ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Теория культуры

Теория культуры

Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?

Об этом - настоящий раздел.

Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




Философские основания исторического познанияПечать
АвторЛосева О.А., д.филос.н.  
Прошлое М.К. Чюрлёнис

Обзор историософских концепций - начиная с Геродота и до наших дней.


Наверх
 
М.В. Ломоносов о нравственных основаниях отечественной наукиПечать
АвторПавел Герасимов  
Картина художника Владимира Балакая Дамоклов меч

Может ли учёный работать без идеологии? Отечественная наука  берёт своё начало с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Какая идеология, какой нравственный и философский посыл , по его мнению, должен лежать в основании российской науки?


Наверх
 
Геополитическая корпорация знанияПечать
АвторЕвгений Ивахненко, д.ф.н., проф.  
Дэниэл Лавдей. Commuticon II

Автор рассматривает феномен эмиссии знания (по аналогии с денежной эмиссией) и установление эпистемологической зависимости всего мира от институтов образования и воспроизводства знаний США. Вероятно, это - наиболее фундаментальный уровень  создающейся конструкции глобального мира, в результате чего закладывается эпистемологическое превосходство Запада над всем человечеством.


Наверх
 
Сциентизм: культ избранного учёногоПечать
АвторД.В. Пивоваров, д-р философ.н., проф.  
Владимир Копылов Гранит науки

В статье даётся общий обзор конкурирующих эпистемических (от греч. epistēmē знание) тенденций - авторитарного монизма (сциентизма) и анархического плюрализма (асциентизма). Анализируется такая форма сциентизма как феномен обожествления учёного (на основе образа Исаака Ньютона).


Наверх
 
Влияние богословских предпосылок на познавательные стратегии наукиПечать
АвторМ.В. Гуреев, к. филос. н., доцент  
Сотворение мира

Если вспомнить историю становления научного знания, то налицо тот факт, что церкви, монастыри, богословские институты и т.п. заведения были одним из первоначальных и главных оплотов познания как такового и научного знания в частности. Во всяком случае, данная ситуация была характерна для территории Европы и зарождающегося русского государства. Несомненно, познавательные стратегии человечества были тесно связаны с Богопознанием, хотя в дальнейшем и наметился раскол познания на «чистую» науку и богословскую.


Наверх
 
Толерантность как добродетельПечать
АвторПороховская Т.И.  
Геннадий Животов Панки

Принцип толерантности может использоваться в качестве механизма социальной регуляции. Насколько этому механизму можно доверять? 




Наверх
 
Куда эволюционирует моральПечать
АвторКонстантин Фрумкин  
Годфрид Схалкен, Старуха, читающая мораль, ок. 1670-80

В статье рассматривается измения морали за последние сто лет, а также актуальные сегодня этические концепции. Ставится вопрос о направлениях дальнейшкго развития морали и указываются возникающие в связи с этим проблемы.




Наверх
 
Моральная кодификацияПечать
АвторМ.В. Гуреев, к. филос. н., доцент  
Гвидо Рени. Моисей с заповедями, 1600-1610 гг.

Авторское название: Роль моральной кодификации в развитии общества




Наверх
 
От «Спора о древних и новых» к «преднамеренному» и «непреднамеренному» в искусствеПечать
АвторДмитрий Беляков  
Франсуа Дебон - Салон де Рамбуйе, 1863

В статье рассматриваются понятийные оппозиции европейского эстетического дискурса, анализируются корреляции мифологии и истории в процессе развития художественного творчества.



Наверх
 
Философские концепции времени в изобразительном искусствеПечать
АвторО.В. Финслер  
«Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти», римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.

В статье анализируются философские концепции времени в контексте становления изобразительного искусства, осуществляется сопоставление взглядов мыслителей(Аристотеля, Канта, Лейбница, Бергсона и др.) на сущность времени с творческой манерой и художественным видением живописцев различных эпох (Леонардо да Винчи, Тинторетто, Ватто, Руссоло и др.). Прослеживается непосредственное влияние ценностно-мировоззренческих оснований культуры и философских концепций на художественное воплощение.



Наверх
 
Форма и содержаниеПечать
АвторАндрей Карпов  
Микеланджело Буонарроти - Оплакивание Христа (Пьета), 1499

Диалектика формы и содержания. Современное искусство как пренебрежение содержанием. 



