развитие. То, почему это произошло, мы обсудим в нашей статье. |
| Наверх | | АвторД.В. Пивоваров, д-р филос. наук, проф. | | Критическому анализу подвергаются аксиологические, операциональные и семиотические дефиниции культуры. Обсуждаются три основных стадии развития понятия культуры и смены главных смыслов этого понятия. Автор формулирует синтетическое определение: культура есть идеалообразующая сторона человеческой жизни и деятельности. |
| Наверх | | АвторЛалетин Д. А. | | О культурологии и её трудноопределимом предмете - культуре. |
| Наверх | | АвторВажинский Н. П., канд. филос. наук | | Пока культура не имеет однозначного определения, можно ли считать, что культурология существует как наука? Автор предлагает свою формулировку определения термина "культура". |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Наши представления о том, что представляет собой публичное пространство, часто интуитивны. Для того, чтобы иметь ясную картину, как устроен механизм идеологии, надо разобраться в числе базовых понятий и с публичным пространством. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Первая лекция по теории культуры: даётся понятия мира культуры. Приводятся примеры расшифровки комплекса отношений стоящих за самыми простыми предметами нашего быта. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Вторая лекция по теории современной культуры: показываются приёмы, с помощью которых культура осваивает мир природных объектов. Описывается, как мир, в котором мы живём, попадает в пространство нашей культуры. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Третья лекция по теории культуры: вводится понятие символа. Даётся описание функционирования символа. Показывается символическая природа мифа. Место традиции в мире символов. Современное состояние культуры. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Человечество исторично. Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, народы воюют друг с другом… |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Чтобы понять что-то, необязательно давать ему определение. Определение не снимает непонимания. Можно попытаться проанализировать связи, рождаемые объектом исследования, в том числе и в нашем сознании, и тогда кое-что прояснится. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Как меняется культурный код |
| Наверх | | АвторНадежда Тимошкина | | В статье рассматривается роль народных игр истории в приобщения детей к трудовой деятельности, раскрывается их влияние на формирование умения жить в обществе. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | «Если бы молодость знала, если бы старость могла» — знакомые строчки. Мы словно цитируем какое-то популярное стихотворение. Но такого нет. |
| Наверх | | АвторАртановский С.Н., д-р филос.наук, проф. | | Во второй половине XIX века в России сложилась историософская концепция, получившая название русская идея. По мнению автора, она была определенным этапом эволюции русской национальной идеи. В это время в русской фольклористике и литературоведении появилось течение, которое избрала своим основным методом сравнительно-исторический. В статье выявляется взаимосвязь русской идеи и сравнительно-исторического метода в гуманитарных исследованиях. |
| Наверх | | АвторСугай Л.А. | | Термины "культура", "цивилизация" и "просвещение" в России XIX – начала XX века (Велланский, Пушкин, Гоголь, символисты) |
| Наверх | | АвторБорис Парамонов | | Автор принадлежит к эмигрантской культуре (консервативному её изводу). Живя в США и работая на "Радио Свобода", он, конечно, не мог не подпасть под стереотипы, господствующие в американском публичном пространстве. И в то же время его мысли о Шпенглере и описании русской культуры во втором томе "Заката Европы" достаточно интересны. Статья публикуется без сокращений. |
| Наверх | | АвторАнна Карамышева | | Хочу рассказать об удивительном, ярчайшем явлении славянского фольклора — рождественском вертепе. |
| Наверх | | АвторАхутин А.В. | | Культура - это сфера, в которой человек соотносится с собой. А культурология имеет своим предметом эту рефлексию, выраженную в различных формах. Автор анализируют парадоксы, возникающие в силу подобной позиции исследователя "над самим собой". |
| Наверх | | АвторВячеслав Иванов | | Статья была написана для каталога выставки Масок, предполагающейся в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 2006 г. Основное содержание работы было доложено 7 июня 2005 г. на конференции об идентичности в Институте славяноведения РАН. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 26 - 50 из 133 |
|
|
|