Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| АвторЛосева О.А., д.филос.н. |  | Обзор историософских концепций - начиная с Геродота и до наших дней. |
| Наверх | | АвторПавел Герасимов |  | Может ли учёный работать без идеологии? Отечественная наука берёт своё начало с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Какая идеология, какой нравственный и философский посыл , по его мнению, должен лежать в основании российской науки? |
| Наверх | | АвторЕвгений Ивахненко, д.ф.н., проф. |  | Автор рассматривает феномен эмиссии знания (по аналогии с денежной эмиссией) и установление эпистемологической зависимости всего мира от институтов образования и воспроизводства знаний США. Вероятно, это - наиболее фундаментальный уровень создающейся конструкции глобального мира, в результате чего закладывается эпистемологическое превосходство Запада над всем человечеством. |
| Наверх | | АвторД.В. Пивоваров, д-р философ.н., проф. |  | В статье даётся общий обзор конкурирующих эпистемических (от греч. epistēmē знание) тенденций - авторитарного монизма (сциентизма) и анархического плюрализма (асциентизма). Анализируется такая форма сциентизма как феномен обожествления учёного (на основе образа Исаака Ньютона). |
| Наверх | | АвторМ.В. Гуреев, к. филос. н., доцент |  | Если вспомнить историю становления научного знания, то налицо тот факт, что церкви, монастыри, богословские институты и т.п. заведения были одним из первоначальных и главных оплотов познания как такового и научного знания в частности. Во всяком случае, данная ситуация была характерна для территории Европы и зарождающегося русского государства. Несомненно, познавательные стратегии человечества были тесно связаны с Богопознанием, хотя в дальнейшем и наметился раскол познания на «чистую» науку и богословскую. |
| Наверх | | АвторПороховская Т.И. |  | Принцип толерантности может использоваться в качестве механизма социальной регуляции. Насколько этому механизму можно доверять? |
| Наверх | | АвторКонстантин Фрумкин |  | В статье рассматривается измения морали за последние сто лет, а также актуальные сегодня этические концепции. Ставится вопрос о направлениях дальнейшкго развития морали и указываются возникающие в связи с этим проблемы. |
| Наверх | | АвторМ.В. Гуреев, к. филос. н., доцент |  | Авторское название: Роль моральной кодификации в развитии общества |
| Наверх | | АвторДмитрий Беляков |  | В статье рассматриваются понятийные оппозиции европейского эстетического дискурса, анализируются корреляции мифологии и истории в процессе развития художественного творчества. |
| Наверх | | АвторО.В. Финслер |  | В статье анализируются философские концепции
времени в контексте становления изобразительного искусства, осуществляется
сопоставление взглядов мыслителей(Аристотеля, Канта, Лейбница, Бергсона и др.)
на сущность времени с творческой манерой и художественным видением живописцев
различных эпох (Леонардо да Винчи, Тинторетто, Ватто, Руссоло и др.).
Прослеживается непосредственное влияние ценностно-мировоззренческих оснований
культуры и философских концепций на художественное воплощение. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | Диалектика формы и содержания. Современное искусство как пренебрежение содержанием. |
| Наверх | | АвторИрина Антонова |  | Что происходит с искусством? - мысли легендарного директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, занимавшей эту должность с 1961 по 2013 год. |
| Наверх | | АвторАлиса Загрядская |  | Символическое в эстетическом
мышлении человека Ренессанса |
| Наверх | | АвторВ.В. Прозерский |  | Рождение эстетики как философской науки в середине XVIII века подготавливалось долгим путем созревания в европейском сознании новых представлений о духовном мире личности, сменой ценностных приоритетов, побудившей признать, наконец, имманентное значение красоты и искусства в культуре и жизни отдельного человека. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | Эстетическое начало присуще человеку, но его проявления меняются с ходом истории. Сегодня мы стоим на пороге масштабного перерождения эстетики, в результате которого может появиться качественно новое "третье" искусство, которое настолько же отличается от привычного искусства нашего времени, как оно - от синкретического искусства. Скачать текст статьи без картинок>>> Скачать текст статьи с картинками>>>
|
| Наверх | | АвторС.Н. Труфанов |  | Одно дело –
ход возникновения и подготовительные
работы какой-либо науки,
и совсем другое – сама эта наука. Г.В.Ф. Гегель |
| Наверх | | АвторАлександр Фельдман |  | "Красота избавляет от пустоты" О красоте (и чуть-чуть о красоте в художественной фотографии) |
| Наверх | | АвторНиколаева Е.В., канд. культурологии, доцент |  | В культуре новейшего времени, наполняющейся все новыми технологиями производства культурных артефактов, становится очевидной принципиально иная сущность произведения искусства и способов его бытования. |
| Наверх | | АвторАлександр Фельдман |  |
"свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи..."
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Леонардо да Винчи
Все художественное эстетично, но не все эстетичное художественно. А. Ф. Лосев
|
| Наверх | | АвторТатьяна Ропот, канд. искусствоведения |  | “... тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде.” Дж. Оруэлл. |
| Наверх | | АвторКонстантин Белов |  | Полон заслуг, однако поэтическим
жительствует человек на этой земле. Гёльдерлин Невозможное – невеста человечества, и к нему летят наши души. Андрей Платонов |
| Наверх | | АвторКазин А.Л., д-р философ.н., проф. |  | Эстетика русской истории. Искусство и общество. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов |  | Совершенство Божие являет нам Истину, Добро и Красоту. Таким образом, эти понятия имеют единый корень и изначально взаимоувязаны. Совершенная эстетика неотделима от этики и онтологии. Но человек в нынешнем его состоянии – существо падшее. Он не способен быть носителем подобной культуры. Человек тяготеет к греху, и грех через человека входит в культуру и становится одним из культурообразующих факторов. |
| Наверх | | АвторВ.М. Соловьев |  | Что такое виртуал – окно во вторую реальность или продолжение первой? |
| Наверх | | АвторМарина Матлахова |  | Трансформации приватного и публичного в современной культуре |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 76 - 100 из 134 |
|
|
|