Наверх
 
Гибель боговПечать
АвторИрина Антонова  
Павел Филонов - Животные, 1925-1926

Что происходит с искусством? -  мысли легендарного директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, занимавшей эту должность с 1961 по 2013 год. 



Наверх
 
Эстетика ВозрожденияПечать
АвторАлиса Загрядская  
Сандро Боттичелли - Портрет молодой женщины, 1480—1485

Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса



Наверх
 
Первый шаг в эстетикеПечать
АвторВ.В. Прозерский  
Фердинанд Кобелль (1740-1799) Пейзаж с одиноким путником

Рождение эстетики как философской науки в середине XVIII века подготавливалось долгим путем созревания в европейском сознании новых представлений о духовном мире личности, сменой ценностных приоритетов, побудившей признать, наконец, имманентное значение красоты и искусства в культуре и жизни отдельного человека.


Наверх
 
Игры с реальностьюПечать
АвторАндрей Карпов  
Мауриц Эшер. Рисующие руки, 1948

Эстетическое начало присуще человеку, но его проявления меняются с ходом истории. Сегодня мы стоим на пороге масштабного перерождения эстетики, в результате которого может появиться качественно новое "третье" искусство, которое настолько же отличается от привычного искусства нашего времени, как оно - от синкретического искусства. 

Скачать текст статьи без картинок>>>

Скачать текст статьи с картинками>>>  



Наверх
 
Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеалПечать
АвторС.Н. Труфанов  
Микаэль Анкер. Художественные критики

Одно дело – ход возникновения и подготовительные работы
какой-либо науки, и совсем другое – сама эта наука.

Г.В.Ф. Гегель



Теги:   Эстетика


Наверх
 
КрасотаПечать
АвторАлександр Фельдман  
Уильям Хогарт. Двор скульптора. Первая иллюстрация к трактату «Анализ красоты», 1753. Гравюра резцом, офорт

"Красота избавляет от пустоты"

О красоте (и чуть-чуть о красоте в художественной фотографии)




Наверх
 
Произведение высокого искусства в формате массовой культурыПечать
АвторНиколаева Е.В., канд. культурологии, доцент  
Светлана Кукуева Посетители музеев

В культуре новейшего времени, наполняющейся все новыми технологиями производства культурных артефактов, становится  очевидной принципиально иная сущность произведения искусства и способов его бытования.


Наверх
 
Художественное - это... (Вопрос к поисковой системе)Печать
АвторАлександр Фельдман  
Гюбер Робер. Художники

"свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи..."


Где дух не водит рукой
художника, там нет искусства.
Леонардо да Винчи

Все художественное эстетично, но
не все эстетичное художественно.
А. Ф. Лосев


Наверх
 
Тоталитарное искусствоПечать
АвторТатьяна Ропот, канд. искусствоведения  
Дуилио Камбеллотти Подъём Победы, правая сторона триптиха, фрески Дворца правительства, Рагуза, Сицилия

“... тоталитарная идея живет в сознании
интеллектуалов везде.”
Дж. Оруэлл.



Наверх
 
О подлинно художественномПечать
АвторКонстантин Белов  
Борис Кустодиев На Волге

Полон заслуг, однако поэтическим 
жительствует человек на этой земле.

Гёльдерлин

Невозможное – невеста человечества, 
и к нему летят наши души.

Андрей Платонов




Наверх
 
Русская красотаПечать
АвторКазин А.Л., д-р философ.н., проф.  
Михаил Нестеров Христова невеста

Эстетика русской истории. Искусство и общество.





Наверх
 
Предпосылки и основания современной эстетикиПечать
АвторАндрей Карпов  
Андрей Рублев. Святая Троица

Совершенство Божие являет нам Истину, Добро и Красоту. Таким образом, эти понятия имеют единый корень и изначально взаимоувязаны. Совершенная эстетика неотделима от этики и онтологии. Но человек в нынешнем его состоянии – существо падшее. Он не способен быть носителем подобной культуры. Человек тяготеет к греху, и грех через человека входит в культуру и становится одним из культурообразующих факторов.


Наверх
 
Торжество имитацииПечать
АвторВ.М. Соловьев  
Павел Кучинский - Шоры, 2016

Что такое виртуал – окно во вторую реальность или продолжение первой?


Наверх
 
Дом в эпоху виртуальностиПечать
АвторМарина Матлахова  
Владимир Кутилин. У своего порога, 1979

Трансформации приватного и публичного в современной культуре


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 76 - 100 из 134

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение