Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863
Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
|
Автор
Запесоцкий А.С, Лукьянов В.Г.
|
 |
Сквозь призму научного наследия Д.С. Лихачева (1906-1999)
| |
Наверх
|
|
Автор
Лалетин Д. А.
|
 |
Впервые понятие «парадигма» начали использовать античные философы. В языке современной науки это понятие стало популярно с подачи Томаса Куна. В настоящее время происходит расширение поля применения рассматриваемого понятия.
| |
Наверх
|
|
Автор
Розин В.М., д-р филос. наук, проф.
|
 |
К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания (во всяком случае, я ощущаю). Не в последнюю очередь, потому, что накопленные знания позволяют выйти на новое понимание культуры, но и потому, что приходится обсуждать парадоксальное заявление о смерти культуры.
| |
Наверх
|
|
Автор
Дзема А.И., канд. филос. наук
|
 |
Прогресс переводится с латинского как «продвижение», то есть поступательное движение. Именно так рассматривалась история на протяжении многих столетий. Сегодня понятие прогресса в социальных науках утратило статус общепринятого взгляда на общественное развитие. То, почему это произошло, мы обсудим в нашей статье.
| |
Наверх
|
|
Автор
Д.В. Пивоваров, д-р филос. наук, проф.
|
 |
Критическому анализу подвергаются аксиологические, операциональные и семиотические дефиниции культуры. Обсуждаются три основных стадии развития понятия культуры и смены главных смыслов этого понятия. Автор формулирует синтетическое определение: культура есть идеалообразующая сторона человеческой жизни и деятельности.
| |
Наверх
|
|
Автор
Лалетин Д. А.
|
 |
О культурологии и её трудноопределимом предмете - культуре.
| |
Наверх
|
|
Автор
Важинский Н. П., канд. филос. наук
|
 |
Пока культура не имеет однозначного определения, можно ли считать, что культурология существует как наука? Автор предлагает свою формулировку определения термина "культура".
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Наши представления о том, что представляет собой публичное пространство, часто интуитивны. Для того, чтобы иметь ясную картину, как устроен механизм идеологии, надо разобраться в числе базовых понятий и с публичным пространством.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Первая лекция по теории культуры: даётся понятия мира культуры. Приводятся примеры расшифровки комплекса отношений стоящих за самыми простыми предметами нашего быта.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Вторая лекция по теории современной культуры: показываются приёмы, с помощью которых культура осваивает мир природных объектов. Описывается, как мир, в котором мы живём, попадает в пространство нашей культуры.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Третья лекция по теории культуры: вводится понятие символа. Даётся описание функционирования символа. Показывается символическая природа мифа. Место традиции в мире символов. Современное состояние культуры.
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Человечество исторично.
Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, народы воюют друг с другом…
| |
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
 |
Чтобы понять что-то, необязательно давать ему определение. Определение не снимает непонимания. Можно попытаться проанализировать связи, рождаемые объектом исследования, в том числе и в нашем сознании, и тогда кое-что прояснится.
| |
Наверх
|
|
Автор
Сугай Л.А.
|
 |
Термины "культура", "цивилизация" и "просвещение" в России XIX – начала XX века (Велланский, Пушкин, Гоголь, символисты)
| |
Наверх
|
|
Автор
Борис Парамонов
|
 |
Автор принадлежит к эмигрантской культуре (консервативному её изводу). Живя в США и работая на "Радио Свобода", он, конечно, не мог не подпасть под стереотипы, господствующие в американском публичном пространстве. И в то же время его мысли о Шпенглере и описании русской культуры во втором томе "Заката Европы" достаточно интересны. Статья публикуется без сокращений.
| |
Наверх
|
|
Автор
Анна Карамышева
|
 |
Хочу рассказать об удивительном, ярчайшем явлении славянского фольклора — рождественском вертепе.
| |
Наверх
|
|
Автор
Ахутин А.В.
|
 |
Культура - это сфера, в которой человек соотносится с собой. А культурология имеет своим предметом эту рефлексию, выраженную в различных формах. Автор анализируют парадоксы, возникающие в силу подобной позиции исследователя "над самим собой".
| |
Наверх
|
|
Автор
Вячеслав Иванов
|
 |
Статья была написана для каталога выставки Масок, предполагающейся в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 2006 г. Основное содержание работы было доложено 7 июня 2005 г. на конференции об идентичности в Институте славяноведения РАН.
| |
Наверх
|
|
Автор
Алексей Коваленок
|
 |
В статье содержатся размышления автора по поводу роли и значимости искусства позднего советского периода, которое выступило достаточно значимой системой духовно-идейного самоописания советского общества 70-80 – х годов прошлого века. Разумеется при этом, что вклад разных жанров и разных персональных центров в этот сложный и диалектически развертывающийся процесс был неоднозначным, но в целом искусство, культура, духовная жизнь этого периода играли роль такого духовного, идейного, художественного камертона эпохи, поднимаясь в ряде случаев и до глубоких философских обобщений. Время через таких творцов многопланово и отнюдь нелинейно размышляло о себе. Предпринята попытка философски осмыслить все богатство и многоцветье художественных исканий той эпохи, показать, как они и сегодня влияют на наше восприятие феномена советской цивилизации.
| |
Наверх
|
|
Автор
О. Ю. Бойцова, Е. А. Орех
|
 |
От светлой одежды — к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР 1950–80-х гг.
| |
Наверх
|
|
Автор
Йорг Зоннтаг
|
 |
Средневековые монахи и монахини как создатели и распространители увеселительных игр
| |
Наверх
|
|
Автор
Томан И.Б.
|
 |
«Не
говори: «Отчего это прежние дни были
лучше нынешних?» Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об том» (Екклесиаст. Гл.7)
«Прошлое
предлагает альтернативы неприемлемому
настоящему. В прошлом мы находим то,
чего недостает нам сегодня» (Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. М.,2004.
С.101)
| |
Наверх
|
|
Автор
Ильин А.Н., Панищев А.Л.
|
|
Наверх
|
|
Автор
Гульназ Коваленко
|
 |
Данная лекция была разработана автором в контексте чтения элективного курса «История материальной культуры» для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
| |
Наверх
|
|
Автор
Беляев И.А., Беляева Н.А.
|
 |
Статья посвящена исследованию возможных структурно-функциональных оснований демаркации культуры, субкультуры и контркультуры. Руководствуясь положениями о сущности и структуре культуры, разработанными Д.В. Пивоваровым, автор выявляет и анализирует соотношения смыслозадающих сакральных идеалов и социально-институциализированных светских идей, свойственных базовой культуре, составляющим ее субкультурным и сосуществующим с ней контркультурным образованиям.
| |
Наверх
|
|
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 26 - 50 из 124 |
|
|
|